|
|
|
Источник: Министерства связи и информации РК (mci.gov.kz)
04.11.2011 ИИН/БИН - путь к оптимизации и автоматизации госуслуг
Новый год сулит казахстанцам новшества при оформлении документов. Совсем скоро РНН и СИК станут достоянием истории. Их заменят 12-значные номера, которые будут выдаваться при рождении и сопровождать человека на протяжении всей жизни.
Госорганы страны готовились к этому шагу с 2007 года - именно тогда Парламент принял специальный Закон «О национальных реестрах идентификационных номеров», который должны были запустить в августе 2010 года. Но после того как Минфин обратился в Правительство с просьбой дать еще 1,5 года для полного сопоставления системы РНН с новыми ИИНами, переход страны на 12-значный «формат» был отодвинут на более поздний срок - январь 2012 года. В связи с чем, Министерство финансов Республики Казахстан совместно с заинтересованными государственными органами проводит сверку всех физических и юридических лиц на наличие ИИН/БИН и сопоставляет их с РНН и СИК, для того чтобы не было расхождении в информационных базах государственных органов. Итак, что представляет собой новая система и чего ожидать от нее казахстанцам? «У каждого человека - у физического и юридического лица - есть несколько кодов, номеров для идентификации. К ним относятся: номер удостоверения личности, РНН, СИК, которые используются налоговыми органами и органами социальной защиты населения. В то же время, у нас в Казахстане проживают граждане, у которых совпадают не только фамилия, имя, отчество, но и дата рождения, число казахстанцев с абсолютно одинаковыми данными может достигать 10-15 по каждому случаю. Как идентифицировать, что это именно его недвижимость, что это именно он получил образование? В настоящее время при обращении в банк или органы соцзащиты, при оформлении каких-либо документов гражданину необходимо указывать номер удостоверения личности, РНН, СИК, а также предоставлять по месту требования копии этих документов. Для того чтобы упростить и в то же время устранить какие-либо вопросы с идентификацией граждан было решено создать единую базу по всему Казахстану, чтобы все упорядочить», - прокомментировал Вице-министр связи и информации С. Сарсенов в интервью нашему корреспонденту. Индивидуальный идентификационный номер (ИИН) выдается всем физическим, а бизнес идентификационный номер (БИН) - юридическим лицам. С начала следующего года без него не смогут обслужить ни в одном банке и ни в одном государственном органе. На сегодняшний день БИНы присвоены абсолютно всем предпринимателям. В то же время, несколько тысяч казахстанцев в силу различных обстоятельств пока не обращались за получением ИИНов. Если удостоверение или паспорт выдан, начиная с августа 1997 года, то ИИН в них обязательно должен быть. Это 12-значное число обозначается на лицевой стороне документа под датой рождения. На удостоверениях последнего образца ИИН находится внизу справа, на удостоверениях со штрих-кодом - на обратной стороне. Их выдавали в августе 1997, накануне выборов Президента Казахстана. Если же идентификационного номера нет нигде, то удостоверение необходимо поменять в ЦОНе. С начала следующего года документы, удостоверяющие личность - паспорт, удостоверение личности, вид на жительство иностранца в Республике Казахстан, удостоверение лица без гражданства будут признаны недействительными, если в них не будет идентификационного номера. «Не лишним будет напомнить, что если удостоверение личности не содержит индивидуальный идентификационный номер - гражданину нужно обратиться в ЦОН, где до завершения текущего года он сможет получить новый документ с ИИН совершенно бесплатно. Для людей с ограниченными возможностями в ЦОНах предусмотрено обслуживание по заявкам социальных работников, близких родственников. Сотрудники ЦОНа могут выехать в медико-социальные учреждения либо на дом к инвалидам 1, 2 группы, которые не могут самостоятельно передвигаться, и оформить заявления на новые удостоверения», - добавил Сакен Сарсенов. «В связи с переходом на ИИНы и БИНы облегчается жизнь населения. Благодаря единой базе данных тот госорган, в который вы обратитесь, о вас уже будет знать благодаря ИИНу. История о человеке, смене личных данных, таких как фамилия, имя, отчество, если таковое имело место в жизни гражданина, другие необходимые сведения будут доступны госоргану, к которому вы обратились за услугой. Если раньше считалось, что казахстанцев заставляли бегать по госорганам, то сейчас до госорганов информация доходит в автоматическом режиме и не народ бегает, а система работает. Это очень удобно»- подчеркнул Вице-министр связи и информации. Также, только при наличии ИИН/БИН можно зарегистрироваться на портале «электронного правительства» и воспользоваться электронными услугами и сервисами, не выходя из дома. Так, например, можно с помощью ИИН получить справку о наличии/ отсутствии недвижимого имущества, о рождении, адресную справку, подать заявление на регистрацию брака, зарегистрировать ТОО или ИП и ряд других услуг. «От роста активности населения документооборот увеличивается. С другой стороны - при помощи сервисов и автоматизированных услуг сотрудники ЦОНов, госорганов могут обслужить большее количество граждан, чем раньше. Ведь ранее все делалось традиционным бумажным способом. На сегодняшний день идет тенденция к совершенствованию алгоритма оказания госуслуг, что также положительно влияет на скорость и качество их предоставления населению», - резюмировал Вице-министр С. Сарсенов.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |