|
|
|
Разумно использовать недра
Д. Ергожин, Председатель Налогового комитета Министерства финансов РК
Конкурентные преимущества Казахстана в мировой системе связаны с наличием его природных богатств. Развитие и эффективное использование сырьевой базы страны является главным фактором роста ее экономического потенциала. В связи с этим налогообложение сферы недропользования имеет важное стратегическое значение как с точки зрения формирования бюджета и бюджетов сырьевых регионов, так и оказывает значительное влияние на привлекательность отрасли для потенциальных инвесторов. Основой применения тех или иных методов налогового регулирования в сфере добычи полезных ископаемых является грамотная отраслевая государственная политика, формируемая как на ближайшую, так и на более отдаленную перспективу. Она должна быть направлена на обеспечение первостепенных задач государственной безопасности, разумного использования недр и охраны окружающей среды. Работа Правительства в этом направлении сегодня приобретает все более системный, комплексный характер, учитывая специфику и ориентацию национальной экономики. Несомненно, потенциал добывающего сектора казахстанской экономики при обеспечении полноты уплаты налогов достаточен для преодоления любых явлений, связанных с кризисом ликвидности на мировых финансовых рынках. Для эффективного осуществления налоговой политики в сфере недропользования Главой государства перед налоговыми органами были поставлены цели по повышению эффективности фискального мониторинга и необходимости проверки налоговых поступлений от крупных налогоплательщиков. Это было отражено в Послании Президента «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира». Во исполнение поручений в 2007 г. создано Специализированное управление НК МФ РК по работе с наиболее крупными недропользователями, осуществляющими деятельность в РК. Со временем функции этого подразделения расширены в части осуществления контроля за всеми недропользователями страны. В числе поставленных перед управлением задач - новые подходы к взаимоотношениям с налогоплательщиками, усовершенствование принципов мониторинга и контроля, привлечение международных консультантов в области налогообложения, защита всеми законными методами экономических интересов республики. Кроме того, изменена кадровая политика, что позволило укомплектовать структурное подразделение квалифицированными сотрудниками, обладающими большим практическим опытом работы в налоговых органах, нефтяных компаниях и финансовых организациях, владеющими иностранными языками. Глава государства в своем Послании народу Казахстана 6 февраля 2008 г. обозначил конкретные стратегические приоритеты в дальнейшей налоговой политике страны. Важнейшее из которых - снижение налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики и обеспечение компенсации ожидаемых потерь бюджета за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора. В целях восстановления экономических интересов государства в контрактах на недропользование и обеспечения полноты поступлений налоговых платежей от крупнейших недропользователей проведена масштабная работа: усовершенствованы законодательство в области налогообложения недропользователей, налоговый аудит, камеральный контроль и администрирование ранее заключенных контрактов. В реализацию поставленных задач в 2007-2008 гг. восстановлена равномерная налоговая нагрузка для всех недропользователей, основа которой - отмена стабильности налогового режима контрактов на недропользование. Этому предшествовала планомерная работа по анализу нормативных правовых актов как национального, так и международного законодательства в сфере недропользования, изучению международного опыта, проведению переговоров с недропользователями и независимыми международными консультантами. К этому процессу были привлечены эксперты, такие как Грегори Глисон, профессор Европейского центра им. Маршалла по изучению проблем безопасности (США), Даниел Джонстон, международный эксперт, учредитель редакционной коллегии журнала Global Energy Outlook, Gordon Moody, World Energy Outlook, Inc., Йоханнес Рат, член Международной ассоциации специалистов по переговорам в нефтяной отрасли (AIPN), член Немецкого горно-угольного общества и Общества нефтяных инженеров (SPE), Даниел Ергин, ведущий эксперт в нефтяной промышленности и международных отношениях, его книга «Добыча» была удостоена престижной Пулитцеровской премии. В результате удалось изменить отношение инвесторов и общества в целом к этому вопросу, и теперь все понимают, что установление налогов, регулирование тарифов и другие вопросы публично-правового регулирования относятся к суверенному праву государства. Результаты работы нашли свое отражение в новом Налоговом кодексе в виде отмены стабильности налогового режима контрактов на недропользование. С 1 января 2009 г. все недропользователи, за исключением работающих в рамках соглашений о разделе продукции (СРП - 15 недропользователей), исчисляют налоги в соответствии с налоговым законодательством, действующим на момент возникновения обязательств по их уплате. Отмена стабильности налогового режима позволила эффективно реформировать налоги и специальные платежи недропользователей, которые применены в равной мере ко всем. Так, по налогам и специальным платежам недропользователей поступления в консолидированный бюджет выросли на 25,7%, с 719,5 млрд. тенге в 2008 г. до 904,3 млрд. тенге в 2009 г. В частности, только по реформированному рентному налогу поступления увеличились с 0,9 млрд. тенге до 205,6 млрд. тенге, то есть в 228 раз. При этом значительный рост пришелся на 2009 г., несмотря на то, что он ознаменовал себя пиком кризиса и значительного падения цен на все виды полезных ископаемых. О достижении цели переноса нагрузки на сырьевой сектор экономики свидетельствует также рост доли поступлений специальных налогов и платежей недропользователей в ВВП в условиях действия нового Налогового кодекса (доля в ВВП в 2005-2008 гг. от 3,9% до 4,5%, в 2009-м - 5,6%). Таким образом, снижение ставки КПН с 30% до 20%, в том числе и для малого и среднего секторов экономики Казахстана, компенсировано за счет переноса налоговой нагрузки на недропользователей. При этом изменения в налоговом законодательстве, произошедшие в связи с введением в действие нового Налогового кодекса, принципиально не должны повлиять на привлекательность казахстанского сырьевого сектора для иностранных инвесторов. Как показывает анализ мировой практики, налогообложения в сфере добычи нефти и газа, суммарная налоговая нагрузка в ряде государств, считающихся достаточно привлекательными для подобных операций, существенно превышает налоговую нагрузку, обеспечиваемую в Казахстане. Например, еще практически недавно суммарная налоговая нагрузка на нефтегазовые операции в Норвегии достигала 93%. По последним данным, только ставка специального налога на углеводороды в этой стране достигает 50%, что в дополнение к 28-процентному налогу на прибыль корпораций образует весьма существенную налоговую нагрузку на добывающие компании. Даже в таких условиях зарубежные аналитики полагали, что в целом нефтегазовый сектор Норвегии является привлекательным для вложения инвестиций. В Великобритании нефтяные операции также подлежат налогообложению на достаточно высоком уровне. Налог на доходы от углеводородов (Petroleum Revenue Tax, или PRT) в этой стране составляет 50% (после снижения с 75%). Поэтому, принимая во внимание, что новое налоговое законодательство Казахстана установило повышенные ставки в отношении ряда налогов, нефтегазовые операции в Казахстане продолжают оставаться привлекательными для иностранных и национальных инвесторов. В части налогового аудита важно отметить, что выработан и внедрен в процесс налогового аудита единый подход к исчислению налогов и других обязательных платежей недропользователей, крупных налогоплательщиков. На сегодня по результатам проведенных проверок крупных недропользователей, курируемых специализированным управлением, в бюджет взыскано порядка 65 млрд. тенге. На стадии обжалования находятся результаты проверок доначисления, по которым составляют порядка 180 млрд. тенге. Управление «мониторит» в части налогообложения практически 40% экономики страны. Эффективность работы также подтверждается тем, что взыскиваемость доначисленных налогов крупным недропользователям увеличилась в 25 раз. Также доходы спецплатежей и налогов в консолидированный бюджет за 2007-2010 гг. выросли на 24,6%, с 391,5 млрд. тенге в 2007 г. до 1 590,7 млрд. тенге в 2010-м, сумма поступлений за 8 месяцев 2010-2011 гг. выросла на 43,4%, с 1 143,2 млрд. тенге до 1 639,7 млрд. тенге. Кроме того, с целью увеличения поступлений был разработан План мероприятий по улучшению налогового администрирования по налогам и спецплатежам недропользователей, согласно которому проводится камеральный контроль на предмет полноты и своевременности уплаты налогов и спецплатежей, работа с уполномоченными органами на предмет выявления неплательщиков, а также устранение нарушений в части занижения начисленных сумм и выявления дополнительных резервов с использованием информационных систем. Подводя итоги, отмечу, что Глава государства уделяет контролю над развитием этих отраслей особое значение, придавая первостепенное - скорейшей их модернизации и развитию, для обеспечения стремительного повышения конкурентоспособности казахстанской экономики. Именно поэтому вопросы налогообложения недропользователей, в наибольшей степени характеризующие состояние инвестиционного климата, являются приоритетными в работе НК МФ РК. В свою очередь, налоговые органы приложат все законные усилия для обеспечения защиты экономических интересов нашего государства и соблюдения конституционного принципа равенства всех перед законом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |