|
|
|
Системность совершенствования
Кабдрахман НАУРЫЗБАЕВ
На пороге юбилея суверенного развития Республики о своем видении современного состояния национальной правовой системы рассказывает Председатель Алматинского областного суда, д.ю.н. Мейрамбек ТАЙМЕРДЕНОВ. - Право - ядро и нормативная основа правовой системы. В этой связи действующее право РК, характер важнейших общественных отношений, требующих принятия законов, субъекты законодательной инициативы, стадии законотворчества четко определены на конституционном уровне, а, собственно, перечень отраслей права представлен в специальном законе 1998 года. Безусловно, право, юридическая практика развиваются в русле политико-правовых Программ и Концепций государства, в которых заложена принципиальная правовая идеология и методы совершенствования правовой системы в рамках утверждения республики правовым государством. - Мейрамбек Таймерденович какое место в правовой системе нашего общества занимает правовая культура? - Вопрос актуальный и злободневный. Об этом - данные правовой статистики, которые указывают на распространенность правонарушений, как следствие низкого уровня правовой образованности среди отдельных граждан и чиновников. Сюда же я отношу существующее несовершенство правовых норм и недостаточную эффективность юридической деятельности государственных органов. Все это - составные части структуры правовой культуры общества, над которыми надо работать. Однако и они органически связаны с уровнем правовой культуры всех субъектов права, от повышения которого будет зависеть качество правового регулирования, а также состояние законности в стране. Поэтому пропаганда права, воспитание уважительного отношения к законам страны, борьба с коррупцией были и остаются в центре внимания всех государственных, судебных и правоохранительных органов. В этом процессе сегодня задействованы возможности Интернета, высокие технологии на вооружении судебных органов. Большой профилактический потенциал заложен в действующих стандартах и регламентах оказания государственных услуг. - Что позитивного можно выделить в этой сфере? - За годы независимости в судебной системе страны, которая является органической частью правовой системы общества, сделано немало. Прежде всего, в рамках требований Конституции установлены принципы правосудия общие и единые для всех судов и судей РК, а также регламентированы звенья судебной системы, от местных, других судов до Верховного Суда страны. В процессуальном смысле определена компетенция (подсудность) всех судов в судебной системе по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел. Достаточно активно идет процесс специализации судов. К экономическим, административным судам, судам с участием присяжных заседателей, добавились ювенальные суды. Вместе с тем поиск приемлемых вариантов функционирования судебной системы продолжается. В этом плане большая работа ведется Верховным Судом нашей страны. Главная задача данного процесса - обеспечить доступ граждан к правосудию и стабильность судебных решений. - Каковы главные составляющие работы по совершенствованию судебной системы страны? - Речь идет, главным образом, о совершенствовании подсудности дел и споров. Сегодня в судебной системе сложились и действуют суды первой инстанции (выносят приговоры, решения), суды апелляционной инстанции (новые суды по тому же делу, спору), кассационные суды (проводят «ревизию» судебных решений местных и апелляционных судов, не вступивших в законную силу). Наконец, правом пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу, наделен только Верховный Суд. Все участники процесса имеют право обращаться в случае несогласия с судебным решением в вышестоящие судебные инстанции - это общепринятая мировая практика. Однако эти процедуры сегодня нуждаются в изменении в сторону более быстрого разрешения тех или иных дел и споров с учетом возможного обжалования, состоявшихся по ним судебных решений в вышестоящие суды. В этой связи Верховный Суд обоснованно предлагает в целях обеспечения стабильности судебных решений местных судов, наиболее приближенных к населению, осуществлять их окончательный пересмотр по существу по жалобам участников процесса на уровне апелляционной коллегии областного суда с принятием судебного решения, которое вступает в силу в день его оглашения. Однако, если того пожелают участники процесса с возможной обязательной «ревизией» этого решения на уровне кассационной коллегии областного суда. Только при соблюдении данной инстанционности участники процесса, если у них есть основания, то есть они мотивированно несогласны с решениями нижестоящих судов, могут обратиться дальше с ходатайством о пересмотре судебного решения, вступившего в законную силу, в Верховный Суд. - Какие еще новеллы планируется ввести в сферу организации судебной деятельности? - Как известно, вопросы организации правосудия регламентируются соответствующим конституционным законом. Так вот, в данный закон вносятся дополнения, связанные с возложением на председателя соответствующего суда (судебной коллегии) полномочия по осуществлению общего руководства судопроизводством в суде (коллегии) соответствующего уровня. Сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда, например, председатель областного суда практически не несет никакой ответственности за процессуальную деятельность апелляционной и кассационной коллегий этого суда. В этой связи на председателей судов всех звеньев судебной системы будут возложены все вопросы организации судопроизводства в суде, что повысит их ответственность за организацию судебной деятельности, ее законность. Этим же продиктовано возложение на председателя областного суда функции председателя кассационной коллегии данного суда. Также для определения профессиональной пригодности действующего судьи, подтверждения права судьи на отставку и ее прекращение, рассмотрения вопросов о возбуждении дисциплинарного производства, дисциплинарных дел в отношении судей, образуется Судебное жюри из 11-ти судей, т.е. данные вопросы предполагается рассматривать коллегиально и на республиканском уровне. - За годы независимости судебный сектор был наиболее подвержен периодическим реорганизациям. Не привело ли это к отставанию развития других сфер правовой системы нашего общества? - Да, все эти годы мы активно реформировали судебную систему, ее организационные и процессуальные основы деятельности, что повысило доверие населения к судьям и принимаемым судебным решениям. Наряду с этим законодательному обновлению объективно подверглись смежные правовые секторы до суда, вне суда, для суда: органы дознания и предварительного следствия, прокуратура, адвокатура. Существенно выросла правосубъектность участников судопроизводства, появился суд присяжных, реализована идея судебного контроля в форме судебного санкционирования ареста. И данный процесс продолжается, так как юридическая практика не стоит на месте и постоянно выдвигает проблемы и ситуации, требующие безотлагательного законодательного регулирования. Все эти подходы сформулированы в Концепции правовой политики РК, в русле которой необходимо постоянно и последовательно совершенствовать нашу правовую систему. Пользуясь возможностью, поздравляю всех казахстанцев, коллег-юристов с 20-летием государственной Независимости, желаю всего наилучшего, а также эффективных профессиональных достижений во благо нашего общества и государства.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |