|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz), Рогов И.И.
22.12.2011 Ключевой фактор развития страны. Конституционный контроль играет особую роль в обеспечении законности
В демократическом и правовом государстве обеспечение режима конституционной законности является ключевым фактором развития страны в соответствии с духом и буквой Конституции. Данная задача возложена в первую очередь на органы государственной власти, среди которых особое место занимают структуры конституционного контроля, чьи решения выступают логическим продолжением самого Основного закона. Конституционный совет Республики Казахстан следит за конституционностью действующего права страны путем осуществления предварительного и последующего конституционного контроля. Принимаемые им нормативные постановления призваны служить правильной интерпретации принципов и норм Конституции различными субъектами общественных отношений, что является гарантией устойчивого и стабильного развития государства. Как показывает анализ состояния реализации итоговых решений Конституционного совета, многие его нормативные постановления, а также рекомендации и предложения, содержащиеся в Посланиях, уже реализованы либо проводятся организационные мероприятия по их исполнению. В большей степени этому способствует ставшая традиционной практика ежегодного обсуждения этих вопросов на заседаниях Совета по правовой политике при Президенте. Ряд выводов и рекомендаций, изложенных в ежегодных посланиях Конституционного совета, нашли воплощение в законодательной и правоприменительной деятельности. Так, Законом «О государственном имуществе» реализованы положения постановления от 3 ноября 1999 года № 19/2 и рекомендации ежегодных посланий Конституционного совета по вопросу создания равных условий для защиты и восстановления права собственности независимо от ее форм. Девятого декабря 2010 года Главой государства подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам закрепления оснований, порядка и условий содержания лиц в учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества», в котором закреплены права, основания и порядок содержания лиц, находящихся в местах принудительного лечения, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией; несовершеннолетних в специальных организациях образования и центрах адаптации; а также лиц, подвергнутых административному аресту. Законами от 23 ноября 2010 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения защиты прав ребенка» и от 18 января 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе» устранены недостатки норм законов, определяющих признаки составов правонарушений. В нынешнем году в Закон «О нормативных правовых актах» внесены поправки, предусматривающие проведение постоянного правового мониторинга всех нормативных правовых актов, а не только подзаконных. Для исполнения правовых позиций Конституционного совета, содержащихся в его нормативном постановлении от 15 октября 2008 года № 8, внесены изменения в Закон «Об административных процедурах», согласно которым «компетенция, полномочия, функции и задачи государственного органа устанавливаются в Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, принимаемых Президентом, Правительством, вышестоящим центральным государственным органом по отношению к нему». Кодекс «О таможенном деле в Республике Казахстан» в части установления непосредственного применения решений Комиссии Таможенного союза принят с учетом нормативного постановления Конституционного совета от 5 ноября 2009 года № 6. Развитие правовых позиций Конституционного совета нашло отражение также во введенных в действие в текущем году законах «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного контроля и надзора». Во исполнение постановления Конституционного совета от 7 мая 2001 года № 6/2 внесены поправки в Договор аренды комплекса «Байконур» и Соглашение о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на его территории. Протокол между правительствами РК и РФ о внесении изменения в Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 10 декабря 1994 года, совершенный в Алматы 20 февраля 2008 года, ратифицирован Казахстаном в июне текущего года. Нормативные постановления Конституционного совета непосредственно исполняются судами и правоохранительными органами. В соответствии с пунктом 2 статьи 74 Конституции и процессуальным законодательством республики вступившие в законную силу судебные акты подлежат отмене судом в случае признания Конституционным советом неконституционными норм закона или иного нормативного правового акта, примененного судом при вынесении судебного акта. По информации Верховного суда, председателям областных и приравненных к ним судов рекомендовано при принятии решений ссылаться на соответствующие нормы Конституции и послание Конституционного совета 2011 года. В настоящее время в рамках реализации рекомендаций о создании системы ювенальной юстиции (послание Конституционного совета от 27.06.2005 г.) проработан вопрос о создании еще 16 специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних (ювенальных судов). В послании от 23 июня 2009 года Конституционный совет указывал на недостаточность финансирования судов и обеспечения судей жильем. Стратегическим планом Верховного суда (судебной системы) на 2011-2015 годы регламентированы вопросы усиления материальных и социальных гарантий, а также поэтапного обеспечения судей жильем. В нынешнем году приняты законы «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений». В этих законодательных актах учтены правовые позиции Конституционного совета по нормам, послужившим основанием для признания не соответствующими Конституции РК ранее принятых законов о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты республики по вопросам свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений (постановления от 4 апреля 2002 года № 2 и от 11 февраля 2009 года № 1). Продолжается работа по гармонизации законодательства в сфере социальной защиты граждан, потерявших здоровье от заболевания, имеющего причинную связь с экологическим бедствием в Приаралье (постановление Конституционного совета от 29 апреля 2005 года № 3). В Перспективный план законопроектных работ Правительства на 2012-2013 годы включен проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту» со сроком исполнения - 3-й квартал 2012 года. Согласно концепции законопроекта к компетенции Правительства предполагается отнести: утверждение перечня заболеваний, связанных с экологическим бедствием в Приаралье; определение порядка отнесения граждан к числу пострадавших и установление причинно-следственной связи заболеваний с экологическим бедствием. Кроме того, ведется системная работа по выполнению государством принятых на себя социальных обязательств по дальнейшему повышению благосостояния населения страны. Недавно внесены поправки в Регламент Правительства и Правила организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан о том, что законопроекты разрабатываются в том числе и с учетом рекомендаций ежегодных посланий Конституционного совета. На рассмотрении Парламента находится проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», разработанный с целью реализации рекомендаций Конституционного совета (нормативное постановление от 20 августа 2009 года № 5). Конституционный совет неоднократно поднимал вопрос о проблемах обеспечения смысловой идентичности текстов нормативных правовых актов на казахском и русском языках. С этой целью при государственном учреждении «Институт законодательства Республики Казахстан» создан лингвистический центр. Распоряжением Премьер-Министра «О дальнейших мерах по совершенствованию законотворческой деятельности» первым руководителям центральных исполнительных органов поручено принять меры по улучшению состояния подготовки проектов законов на государственном языке и аутентичности текстов законопроектов и международных договоров на государственном и русском языках. Дополненное в текущем году постановление Правительства «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности» предусматривает обязательное проведение научной лингвистической экспертизы для определения соответствия текстов на казахском и русском языках проектов нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение Парламента. Кроме того, впредь государственные органы-разработчики должны представлять свои законопроекты в Институт законодательства РК на повторную научную лингвистическую экспертизу. Правительством проведена ревизия законодательства для выявления и устранения имеющихся в нем недостатков и противоречий. По результатам этой проверки Парламентом в начале года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений». Работа над аналогичным новым законопроектом продолжается. Законом от 9 ноября 2011 года № 490-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства» введена уголовная ответственность за воспрепятствование деятельности Конституционного совета Республики Казахстан (статья 319-1 УК). На рассмотрении Парламента находятся проекты законов «О телерадиовещании», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам телерадиовещания», разработанные согласно информации Правительства, с учетом правовых позиций Конституционного совета. Разумеется, не всегда все идет гладко и безупречно. Ряд рекомендаций Конституционного совета, к сожалению, реализуется не в полном объеме. Так, сохраняют свою актуальность рекомендации государственным органам об их обязанности при принятии решений ссылаться на соответствующие нормы Конституции, что предусмотрено пунктом 2 статьи 4 Конституции о высшей юридической силе и прямом действии норм Основного закона; о необходимости, согласно пункту 1 статьи 39 Конституции, закрепления в законах не только перечня ограничений прав и свобод человека, но и механизмов их применения. Обеспечение конституционной законности в стране во многом зависит от своевременной и полной реализации рекомендаций Конституционного совета по совершенствованию законодательства и правотворческого процесса, содержащихся в его итоговых решениях. Подводя итог, могу сказать, что решения Конституционного совета играют важную роль в законотворчестве и правоприменительной практике Казахстана. Встречающиеся иногда трудности с их исполнением не носят концептуального характера и планомерно преодолеваются.
Игорь РОГОВ, председатель Конституционного совета РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |