|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz), Рогов И.И.
22.12.2011 Ключевой фактор развития страны. Конституционный контроль играет особую роль в обеспечении законности
Конституционный совет Республики Казахстан следит за конституционностью действующего права страны путем осуществления предварительного и последующего конституционного контроля. Принимаемые им нормативные постановления призваны служить правильной интерпретации принципов и норм Конституции различными субъектами общественных отношений, что является гарантией устойчивого и стабильного развития государства. Как показывает анализ состояния реализации итоговых решений Конституционного совета, многие его нормативные постановления, а также рекомендации и предложения, содержащиеся в Посланиях, уже реализованы либо проводятся организационные мероприятия по их исполнению. В большей степени этому способствует ставшая традиционной практика ежегодного обсуждения этих вопросов на заседаниях Совета по правовой политике при Президенте. Ряд выводов и рекомендаций, изложенных в ежегодных посланиях Конституционного совета, нашли воплощение в законодательной и правоприменительной деятельности. Так, Законом «О государственном имуществе» реализованы положения постановления от 3 ноября 1999 года № 19/2 и рекомендации ежегодных посланий Конституционного совета по вопросу создания равных условий для защиты и восстановления права собственности независимо от ее форм. Девятого декабря 2010 года Главой государства подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам закрепления оснований, порядка и условий содержания лиц в учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества», в котором закреплены права, основания и порядок содержания лиц, находящихся в местах принудительного лечения, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией; несовершеннолетних в специальных организациях образования и центрах адаптации; а также лиц, подвергнутых административному аресту. Законами от 23 ноября 2010 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения защиты прав ребенка» и от 18 января 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе» устранены недостатки норм законов, определяющих признаки составов правонарушений. В нынешнем году в Закон «О нормативных правовых актах» внесены поправки, предусматривающие проведение постоянного правового мониторинга всех нормативных правовых актов, а не только подзаконных. Для исполнения правовых позиций Конституционного совета, содержащихся в его нормативном постановлении от 15 октября 2008 года № 8, внесены изменения в Закон «Об административных процедурах», согласно которым «компетенция, полномочия, функции и задачи государственного органа устанавливаются в Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, принимаемых Президентом, Правительством, вышестоящим центральным государственным органом по отношению к нему». Кодекс «О таможенном деле в Республике Казахстан» в части установления непосредственного применения решений Комиссии Таможенного союза принят с учетом нормативного постановления Конституционного совета от 5 ноября 2009 года № 6. Развитие правовых позиций Конституционного совета нашло отражение также во введенных в действие в текущем году законах «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного контроля и надзора». Во исполнение постановления Конституционного совета от 7 мая 2001 года № 6/2 внесены поправки в Договор аренды комплекса «Байконур» и Соглашение о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на его территории. Протокол между правительствами РК и РФ о внесении изменения в Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 10 декабря 1994 года, совершенный в Алматы 20 февраля 2008 года, ратифицирован Казахстаном в июне текущего года. Нормативные постановления Конституционного совета непосредственно исполняются судами и правоохранительными органами. В соответствии с пунктом 2 статьи 74 Конституции и процессуальным законодательством республики вступившие в законную силу судебные акты подлежат отмене судом в случае признания Конституционным советом неконституционными норм закона или иного нормативного правового акта, примененного судом при вынесении судебного акта. По информации Верховного суда, председателям областных и приравненных к ним судов рекомендовано при принятии решений ссылаться на соответствующие нормы Конституции и послание Конституционного совета 2011 года. В настоящее время в рамках реализации рекомендаций о создании системы ювенальной юстиции (послание Конституционного совета от 27.06.2005 г.) проработан вопрос о создании еще 16 специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних (ювенальных судов). В послании от 23 июня 2009 года Конституционный совет указывал на недостаточность финансирования судов и обеспечения судей жильем. Стратегическим планом Верховного суда (судебной системы) на 2011-2015 годы регламентированы вопросы усиления материальных и социальных гарантий, а также поэтапного обеспечения судей жильем. В нынешнем году приняты законы «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений». В этих законодательных актах учтены правовые позиции Конституционного совета по нормам, послужившим основанием для признания не соответствующими Конституции РК ранее принятых законов о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты республики по вопросам свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений (постановления от 4 апреля 2002 года № 2 и от 11 февраля 2009 года № 1). Продолжается работа по гармонизации законодательства в сфере социальной защиты граждан, потерявших здоровье от заболевания, имеющего причинную связь с экологическим бедствием в Приаралье (постановление Конституционного совета от 29 апреля 2005 года № 3). В Перспективный план законопроектных работ Правительства на 2012-2013 годы включен проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту» со сроком исполнения - 3-й квартал 2012 года. Согласно концепции законопроекта к компетенции Правительства предполагается отнести: утверждение перечня заболеваний, связанных с экологическим бедствием в Приаралье; определение порядка отнесения граждан к числу пострадавших и установление причинно-следственной связи заболеваний с экологическим бедствием. Кроме того, ведется системная работа по выполнению государством принятых на себя социальных обязательств по дальнейшему повышению благосостояния населения страны. Недавно внесены поправки в Регламент Правительства и Правила организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан о том, что законопроекты разрабатываются в том числе и с учетом рекомендаций ежегодных посланий Конституционного совета. На рассмотрении Парламента находится проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», разработанный с целью реализации рекомендаций Конституционного совета (нормативное постановление от 20 августа 2009 года № 5). Конституционный совет неоднократно поднимал вопрос о проблемах обеспечения смысловой идентичности текстов нормативных правовых актов на казахском и русском языках. С этой целью при государственном учреждении «Институт законодательства Республики Казахстан» создан лингвистический центр. Распоряжением Премьер-Министра «О дальнейших мерах по совершенствованию законотворческой деятельности» первым руководителям центральных исполнительных органов поручено принять меры по улучшению состояния подготовки проектов законов на государственном языке и аутентичности текстов законопроектов и международных договоров на государственном и русском языках. Дополненное в текущем году постановление Правительства «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности» предусматривает обязательное проведение научной лингвистической экспертизы для определения соответствия текстов на казахском и русском языках проектов нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение Парламента. Кроме того, впредь государственные органы-разработчики должны представлять свои законопроекты в Институт законодательства РК на повторную научную лингвистическую экспертизу. Правительством проведена ревизия законодательства для выявления и устранения имеющихся в нем недостатков и противоречий. По результатам этой проверки Парламентом в начале года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений». Работа над аналогичным новым законопроектом продолжается. Законом от 9 ноября 2011 года № 490-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства» введена уголовная ответственность за воспрепятствование деятельности Конституционного совета Республики Казахстан (статья 319-1 УК). На рассмотрении Парламента находятся проекты законов «О телерадиовещании», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам телерадиовещания», разработанные согласно информации Правительства, с учетом правовых позиций Конституционного совета. Разумеется, не всегда все идет гладко и безупречно. Ряд рекомендаций Конституционного совета, к сожалению, реализуется не в полном объеме. Так, сохраняют свою актуальность рекомендации государственным органам об их обязанности при принятии решений ссылаться на соответствующие нормы Конституции, что предусмотрено пунктом 2 статьи 4 Конституции о высшей юридической силе и прямом действии норм Основного закона; о необходимости, согласно пункту 1 статьи 39 Конституции, закрепления в законах не только перечня ограничений прав и свобод человека, но и механизмов их применения. Обеспечение конституционной законности в стране во многом зависит от своевременной и полной реализации рекомендаций Конституционного совета по совершенствованию законодательства и правотворческого процесса, содержащихся в его итоговых решениях. Подводя итог, могу сказать, что решения Конституционного совета играют важную роль в законотворчестве и правоприменительной практике Казахстана. Встречающиеся иногда трудности с их исполнением не носят концептуального характера и планомерно преодолеваются.
Игорь РОГОВ, председатель Конституционного совета РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |