|
|
|
Источник: Сайт газеты «Южный Казахстан» (www.yujanka.kz/)
25.01.2012 Техосмотр в руках частников
Новый 2012 год начался с информации о новшествах в прохождении технического осмотра. Информационные сайты запестрели сообщениями об очередях в немногочисленные частные центры. Таковых по Южно-Казахстанской области на начало года было всего два. В Шымкенте и Жетысае. Но если автовладельцы Караганды и Северного Казахстана столкнулись при прохождении техосмотра с проблемами, то на юге тишь и благодать. Знающие люди связывают это с традиционной неторопливостью южан. Пока еще мы раскачаемся, пару раз нарвемся на «последнее предупреждение» и только после самого последнего соберемся с силами и тронемся искать центр технического осмотра. С 1 января это дело передано из ведомства дорожной полиции частным компаниям. Контроль за частниками возложен на территориальные подразделения дорожной инспекции Комитета транспортного контроля Республики Казахстан. Как работает новая схема техосмотра и чем она отличается от привычной, рассказал главный специалист Межрегиональной транспортной инспекции «Онтустик» по Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областям Ержан Калымбетов. - Первый вопрос: а зачем? Почему нужно было менять вполне удобную для пользователей систему? - Удобная не значит эффективная. Состояние отечественного автопарка убеждает нас в том, что старая схема техосмотра не работала. Количество аварий по причинам технической неисправности автомобилей растет с каждым годом. Все эти машины проходили инструментальный контроль. Как - это уже другой вопрос. Первые результаты уже могу назвать. По Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областям с начала января 2012 года технический осмотр прошли 189 автомобилей. Семьдесят из них признаны непригодными к эксплуатации! - Как было принято у нас в Шымкенте? Отдаешь документы парню из подтанцовки возле пункта техосмотра и через полчаса получаешь результат. - Вот именно, и о каком качестве осмотра можно говорить, если большинство даже не загоняет свои авто на станцию техосмотра? - А что, теперь «договориться» с частником будет никак нельзя? - Изобретательность южан, конечно, не имеет предела. Но здесь ее проявления будут серьезно затруднены. Машину, как минимум, придется предоставить на осмотр в натуральном виде. В технологической цепочке предусмотрена обязательная видео- и фотосъемка автомобиля. Портрет вашей машины впечатывается в карту диагностики, которую теперь водитель обязан иметь при себе. Вместе со свидетельством о прохождении техосмотра, которое надежно защищено от подделок. - Всех волнует цена вопроса. Определение расценок на услуги полностью отдано на усмотрение владельцев центров техосмотра. И это настораживает. - По нашим прогнозам, цена технического осмотра будет начинаться где-то от двух с половиной - трех тысяч тенге. И выше. В зависимости от марки машины. Закон не уполномочил нас контролировать цены. Предполагается, что в условиях конкуренции между центрами они будут приемлемыми. - Пока конкуренции не замечается. Автовладельцы жалуются, что центров не хватает. Почему их так мало и что нужно, чтобы открыть такой центр? - Насчет «мало» - это прежде-временное заключение. Кроме двух уже действующих в ЮКО, к концу января заработают еще шесть центров: в г. Туркестане, по улице Кызылординской 14. В г. Ленгере, на территории бывшего районного АТП. В селе Карасу, по улице Жибек-жолы. В г. Кентау по улице Жамбыла. В селе Казыгурт - ТОО «Абди-нур». И в Шымкенте по улице Кожанова ТОО «Нур Куаныш». В феврале таких центров в области будет уже 17. И заявки продолжают поступать. Думаю, что с объемом работы они справятся. Чтобы открыть центр техосмотра, нужно специальное оборудование и четко прописанный в законе перечень документов. Мы проверяем соответствие оборудования техническим требованиям. После этого центр включается в республиканский реестр. - А как будут проходить техосмотр сельчане? Не ехать же за сотни километров в районный или областной центр? - Одно из главных требований к организации центров техосмотра - обязательное наличие мобильной линии. В отдаленные аулы будут выезжать специалисты. С акиматами заранее оговаривается время, и в течение нескольких дней можно будет пройти все процедуры на месте. Результаты техосмотра ежедневно в 20 часов будут передаваться в единую базу данных. Так что обойти систему будет проблематично. - А как быть с предприимчивостью самих владельцев центров? Скажем, на линии технического осмотра находят всяческие неисправности, а рядом на «братском» СТО их ударно исправляют? - Совмещение функций СТО и технического осмотра запрещены. В случае, если неисправность незначительная, например, оптика не отрегулирована, владелец машины может устранить ее сам. Если серьезнее, то ему дается десятидневный срок. А затем он проходит уже только тот участок, на котором зафиксирована неисправность. Контролировать частников обещают всесторонне. Будут проводиться проверки по жалобам автолюбителей. За нарушение центрам будут грозить штрафы от 30 до 75 тысяч тенге. За повторное нарушение в течение года компании будут лишены права проводить техосмотр в течение полугода. И. Лунин
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |