|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
27.01.2012 Многопартийность - это один из краеугольных камней в фундаменте строительства конкурентноспособной нации
Ни одно общественное объединение не имеет в республике такого веса, как Ассамблея народа Казахстана (АНК), сплотившая в своих рядах представителей десятков этносов, населяющих нашу страну. И вот подтверждение этой мысли. Ассамблеей руководит лично глава государства. При этом АНК, в отличие от других общественных объединений и неправительственных организаций, имеет собственное, гарантированное Конституцией представительство в верховном законодательном органе нашей страны. Так за что такие привилегии Ассамблее народа Казахстана? И вот здесь мы приходим к главному выводу. Об этом и многом другом - в интервью с заместителем председателя Ассамблеи народа Казахстана Ералы Тогжановым. Выборы прошли, но жизнь на этом не закончилась. Вторая волна финансового кризиса, многотысячные демонстрации протеста в Москве, предполагаемая война Ирана с Соединенными Штатами Америки - все это не дает нам расслабиться. Слишком мощными оказываются внешнеполитические вызовы. Но пока есть время перевести дух и оглянуться назад для анализа недавних событий, имевших для нашей страны судьбоносное значение. Наш собеседник - заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана, заведующий секретариатом АНК Ералы Тогжанов. - Ералы Лукпанович, в стране прошли выборы депутатов нижней палаты парламента. Как вы оцениваете их результаты? - Выборы для любого государства - это важное политическое мероприятие. Выборы в законодательное собрание определяют на ближайшие пять лет политическое направление нашей страны. Главная особенность этих выборов заключается в том, что происходит формирование многопартийного парламента. И именно на этот момент указывают многие международные эксперты. Вместе с тем то, что выборы прошли в спокойной обстановке, - это лишнее подтверждение правильности государственной политики, направленной на поддержание межнациональной и социальной стабильности в обществе. - У меня вопрос, касающийся стабильности. Президент, выступая перед членами Ассамблеи народа Казахстана, особо подчеркнул в связи с событиями в Жанаозене, что те деятели, которые хотели «на этом выстроить свою политику, кто хотел погреть руки на этой теме», глубоко ошиблись. Народ за ними не пошел. Что, на ваш взгляд, сыграло свою роль в этом вопросе? Почему население отказалось поддерживать радикально настроенных политиков? - Выстраивать свои программы только на огульной критике власти и при этом не видеть реальных перемен, происходящих в стране и обществе, я полагаю, это одна из серьезнейших ошибок наших оппозиционеров. Почему я так говорю? Да потому, что народ и оппозиция по-разному смотрят на сложившуюся ситуацию в стране. Поэтому все действия оппозиционных партий должны быть адекватными. Для серьезной партийной работы, я считаю, необходимо признание существующих вещей и объективная оценка происходящих изменений в стране. При этом механизмы работы партий могут быть разными, но выстраивать полностью свою политику на протестном настрое, выходя во многих случаях на открытый формат противостояния, полагаю, неверно. Может, на первоначальном этапе это и воспринимается с интересом. Но в последующем народ уже дает свою оценку действиям таких политиков. Поэтому результаты выборов, которые мы сегодня имеем, - это реальная оценка как правящей партии, так и ее политических оппонентов. За последние годы Казахстан достиг серьезных успехов не только в политическом плане, но, в первую очередь, и в экономическом. Ключевым направлением, определяющим настоящее и будущее нашей страны, становится программа форсированного инновационно-индустриального развития страны. Посмотрите, сколько предприятий было открыто за последние годы и создано рабочих мест. Разумеется, народ это видит и соответственно реагирует. Поэтому те партии, которые осуществляют свою деятельность на политическом поле Казахстана, должны учитывать эти факторы. - Когда мы говорим о необъективности оценок со стороны ряда лидеров оппозиции, думаю, в этом вопросе свою роль играет и внешнеполитический фактор. Арабские революции в Северной Африке, многотысячные демонстрации в Москве, вероятно, придавали им уверенность, что и у нас, возможно, случится нечто подобное? - Они рассчитывали на это. - Рассчитывали? Вы так полагаете? - Да, безусловно, рассчитывали. В психологическом плане они полагали, что подобный сценарий можно перебросить и на нашу страну. Но, во-первых, не мешало бы знать свой собственный народ. Надо знать традиции, ментальность казахстанцев. Это имеет огромное значение. Люди наши четко осознают, что есть политические вопросы, вокруг которых выстраивается дискуссия, есть экономические и социальные проблемы, решаемые или не решаемые на данном временном отрезке, и, наконец, существует элементарная борьба за власть. Стремление определенной группы людей любой ценой взять ее в руки. В то же время сам народ не видит в стане оппозиции фигуры, равной главе нашего государства. Тот же приезд Нурсултана Абишевича в Жанаозен, я думаю, расставил многие точки над «i». Народ объективно оценивает и понимает, что происходит в стране. - Третье место коммунистов и их приход в мажилис оказались для многих совершенно неожиданным результатом. С чем это связано? С пиар-технологиями, с отличной организацией предвыборной кампании самими коммунистами? В чем кроется причина их успеха? - Я думаю, об этом лучше было бы спросить самих коммунистов. Хотя, с другой стороны, коммунистическая идея все-таки в умах людей срабатывает. Я уже не говорю о старшем поколении, но и среди нашего поколения немало тех, кто подвержен влиянию коммунистических идей в части социальной справедливости. А социальная справедливость - сегодня это самый важный вопрос. А потом, они ведь работают не первый год с населением. Это уже третьи выборы, если я не ошибаюсь, в которых они принимают участие. А коммунисты все это время работали. То есть они не вели свою работу только в электоральный период, от выборов до выборов, они постоянно проводили какие-то мероприятия. Тогда как у нас некоторые партии начинают активизироваться только на момент проведения самих выборов. - Хочу задать вопрос о политических реформах. Мы все время говорили, что у нас экономика стоит впереди политики. Не кажется ли вам, что прошедшие выборы наглядно свидетельствуют о начале политических реформ? Отрадно уже то, что у нас в стране появился многопартийный парламент. - И все-таки, на мой взгляд, ключевым вопросом для нашей страны является инновационно-индустриальное развитие. Это будущее нашей страны. Если на то пошло - это и формирование конкурентоспособной, интеллектуальной нации. Дальнейшее становление нашего государства связано именно с такими приоритетами во внутренней политике. Только через инновации, через внедрение инновационных технологий мы можем шагать вперед, не рискуя остаться на задворках мирового развития. Но при этом, разумеется, государство ни в коем случае не должно оставлять в стороне политические процессы. Все в обществе тесно взаимосвязано. И поэтому, наверное, настало время, когда нужны политические реформы. Люди поменялись, государство поменялось, ментальность наших граждан изменилась, и все это требует нового осознания реалий. И потом, мы же не живем на необитаемом острове! Глобальные изменения происходят во всем мире. А следовательно, меняться надо и нам. Это нормальный процесс. Многопартийность - это один из краеугольных камней в фундаменте строительства конкурентоспособной нации. - В этом месте я бы хотел процитировать нашего президента. Он говорит: «Отсутствие конкуренции приводит к загниванию в экономике». Но в равной степени отсутствие конкуренции приводит и к загниванию в политике? - Да, безусловно. И поэтому не зря были все претензии в отношении однопартийного парламента. С момента формирования парламента прошлого созыва в его адрес прозвучало немало критики. И об этом мы все хорошо знаем. И хотя все прогнозировали, что в новом парламенте будут две партии, но, к удивлению многих, как мы видим… - К удивлению самих коммунистов… - Ну, может быть, и так. Но это нормальный процесс. Не только общество, но и власть должны привыкать, что это нормально. - Ну и раз уж мы заговорили о коммунистах, то, очевидно, следует сказать и о «Нур Отане». Какой, на ваш взгляд, самый главный фактор, обеспечивший победу этой партии на выборах? - Безусловно, это роль Лидера Нации. Прошлые президентские выборы наглядно показали, каким огромным авторитетом пользуется Нурсултан Абишевич среди казахстанцев. И хотя работа самой партии имеет серьезную составляющую, но в первую очередь победа «Нур Отана» связана с именем самого президента. Я в этом абсолютно убежден. И я думаю, этого же мнения придерживаются и другие люди. Те поздравления, которые сегодня поступают в адрес главы государства от лидеров иностранных государств, являются лишним тому подтверждением. - От Ассамблеи народа Казахстана выдвигалось девять кандидатов в депутаты. Существуют ли какие-либо критерии по их выдвижению? - Критериев несколько. Первый - это региональный аспект. То есть ассамблея не состоит только из представителей Алматы или Астаны. Фактически во всех регионах у нас есть свои структуры - областные советы ассамблеи. Сегодня трое депутатов избраны от регионов. Кроме того, мы учитываем гендерную составляющую. Другим критерием является преемственность депутатского корпуса.И, конечно, необходимо учитывать представительство крупных этнических групп и ротацию представительства отдельных этносов. - То есть существует ротация как самих депутатов, так и этнических групп, которые они представляют в парламенте? - Несомненно. Сегодня у нас в парламенте впервые представлены депутаты от татарского, чеченского и корейского этнокультурных объединений. Ну и, разумеется, если мы говорим о критериях избрания депутатов, то в первую очередь здесь учитывается реальный вклад лидеров этнических групп в дело укрепления национального единства в нашей стране. Личные качества наших избранников. - Мы знаем, интересы каких групп отстаивает партия «Нур Отан». Это госслужащие, врачи, учителя. Словом, бюджетники. Мы предполагаем, чьи интересы будет отстаивать партия «Ак жол». А чьи интересы отстаивают депутаты от ассамблеи? - Вопрос, конечно, интересный. У депутатов от Ассамблеи народа Казахстана не может быть никакого другого интереса, кроме общественного согласия. Для полиэтничного государства, такого как Казахстан, для поликонфессиональной страны вопрос этнического согласия - это вопрос номер один. Вовсе не случайно поэтому Ассамблею народа Казахстана возглавляет лично президент. Это говорит о том, что вопрос межнационального согласия является стержневым вопросом нашей политики. Там, где есть межнациональная и межконфессиональная стабильность, а это два крыла государства, там есть и стабильное развитие. А это в совокупности позволяет решать социальные и политические вопросы, встающие перед нашей страной. Через Ассамблею народа Казахстана гарантируется представительство этнических групп в высшем законодательном органе нашей страны. И потом, следует особо подчеркнуть, девять депутатов от ассамблеи вовсе не представляют в мажилисе интересы отдельных этнических групп. Девять депутатов в совокупности представляют интересы всех этносов, проживающих в Казахстане. Поэтому интерес у нас один - жизнь в мире и благополучии. И вы должны это понять. - Вопрос этот звучит. Не было бы, не задавал бы. Когда люди недоумевают, говоря: «Мы депутатов избираем один раз. А членов ассамблеи выбирают дважды. Вначале по общим партийным спискам, а после уже у себя, в ассамблее. За что им такие привилегии?» Как вы на него ответите? - Это нормальный вопрос. Ну, во-первых, такая практика в Казахстане существует, когда депутатов сената у нас избирают областные маслихаты. Этот вопрос мы обсуждали с иностранными наблюдателями, я его обсуждал с Верховным комиссаром ОБСЕ по вопросам нацменьшинств Кнутом Воллебеком. И они прекрасно понимают, что такой формат демократичен. Представительство в мажилисе парламента от национальных меньшинств обоснованно и необходимо. Скажу больше. Международные стандарты ОБСЕ и ООН, Совета Европы прямо предусматривают специальные меры для представительства этнических меньшинств в законодательных и других органах власти. Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ в марте 2001 г. выпустило «Рекомендации, способствующие участию национальных меньшинств в избирательном процессе», которые предусматривают резервирование или выделение мест для этнических групп в органах власти, включая законодательную, исполнительную, судебную и административную ветви власти. В рамках электоральных мер предлагается внедрение так называемого предпочтительного голосования, предполагающего ранжирование кандидатов избирателями в порядке предпочтения или избрание конкретных кандидатов на основе одного или нескольких списков. Лундские рекомендации ОБСЕ 1999 года по эффективному участию национальных меньшинств в государственной жизни в статьях 6 и 11 нацеливают государства ОБСЕ на специальные законодательные акты, способствующие вовлечению национальных меньшинств в процесс принятия государственных решений на центральном, региональном и местном уровнях. Так что все в рамках международных демократических норм. Я хочу выделить особо еще один момент. Для членства в ассамблее партийная принадлежность не обязательна. А ведь в высшем законодательном органе надо обязательно быть членом какой-либо партии. Поэтому депутаты ассамблеи представляют и беспартийное крыло в мажилисе парламента. - Выходит, ОБСЕ считает выборы депутатов от ассамблеи демократичной процедурой? Или все-таки не считает? - Они просят обмениваться с ними опытом. Даже у тех наблюдателей, которые приезжали в Казахстан, у них огромный интерес. Я беседовал со многими из них, и все они проявляют свою заинтересованность в изучении нашего опыта. Это касается самых разных аспектов деятельности ассамблеи. В том числе и работы с журналистами, с сотрудниками правоохранительных органов. Вы в курсе, что мы два года тому назад создали клуб журналистов? Три года назад мы заключили соглашение с Министерством внутренних дел о взаимодействии. В отдельных регионах, где проживают этнические меньшинства, у нас созданы тройки, куда входят аким сельского округа, участковый и представители этнической группы. Не говоря уже о разработанном нами механизме подготовки чиновников различного ранга на базе Академии государственного управления. Причем в академии проводится не только обучение государственных служащих, но и руководителей этнокультурных объединений. Потому что межнациональные отношения - тончайшая сфера. Только в прошлом году по нашему направлению прошли обучение двести двадцать чиновников разного ранга, имеющих отношение к этническим вопросам. И за этот же период прошли обучение в Академии государственного управления сто четыре руководителя этнокультурных объединений. Потому что они находятся не только внутри своей этнической группы, они являются проводниками политики государства. А это требует определенной подготовки. И, безусловно, такой наш опыт иностранцам очень интересен. Не зря сегодня мы пошли навстречу просьбе руководства Московского государственного университета и ввели специальный курс в МГУ, который читают наши преподаватели. В той же Киргизии, России вопрос межнациональных отношений стоит очень остро. Поэтому если раньше мы ездили перенимать чужой опыт в сфере гармонизации межнациональных отношений, то сегодня едут к нам. А это и есть признание казахстанской модели общественного развития. - Вам известно, что в определенных общественных кругах есть опасения насчет ассамблеи, что она направлена против казахов, что поддержка связей этносов Казахстана со странами их исторического происхождения приведет к усилению материального благополучия некоренных этносов, к этносоциальному неравенству, к раздражению казахского населения? Более того, высказываются опасения, что может возникнуть культурная автономия, а на ее основе и политические автономии этносов. Как вы смотрите на такие высказывания, имеют ли они под собой почву? - Полагаю, что допустить такие высказывания может человек, либо полностью незнакомый с деятельностью ассамблеи, либо умышленно искажающий факты. Тем более недопустимо такое для людей, которые претендуют на звание общественных деятелей либо работают в общественно-политическом и информационном поле. Начнем с того, что ассамблею возглавляет президент страны, основавший независимый Казахстан, который по определению не может выступать против казахов. Из 101 члена центрального списка ассамблеи 34 казаха, в числе которых Абиш Кекилбаев, Куаныш Султанов, Омирзак Айтбайулы, Мырзатай Жолдасбеков, Толеген Мухамеджанов, являющиеся истинными патриотами своего народа. Они что - тоже против казахов? Если вы внимательно просмотрите все программные документы ассамблеи, то поймете, что главным содержанием ее работы является интеграция нашего полиэтничного народа вокруг основы - стрежня, которым является казахский народ, его исконная территория и государственность, его язык и независимость Казахстана. Это что, мера, направленная против казахов? Ассамблея занимается внедрением государственного казахского языка в этнических группах. В прошлом году провела республиканскую олимпиаду среди этнических групп «Мемлекеттік тілді білу - парызын» с участием 300 человек, представляющих 21 этнос по всей республике. Ассамблея, Театр Наций несколько раз ставили пьесу Дулата Исабекова «Бакыт кџсы» с привлечением лучших актеров республики. Это что, против казахов? Такие опасения могли бы возникнуть в тот период, когда возрождение языков, культуры и традиций казахстанских этносов были приоритетными в работе этнокультурных объединений. Но с момента создания ассамблеи главный вектор развития был направлен на укрепление единства народа, независимости, суверенитета и государственности Казахстана. Я, наши сотрудники, члены Ассамблеи народа Казахстана не устаем разъяснять, что такой подход к оценке ассамблеи в корне не соответствует ее истинному предназначению и реальной роли в обществе. Сегодня все этносы полностью разделяют главные ценности нашей родины. Это независимость, государственный язык, процветающий Казахстан. Никто уже не говорит: «Казахстан - моя вторая родина». Это просто родина - Меніѓ Елім - для всех граждан Казахстана независимо от их этнической принадлежности. Ассамблея никогда не ставила и не ставит такую задачу, как обеспечение преференций какому-либо этносу, тем более речь не идет об автономизации этносов Казахстана в какой бы то ни было форме. Это однозначно. Наша цель - сделать так, чтобы все граждане могли в наибольшей степени реализовать себя на благо народа Казахстана. - А как вам такое предложение, согласно которому девять депутатов мажилиса, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, должны избираться от малых этносов и ротироваться каждый созыв мажилиса в полном составе? И второй вопрос: высказывается и мнение, что депутатов от ассамблеи нужно выбирать не в мажилис, а в сенат? - Я уже говорил вам, каковы принципы формирования парламентского представительства ассамблеи. Они не случайны, потому что учитывают как международный опыт парламентаризма и представительства этнических меньшинств, так и сложившиеся традиции казахстанского парламентаризма. Эти принципы нацелены на эффективность нового института. С другой стороны, они обусловлены тем, что более 100 этнических групп проживают в нашей стране и представить всех одномоментно в мажилисе невозможно, да и ненужно - для этого и существует ассамблея. Однако мы отдаем себе отчет, что представительство этносов должно отражать ту реальность и те этнодемографические и социально-политические параметры, которые обеспечивают гармонию межэтнических отношений в Казахстане, которая зависит прежде всего от наиболее крупных этнических групп. И они должны быть представлены постоянно, а другие, более малочисленные этносы - на принципах ротации. И не забывайте, что у нас к представительству этнических групп подключен институт заместителей председателя ассамблеи от этнокультурных объединений, где эти аспекты тоже учитываются. Баланс представительства этносов - это тонкий, крайне деликатный вопрос, к которому нужно подходить осторожно и заниматься им постоянно. Что касается целесообразности представительства ассамблеи в сенате, а не в мажилисе, то данный вопрос рассматривался и обсуждался не раз, более того, в сенате есть депутаты - члены АНК. Но не будем забывать об одном важном обстоятельстве - только в мажилисе реализуется право законодательной инициативы, и именно поэтому целесообразно здесь институционализировать парламентское представительство АНК. - И последний вопрос. Вы представляете на голосование девять кандидатов в депутаты от ассамблеи. И по списку от вас проходят девять депутатов. Получается, альтернативы им нет? Результат уже заранее предопределен? - Ну почему? Кто-то из кандидатов может и не набрать необходимого количества голосов. И тогда будут перевыборы. Более того, альтернативы были, и немало. На Совете ассамблеи некоторые кандидатуры, выдвигаемые из числа членов Совета, взяли самоотвод. Так они поставили общественные интересы и принцип ответственности выше личных интересов и амбиций. В результате список был сформирован на консенсусной основе. И это один из главных принципов ассамблеи. А с другой стороны, через альтернативу проводить выборы депутатов, представляющих разные этнические группы, чревато самыми непредсказуемыми последствиями. И все это прекрасно понимают. Поэтому созданный нами механизм предварительного обсуждения кандидатов в депутаты в рабочей группе Совета и порядок дальнейшего за них голосования списком, я считаю, наиболее оптимален. - Ну и совсем напоследок. Что бы вы хотели пожелать новому составу мажилиса парламента? - Я хотел бы пожелать успешной и слаженной работы всем депутатам, независимо от их политической принадлежности. Нужно четко осознавать, что главная цель этой работы - благо народа Казахстана. Именно такой наказ получили депутаты, избираемые ассамблеей. Есть пожелание рассмотреть и такую инициативу - создать в составе мажилиса парламента РК V созыва постоянный комитет по вопросам общественного согласия, межэтнических и межконфессиональных отношений, обеспечив его представительство в бюро палаты. По нашему мнению, структура комитетов мажилиса парламента сформировалась по отраслевому принципу и не в полной мере отражает те глубинные процессы, которые происходят сегодня в обществе. Мы видим, какая сложилась общественно-политическая ситуация, мы отслеживаем новые вызовы трансграничного характера в этнорелигиозной сфере, а также то, что демократическая новация Казахстана по представительству этносов в высшем законодательном органе страны, на наш взгляд, может быть использована более точно и полно. На наш взгляд, нужен постоянный комитет, специализирующийся на важных и острых вопросах гражданского мира и общественного согласия, межэтнических и межконфессиональных отношений, интеграции казахстанских этносов в единый народ; языковой политике. Остро стоит вопрос регулирования этнодемографических процессов; проблемы социально-культурной адаптации оралманов; укрепления связей с соотечественниками за рубежом и странами исторического происхождения этносов. Я думаю, что это обеспечит целостность законотворческой и общественно-политической деятельности депутатов, избираемых АНК. Международный опыт такой есть в Нидерландах, Германии, Франции, России, Украине, Беларуси и других странах. Думаю, что создание такого комитета обеспечит практическую реализацию закрепленных в Конституции принципов всестороннего учета интересов граждан, эффективность института парламентского представительства ассамблеи, ее медиаторских механизмов и функций. Беседовал Серик МАЛЕЕВ, фото автора, Алматы - Астана - Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |