|
|
|
Возможности и преимущества системы
Государственные налоговые услуги - услуги, представляемые налоговыми органами по осуществлениюдеятельности, направленной на обеспечение прав, свобод и защиты интересов физических и юридических лиц, в том числе по предоставлению регистрационных, информационных и интерактивных услуг с применением информационных технологий. Внедрение государственных услуг направлено на повышение качества и эффективности государственного управления в сфере налогообложения, с целью обеспечения стабильного поступления налогов и сборов, и процессов предоставления качественных услуг налоговыми органами налогоплательщикам. Предоставление государственных налоговых услуг имеют целью повышение информированности общества в налоговых вопросах, и включает в себя в том числе: · предоставление социально-значимых для граждан и востребованных для бизнеса государственных услуг; · интеграцию в национальные учетные системы; · развитие доступа к электронным услугам; · повышение прозрачности и контроля деятельности налоговых органов и т.д. и решает одну очень важную для страны задачу - снижения коррупциогенности. Современные технологии взаимодействия с государственными органами получают все большее развитие. Правительством Республики Казахстан поставлены задачи на обеспечение электронного взаимодействия с налогоплательщиками. В целях повышения качества и темпов обслуживания плательщиков налоговая служба сформировала систему электронного документооборота. Система представления налоговой отчетности в электронном виде по информационно-коммуникационной сети рекомендована налоговой службой и открывает качественно новый этап во взаимодействии налогоплательщиков и налоговых органов, обеспечивая надежный двусторонний информационный обмен между ними. Налоговые органы предлагают налогоплательщикам перейти к современной технологии представления налоговой отчетности в электронном виде по информационно-коммуникационной сети. В ситуации с представлением налоговой отчетности в электронном виде известное выражение «Время—деньги» работает на все 100 процентов. Тем более что современные условия ведения бизнеса диктуют необходимость экономить время. Сдача отчетности через Интернет—обоюдовыгодное решение как для плательщика, так и для налоговой службы. С каждым годом количество налогоплательщиков растет. Их необходимо обслуживать, и обслуживать качественно, на высоком профессиональном уровне. И именно электронный документооборот позволит изыскать дополнительные возможности, чтобы кардинально улучшить это взаимодействие. А чем дольше отчитывающиеся будут «прижимать к сердцу» бумажную декларацию, тем меньше времени будет у них для решения своих бизнес - задач. Кроме того, участие плательщика налогов в системе электронного документооборота позволяет ему быть в курсе всех новейших изменений, исключает механические «описки» и позволяет отправлять отчетность в любое время суток. Это уже не просто подача отчетности в электронном виде, а возможность зайти через официальный сайт в свой «Кабинет налогоплательщика» для того, чтобы проверить состояние своих лицевых счетов по налогам и сборам, сформировать платежные документы и выполнить свои налоговые обязательства. К слову сказать, такую форму общения уже применяют Великобритания, Ирландия, Франция и Россия. Конечно, решение, как подавать отчетность, налогоплательщик принимает сам. Однако в определенных законодательством случаях представить отчетность можно исключительно в электронном виде. Крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу, представляют отчетность по мониторингу в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью. Думаю, что доводов за применение электронного способа сдачи отчетности гораздо больше, чем против. Еще 20 лет назад мы не могли себе представить, что более 50% граждан нашей страны будут иметь свой адрес электронной почты или мобильный телефон. Думаю, что тот, кто попробовал сдавать отчетность в электронном виде, уже не вернется к бумажному варианту. О преимуществах предоставления налоговой отчетности в электронном виде говорится и пишется в прессе довольно давно. Целью внедрения электронной отчетности является обеспечение прозрачности отношений между налогоплательщиками и налоговиками путем максимального устранения человеческого фактора от процессов администрирования налогов и принятия решений. Один из главных ожидаемых результатов внедрения электронной отчетности - это соблюдение норм законов. Плательщики на практике убедились в безусловных преимуществах. предоставления отчетности в электронном виде. Подключение к системе представления налоговой отчётности в электронном виде по информационно-коммуникационной сети представляет налогоплательщику ряд существенных преимуществ: 1. Экономия рабочего времени, а также их денежных средств на приобретение бланков отчетных документов. Отпадает необходимость посещения налогового органа, налоговую отчётность можно отправить в любое время суток, в любой день недели, в любое удобное для налогоплательщика время, в том числе праздничные и выходные дни, не выходя из Вашего офиса (дома). 2. Отсутствие дублирования. Представление налоговой отчётности в электронном виде по информационно-коммуникационной сети не требует дублирования этих документов на бумажных носителях. 3. Избежание ошибок. При формировании информации с использованием средств выходного контроля налогоплательщику предоставляется возможность её подготовки и формирования в стандартном формате, с контролем правильности заполнения полей форм отчётности, воспользоваться режимом «авторасчет», позволяющего автоматически исчислить и проверить правильность составления налоговой отчетности. При этом осуществляется проверка актуальности версии заполняемой формы и отчётность, направленная в налоговый орган в электронном виде по информационно-коммуникационной сети проходит входной контроль и разносится по лицевым счетам. 4. Гарантия оперативного обновления форматов представления информации в электронном виде. В случае изменения форм налоговых деклараций, бухгалтерской отчётности, иных документов или введения новых форм отчётности, налогоплательщик до установленного срока представления информации автоматически получает возможность обновления новых версий форматов её представления в электронном виде. 5. Возможность получения информационной выписки. Отправив информацию в налоговый орган в электронном виде по информационно-коммуникационной сети, налогоплательщик имеет возможность получить информационную выписку о выполнении обязательств перед бюджетом (распечатки по налогам), воспользоваться режимом просмотра своих лицевых счетов, запросить выписку из лицевого счета о состоянии расчета с бюджетом,. 6. Оперативное информирование. Налогоплательщик имеет возможность получения по электронной почте общедоступной информации от налоговых органов: сведения об изменении налогового законодательства, изменение бюджетных счетов, нормативных актов и т.п. 7. Подтверждение доставки отчётности. После отправки информации в налоговый орган, налогоплательщику гарантировано получение подтверждения её получения, имеющего в спорных ситуациях юридическую силу. 8. Конфиденциальность. Система представления налоговой отчётности в электронном виде по информационно-коммуникационной сети предполагает защиту информации с использованием средств криптографической защиты. Таким образом, информация, содержащаяся в направленных документах, защищена от несанкционированного просмотра и корректировки. Экономия времени и комфорт - основные преимущества сдачи отчетности в электронном виде. Большинство налогоплательщиков с пониманием относятся к переходу на отчетность в электронной форме. Электронный сервис, введение которого инициировала налоговая служба, минимизирует контакт налоговой службы с плательщиками налогов, снижает воздействие человеческого фактора, создает благоприятные условия как для плательщика, та и для специалистов-налоговиков, которые тратят минимальное время для ввода данных отчетности субъектов хозяйствования. Доводов за электронный способ сдачи отчетности гораздо больше, чем против! С чего же необходимо начать налогоплательщику, решившему предоставлять отчетность в электронном виде? Постановка физического лица, юридического лица, его структурных подразделений на регистрационный учет в качестве электронного налогоплательщика носит добровольный характер и производится после прохождения регистрации в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Если налогоплательщик изъявил желание представлять налоговую отчетность в электронном виде, прежде всего, для постановки на регистрационный учет в качестве электронного налогоплательщика налогоплательщик или уполномоченный представитель налогоплательщика в явочном порядке представляет налоговое заявление о регистрационном учете электронного налогоплательщика, заверенное подписью налогоплательщика (представителя) и (или) печатью налогоплательщика (представителя), имеющего в установленных законодательством Республики Казахстан случаях печать со своим наименованием, в Центр приема и обработки информации налогового органа (Центр) по месту нахождения или жительства налогоплательщика. Бланки налоговых заявлений предоставляются потребителю бесплатно в Центре. Также потребитель может самостоятельно распечатать формы налоговых заявлений, которые размещены на интернет-ресурсе Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан (НК МФ РК) по адресу: www.salyk.kz (подраздел «Налоговые заявления» раздела «Рекомендуемые ссылки») Подтверждением представления потребителем налогового заявления является: 1) отметка сотрудника Центра о приеме налогового заявления, заключающаяся в проставлении фамилии, инициалов и подписи сотрудника, а также даты приема и кода налогового органа на втором экземпляре налогового заявления, остающегося у потребителя; 2) талон с указанием сведений о приеме входного и выдаче выходного документа. Датой приема заявлений, является дата приема, указанная налоговым органом в заявлении. Представление налогового заявления о регистрационном учете электронного налогоплательщика для постановки на регистрационный учет в качестве электронного налогоплательщика является согласием налогоплательщика на обмен электронными документами посредством передачи по информационно-коммуникационной сети, обеспечивающей гарантированную доставку сообщений, в том числе на получение уведомлений органов налоговой службы, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс). К сведению налогоплательщиков! Поправками в статью 608 Налогового Кодекса внесены изменения относительно уведомлений, направленных налоговыми органами электронным способом. Уведомление, направленное электронным способом, будет считаться врученным со дня доставки в веб-приложение «Кабинет налогоплательщика». В действовавшей ранее редакции данной статьи (до 01.01.2012 года) - уведомление направленное электронным способом считалось врученным налогоплательщику по истечении пяти рабочих дней со дня отправки уведомления органом налоговой службы. В Налоговом управлении по Турксибскому району города Алматы по состоянию на 1 января 2012 года отчетность в электронном виде подают уже 6384 налогоплательщика—53% от общего числа действующих хозяйствующих субъектов. Только с начала года их количество увеличилось на 3%. Так что хочу пожелать нашим уважаемым налогоплательщикам скорейшей «интернетизации» налоговой отчетности. Не бойтесь нового: электронные сервисы значительно облегчат процесс сдачи отчетности, а специалисты налоговой службы ответят на все вопросы и помогут сделать этот процесс максимально комфортным. Преимущества предоставления налоговой отчетности в электронном виде очевидны и поэтому все большее количество налогоплательщиков налогов выбирают для себя такой способ предоставления налоговой отчетности. При подаче налоговой отчетности с помощью электронной цифровой подписи позволяет налоговым органам не только идентифицировать подписавшееся лицо, но и установить, что информация в электронном документе не была искажена. Хочу напомнить, что электронная цифровая подпись нужна и тем налогоплательщикам, которые обязаны регистрировать сопроводительные накладные на этиловый спирт и алкогольную продукцию при их реализации и транспортировке (СНА). СНА представляется получателями в электронном виде путем подтверждения получения СНА в Интернет-ресурсе (web-приложения) «Кабинета налогоплательщика». Получатели этилового спирта и (или) алкогольной продукции (за исключением получателей этилового спирта на медицинские и технические нужды) после получения товара, в электронном виде подтверждают получение СНА и товара в течение пятнадцати календарных дней с даты оформления СНА поставщиком. Согласитесь, что не все налогоплательщики являются получателями этилового спирта и (или) алкогольной продукции, и можно предположить, что в число налоплательщиков, которые обязаны регистрировать СНА, попадет значительное число субъектов хозяйствования. Я настоятельно рекомендую им озаботиться получением электронной цифровой подписи заранее, чтобы с момента получения СНА была возможность воспользоваться этой подписью и не создавать трудностей себе и своим контрагентам. Налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня приема налогового заявления о регистрационном учете электронного налогоплательщика выдает налогоплательщику под роспись в журнале выдачи документов: 1) электронный носитель информации с ключевым контейнером (floppy-диск, СD-диск и др.), содержащим электронную цифровую подпись; 2) соглашение об использовании и признании электронной цифровой подписи при обмене электронными документами (далее - Соглашение). Форма соглашения об использовании и признании электронной цифровой подписи при обмене электронными документами устанавливается уполномоченным органом. Соглашение и (или) электронный носитель информации с ключевым контейнером, содержащим ЭЦП, выдаются в соответствующем «окне» Центра в явочном порядке по месту нахождения или жительства налогоплательщика, в который представлено налоговое заявление. Режим работы Центров приема и обработки информации: ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, с 09.00 до 17.00 часов без перерыва на обед. Адреса Центров, в которые представляются налоговые заявления, а также контактные данные руководителей Центров, руководителей налоговых органов республики, графики приема граждан руководителями налоговых органов и номера «телефонов доверия» налоговых органов размещены на веб-сайте НК МФ РК в подразделе «Стандарты налоговых услуг» раздела «Налоговый комитет» интернет-ресурса Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан по адресу: www.salyk.kz. В этом же разделе любой желающий может найти для себя много другой полезной информации. На интернет-ресурсе Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан по адресу: www.salyk.kz налогоплательщик может: 1) получить информацию о Налоговом комитете Министерства финансов Республики Казахстан и мероприятиях, проводимых Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан, контактные данные налоговых органов, новости и другую справочную информацию; 2) просмотреть нормативные правовые акты и письма разъяснительного характера по вопросам налогообложения; 3) участвовать в форуме по обсуждению различных вопросов налогообложения и информационных систем Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан, а также в опросе мнения налогоплательщиков; 4) воспользоваться электронными услугами, предоставляемыми органами налоговой службы, а также скачать программное обеспечение по оказанию налоговых услуг. Хочу проинформировать плательщиков налогов, что в каждом налоговом органе регулярно проводятся семинары, практикумы-тренинги, на которых специалисты отвечают на вопросы, возникающие в процессе эксплуатации программы, получить консультацию можно и в телефонном режиме. И снова о предоставлении отчетности в электронном виде. Регистрация в качестве налогоплательщика (налогового агента), осуществляющего обмен с органами налоговой службы посредством электронного документа, не является обязательством налогоплательщика (налогового агента) исполнять налоговые обязательства в электронном виде. В связи с изменениями форм налоговой отчетности с 2012 года, приглашаем всех налогоплательщиков, кто еще предоставляет отчетность «по-старому» на бумажном носителе, посетить семинары-тренинги и задать специалистам интересующие Вас вопросы, отработать на практике проблемные моменты. Хочу также привести для читателей часть ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы, которые больше всего интересовали налогоплательщиков в ходе семинаров. 1. Одним из проблемных вопросов для налогоплательщиков всегда было большое количество налоговой отчетности, подлежащей представлению в налоговые органы, а также их объемность. Изменилась ли ситуация? С внедрением ИС СОНО, которая, во-первых, заменила действующие ИС ИСИД, НДС, ЭФНО, во-вторых, значительно упростилось обновление всех ФНО, так как обновлением ФНО в ИС занимаются сами налоговики, что напрямую влияет на своевременность обновления. Кроме того, в рамках нового Налогового кодекса в целях регламентации порядка обновления программного обеспечения и направления уведомлений четко прописаны сроки по данным процедурам. Программное обеспечение для составления и представления налоговой отчетности в электронном виде и обновление данного программного обеспечения будут размещаться на сайте НК МФ РК на постоянной основе не позднее, чем за двадцать рабочих дней до наступления срока представления налоговой отчетности. Направить налогоплательщику электронное уведомление о принятии или непринятии налоговой отчетности указанной системой органы налоговой службы обязаны не позднее пяти рабочих дней с момента принятия системой приема налоговой отчетности. При этом такое уведомление представляется в течение двух рабочих дней. Считаю, что такие изменения как в Налоговом кодексе, так и в информационных системах существенно облегчают налогоплательщикам исполнять свое налоговое обязательство в электронном виде. 2. На сегодняшний день продолжают иметь место факты, когда налоговики не принимают налоговую отчетность на бумажном носителе, заставляют её сдавать в электронном виде. Были ли изменения в Налоговом кодексе, которые обязывают налогоплательщиков сдавать налоговую отчетность в электронном виде? Порядок представления налоговой отчетности не изменился. Налоговым кодексом четко определено, что налогоплательщики (налоговые агенты) вправе представлять налоговую отчетность, если иное не установлено настоящей статьей, в соответствующие налоговые органы по выбору: 1) в явочном порядке: для налоговой отчетности - на бумажном носителе; для отчетности по мониторингу - в электронном виде, допускающем компьютерную обработку информации; 2) по почте заказным письмом с уведомлением - на бумажном носителе; 3) в электронном виде, допускающем компьютерную обработку информации, - посредством системы приема и обработки налоговой отчетности. Таким образом, способ представления налоговой отчетности определяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом требований Налогового кодекса. И налоговые органы обязаны принимать налоговую отчетность налогоплательщиков в соответствии с налоговым законодательством независимо от способа её представления. 3. Как осуществляется представление форм налоговой отчетности по информационно-коммуникационной сети? Представление налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде по информационно-коммуникационной сети осуществляется налогоплательщиком в электронном виде через Web-приложение «Кабинет налогоплательщика» по адресу http://cabinet.salyk.kz или посредством клиентского приложения для налогоплательщика Системы обработки налоговой отчетности (СОНО). В случае отсутствия доступа к Интернету в каждом налоговом управлений имеются терминалы налогоплательщиков, посредством которых налогоплательщики могут также отправить формы налоговой отчетности. Налогоплательщик (налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет) электронной цифровой подписью (электронная цифровая подпись налогоплательщика - последовательность электронных цифровых символов, созданная средствами электронной цифровой подписи и подтверждающая достоверность электронного документа, его принадлежность налогоплательщику и неизменность содержания), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). Структура электронного формата налоговой отчетности, программное обеспечение для составления и представления налоговой отчетности в электронном виде и обновление данного программного обеспечения размещаются на официальном сайте уполномоченного органа на постоянной основе не позднее чем за двадцать рабочих дней до наступления срока представления налоговой отчетности 4. Как решены вопросы безопасности? При сдаче форм налоговой отчетности в налоговые органы в электронном виде по информационно-коммуникационной сети применяются средства криптографической защиты информации. Это комплекс аппаратно-программных средств (шифрование и электронная цифровая подпись), обеспечивающих защиту информации в соответствии с действующим законодательством. Использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) документа обеспечивает: - сохранение конфиденциальности переписки; - однозначность идентификации налогоплательщика, приславшего файлы отчетности; защиту файлов отчетности от несанкционированных исправлений. Применяемые в системе сдачи налоговой отчетности в налоговые органы в электронном виде по информационно-коммуникационной сети средства шифрования аналогичны средствам, которые используются в силовых ведомствах, спецслужбах, системах дипломатической связи, банковских системах и т.д. Таким образом, передаваемая отчетность полностью защищена от внесения изменений в отчетность налогоплательщика. Прочесть файлы с документами могут только органы налоговой службы, поскольку только они располагают ключами шифрования для расшифровки сообщения. Отчетность, направленная в инспекцию в электронном виде по информационно-коммуникационной сети проходит входной контроль и разносится по лицевым счетам. 5. Где можно получить дополнительную информацию о? Информацию о порядке подключения и представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по информационно-коммуникационной сети налогоплательщики могут получить как непосредственно в органах налоговой службы Республики Казахстан по месту регистрационного учета, так и на интернет-сайте НК МФ РК. 6. Можно ли заполнять отчетность на одном компьютере, а при отправке использовать другой? Может ли бухгалтер сдавать отчетности нескольких организаций, используя при этом один компьютер? Порядок подготовки и представления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган в электронном виде по информационно-коммуникационной сети определяется программным обеспечением на стороне налогоплательщика. Налоговый орган при приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде по информационно-коммуникационной сети контролирует формат, в котором представлена налоговая декларация (расчет) за данный отчетный период и электронную цифровую подпись руководителя или уполномоченного представителя налогоплательщика, которые имеют права подтверждать полноту и достоверность представленной налоговой декларации (расчета). 7. Может ли получить ключ не руководитель или главный бухгалтер, а некое уполномоченное лицо? В соответствии со статьей 17 Налогового Кодекса Республики Казахстан налогоплательщик (налоговый агент) вправе участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, через законного или уполномоченного представителя. Законным представителем налогоплательщика (налогового агента) признается лицо, уполномоченное представлять налогоплательщика (налогового агента) в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан. Уполномоченным представителем налогоплательщика (налогового агента) признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком (налоговым агентом) представлять его интересы в отношениях с органами налоговой службы, иными участниками отношений, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан. Уполномоченный представитель налогоплательщика (налогового агента) - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, действует на основе нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, выданной таким налогоплательщиком (налоговым агентом) в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, в которой указывается конкретный перечень полномочий представителя. Уполномоченный представитель налогоплательщика (налогового агента) - юридического лица либо структурного подразделения юридического лица действует на основе учредительных документов такого налогоплательщика (налогового агента) и (или) его доверенности, выданной в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, в которой указывается конкретный перечень полномочий представителя. Личное участие налогоплательщика (налогового агента) в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика (налогового агента) права на личное участие в указанных отношениях. 8. Каков порядок замены, аннулирования электронной цифровой подписи? Налогоплательщик вправе представить налоговое заявление о регистрационном учете электронного налогоплательщика для аннулирования электронной цифровой подписи или ее замены в налоговый орган по месту нахождения или жительства в случаях: 1) принятия решения об отказе от использования электронной цифровой подписи; 2) окончания срока действия регистрационного свидетельства; 3) утери электронного носителя информации с ключевым контейнером, содержащим электронную цифровую подпись; 4) наличия повреждений, вызвавших нерабочее состояние электронного носителя информации с ключевым контейнером. Аннулирование электронной цифровой подписи прекращает право налогоплательщика на обмен с налоговым органом электронными документами посредством передачи по информационно-коммуникационной сети, обеспечивающей гарантированную доставку сообщений. С 01.01.2013 года вводятся в действие идентификационные номера (ИИН/БИН), и налогоплательщики, у которых в соглашении об использовании и признании электронной цифровой подписи при обмене электронными документами не указан идентификационный номер (БИН или ИИН), обязаны произвести переоформление такого соглашения. Переоформление такого соглашения производится налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика в течение трех рабочих дней с даты получения налогового заявления о регистрационном учете электронного налогоплательщика. К указанному налоговому заявлению налогоплательщиком прилагается один из следующих документов: 1) нотариально засвидетельствованная копия документа, подтверждающего наличие идентификационного номера; 2) копия документа, подтверждающего наличие идентификационного номера, - при условии предъявления его оригинала. Копия документа, подтверждающего наличие идентификационного номера, в том числе нотариально засвидетельствованная, не прилагается к налоговому заявлению, представленному в налоговый орган для переоформления соглашения об использовании и признании электронной цифровой подписи при обмене электронными документами, в случае ее представления в такой налоговый орган для замены либо переоформления другого документа в целях внесения в него идентификационного номера в соответствии с Налоговым Кодексом. При получении переоформленного соглашения об использовании и признании электронной цифровой подписи при обмене электронными документами ранее заключенное с налоговым органом соглашение подлежит возврату в налоговый орган, за исключением случаев утери указанного соглашения налогоплательщиком. 9. Сколько времени может потребоваться для замены или аннулирования электронной цифровой подписи? Аннулирование или замена электронной цифровой подписи производится налоговым органом не позднее одного рабочего дня с даты подачи налогоплательщиком налогового заявления о регистрационном учете электронного налогоплательщика для отказа от ключевого контейнера, содержащего электронную цифровую подпись, или его замены. 10. Могут ли налоговые органы самостоятельно аннулировать электронную цифровую подпись? Налоговый орган аннулирует электронную цифровую подпись без налогового заявления налогоплательщика в течение одного рабочего дня с даты исключения из государственной базы данных налогоплательщиков. Налогоплательщик исключается из государственной базы данных налогоплательщиков на основании сведений национальных реестров идентификационных номеров или по налоговому заявлению налогоплательщика, согласно нормам статьи 564 Налогового Кодекса. Также, аннулирование электронной цифровой подписи налогоплательщика производится налоговым органом в течение одного рабочего дня на основании решения уполномоченного органа об аннулировании электронной цифровой подписи в следующих случаях: 1) признания налогоплательщика лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора либо постановления суда - с даты получения налоговым органом приговора либо постановления суда; 2) признания недействительной государственной регистрации налогоплательщика на основании вступившего в законную силу решения суда - с даты получения налоговым органом решения суда. 11. Как исправить ошибку в декларации, если она обнаружена после замены электронной цифровой подписи? При обнаружении ошибки в налоговой декларации (расчете) отправленной в налоговый орган, налогоплательщик, обязан внести необходимые изменения в налоговую отчетность и представить в налоговый орган дополнительную налоговую отчетность, в соответствии с нормами, установленными статьей 70 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Внесение изменений и дополнений в налоговую отчетность производится налогоплательщиком (налоговым агентом) путем составления дополнительной налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся данные изменения и дополнения. При этом уточненная (дополнительная) налоговая декларация (расчет), представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока. Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме (формату), действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения. Уточненные налоговые декларации (расчеты) подписываются действующей на данный момент электронной цифровой подписью. 11. Что следует предпринять, если отчетность не дошла до органов налоговой службы по техническим причинам? При представлении налоговой отчетности в электронном виде органы налоговой службы обязаны не позднее двух рабочих дней с момента принятия системой приема налоговой отчетности органов налоговой службы направить налогоплательщику электронное уведомление о принятии или непринятии налоговой отчетности указанной системой. Если налоговая декларация (расчет) налогоплательщиком была направлена в электронном виде по информационно-коммуникационной сети и в течение двух рабочих дней с момента отправки налогоплательщик не получил соответствующее подтверждение об отправки, налогоплательщику необходимо обратиться с заявкой на службу поддержки и (или) позже повторить попытку повторной отправки. Если после повторного обращения сервис остается недоступным, необходимо обратиться в службу поддержки. По возникшим вопросам, связанным с работой СОНО и Кабинета налогоплательщика, необходимо обращаться на электронный адрес Службы поддержки sonosd@mgd.kz, других ИС - на адрес sds@mgd.kz. Налогоплательщикам следует обратить внимание на срок действия криптографических ключей, полученных ранее в налоговых органах. При техническом сбое в программно-аппаратных средствах, обеспечивающих представление налоговых деклараций (расчетов) для принятия решения при возникшей форс-мажорной ситуации (налоговая декларация (расчет) налогоплательщиком была направлена, но в налоговый орган не поступила) служба поддержки определяет причины возникшей ситуации, анализирует выявленное состояние направленной налоговой декларации (расчета), после чего принимает решение об исполнении обязанности налогоплательщика в части представления налоговой декларации (расчета) в установленный срок. Кроме этого, определяется перечень мероприятий по доведению до налогового органа налоговой декларации (расчета) и подтверждения о дате представления. 12. Что делать налогоплательщику, если в налоговой отчетности неправильно указан вид или период? Внесенными изменениями в пункт 5 статьи 584 Налогового Кодекса, были исключены слова «или неверно указан» в подпунктах 2), 4), 5) пункта 5 статьи 584 Налогового Кодекса. Данная поправка позволяет считать налоговую отчетность, в которой неверно указан код налогового органа, налоговый период, вид налоговой отчетности - представленной. Порядок устранения данных нарушений определен следующим образом. В пункт 3 статьи 69 НК РК «Порядок отзыва налоговой отчетности» внесены дополнительные подпункты, позволяющие налогоплательщикам произвести отзыв налоговой отчетности методом изменения: 1) в которой неверно указан код органа налоговой службы; 2) в которой неверно указан налоговый период; 3) в которой неверно указан вид налоговой отчетности. Таким образом, в случае, если в налоговой отчетности, направленной в налоговый орган, налогоплательщиком ошибочно неправильно указан вид, период или код органа налоговой службы, то в таких случаях, налогоплательщики смогут произвести отзыв налоговой отчетности методом изменения. 13. Какая дата считается датой принятия налоговой отчетности, отправленной в электронном виде - день отправки налоговой отчетности или день получения уведомления? Датой представления налоговых форм в органы налоговой службы, за исключением налоговых регистров, в электронном виде является - дата принятия центральным узлом системы приёма и обработки налоговой отчётности органов налоговой службы, указанная в уведомлении о принятии или непринятии налоговой отчётности указанной системой. 14. На сколько удобно и выгодно предоставлять налоговую отчетность в электронном виде субъектам предпринимательской деятельности, использующим упрощенную систему налогообложения? Отправка отчетности по электронной почте - самая эффективная форма взаимодействия между налоговой службой и налогоплательщиками. Минимум общения предпринимателя с налоговым инспектором, возможность отправки отчетности из любой точки мира и самое главное - значительная экономия времени на предоставление налоговой отчетности, а так же сокращение затрат на приобретение бланков налоговой отчетности. Поэтому переход данной категории налогоплательщиков на предоставление налоговой отчетности по электронной почте, безусловно, и удобен и выгоден. 15. Каким образом можно получить сведения о наличии идентификационного номера налогоплательщика без непосредственного обращения в органы налоговой службы? В настоящее время Налоговым Комитетом Министерства финансов Республики Казахстан реализован сервис по получению сведений о наличии ИИН/БИН налогоплательщика. Воспользоваться данной услугой в текущий момент могут абоненты сотовой связи Kcell/Activ, отправив sms-сообщение с РНН или ИИН/БИН на короткий номер 7010. Стоимость sms-сообщения составляет 20 тенге с учетом НДС. В ближайшее время воспользоваться данным сервисом смогут также абоненты других сотовых операторов.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |