|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Ж. Сураганов, заместитель начальника Налогового департамента по Атырауской области
ГДЕ ПОДЛЕЖАТ ИСПОЛНЕНИЮ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ, КОТОРАЯ НАЧИСЛЯЛАСЬ И ВЫПЛАЧИВАЛАСЬ В РОССИИ?
Российское предприятие имеет филиал в РК, который оказывает консалтинговые услуги. Главный бухгалтер головной организации (ГО), находящейся в г. Москва, передает бухгалтерской справкой затраты головной организации филиалу, зарегистрированному в РК: расходы по заработной плате сотрудников ГО, работающих на объекте в РК. Также справкой передаются командировочные расходы, услуги сотовой связи и прочие расходы, связанные с пребыванием работников ГО в РК. Зарплата работникам-нерезидентам за проект в РК начислялась и выплачивалась в РФ, там же возмещались командировочные расходы. Срок пребывания сотрудников ГО в РК до 183 дней и более. Разрешения на привлечение иностранной рабочей силы нет. Какие налоговые последствия возникают в данной ситуации? ИПН, социальный налог, форма налоговой отчетности? Есть ли нарушения за привлечение иностранной рабочей силы без специального разрешения?
Налогообложение доходов физических лиц-нерезидентов (ИПН) Порядок налогообложения доходов физических лиц-нерезидентов урегулирован главой 25 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), которая содержит статьи с 201 по 205 включительно. Для рассматриваемого случая применима статья 201 Налогового кодекса, поскольку статьи 202 и 204 регулируют правоотношения, возникающие при определенных условиях: в отношении доходов иностранных работников юридического лица-нерезидента, не имеющего постоянного учреждения в РК; на доходы физического лица-нерезидента, полученные из источников в РК от лиц, не являющихся налоговыми агентами в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Из фабулы вопроса следует, что нерезидент имеет зарегистрированный филиал на территории РК, следовательно, положения статьи 202 Налогового кодекса в отношении его работников не применимы. Подпунктом 31 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса установлено, что налоговый агент - индивидуальный предприниматель, частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, юридическое лицо, в том числе юридическое лицо-нерезидент, на которые в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удерживаемых у источника выплаты, данное определение также исключает применение, в нашем случае, статьи 204 Налогового кодекса. Статья 201 Налогового кодекса устанавливает, что доходы физического лица-нерезидента, определенные пунктом 1 статьи 192 настоящего Кодекса (в том числе, доходы физического лица-нерезидента от деятельности в РК по трудовому договору (контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимся работодателем), облагаются подоходным налогом у источника выплаты по ставкам, указанным в статье 194 налогового Кодекса, без осуществления налоговых вычетов, если иное не установлено налоговым Кодексом. Иное, в отношении доходов физического лица-нерезидента у источника выплаты, определенных подпунктами 18 - 22 пункта 1 статьи 192 налогового Кодекса, устанавливается пунктом 3 статьи 201 Налогового кодекса, согласно которому - исчисление, удержание и перечисление подоходного налога в таких случаях, включая доходы, определенные статьями 163 - 165 налогового Кодекса, производятся налоговым агентом без осуществления налоговых вычетов в порядке и сроки, которые установлены статьями 161, 167 налогового Кодекса. Таким образом, подоходный налог у источника выплаты удерживается налоговым агентом в момент выплаты дохода физическому лицу-нерезиденту, независимо от формы и места осуществления выплаты дохода. Возвращаясь к вопросу, отмечу, что по заработной плате, которая начислялась и выплачивалась в России, налоговые обязательства (в части доходов от деятельности в Республике Казахстан) подлежат исполнению на территории РК. Декларация по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу с нерезидента, удерживаемого у источника выплаты (декларация) по форме 210.00 представляется плательщиками в налоговые органы по месту нахождения ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом согласно Правилам составления налоговой отчетности, утвержденных приказом Министра финансов РК от 20 декабря 2010 года № 644 (далее - Правила). Приложение к декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу составляется по итогам года и представляется с декларацией за четвертый квартал отчетного года. Вместе с тем, согласно статье 220 Налогового кодекса нерезидент в целях получения в стране резидентства зачета налогов, уплаченных в РК, или вычета доходов из источников в РК имеет право получить в налоговом органе справку о суммах полученных доходов из источников в РК и удержанных (уплаченных) налогов. С учетом пункта 5 статьи 2 Налогового кодекса (Если международным договором, ратифицированным РК, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, применяются правила указанного договора), и статья 15 Конвенции между Правительством РК и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (далее - Конвенция), устанавливает следующие правила: Несмотря на положения пункта 1, вознаграждение, получаемое резидентом Договаривающегося Государства в связи с работой по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве, облагается налогом только в первом упомянутом Государстве, если: а) получатель находится в этом Государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней в течение любого 12-месячного периода; и б) вознаграждение выплачивается нанимателем, или от имени нанимателя, не являющегося резидентом другого Государства; и в) вознаграждение не выплачивается постоянным учреждением или постоянной базой, которую наниматель имеет в другом Государстве. Следовательно, если работник - резидент России, находится в РК более 183 дней в течение любого 12-месячного периода, заработная плата выплачивается Головной организацией - резидентом России, которая имеет зарегистрированный филиал на территории РК, то такие доходы работника подлежат налогообложению на территории РК.
Налогообложение доходов физических лиц-нерезидентов (Социальный налог) Согласно статье 357 Налогового кодекса объектом обложения социальным налогом для юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность в РК через постоянные учреждения, являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам-нерезидентам в виде доходов, определенных подпунктами 18 - 21 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в пункте 3 настоящей статьи. Подпунктом 18 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса установлено что, доходы физического лица-нерезидента от деятельности в РК по трудовому договору (контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимся работодателем являются доходами из источников в РК. Следовательно, в случае пребывания в РК сотрудников юридического лица, имеющего постоянное учреждение в РК, доходы указанных лиц подлежат обложению социальным налогом. Таким образом, в случае начисления и выплаты заработной платы персонала, работающего в Казахстане, головным офисом нерезидента за пределами РК, обязательства по исчислению и уплате социального налога возникают в РК с доходов, полученных из источников в РК. Основанием же для определения объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, являются первичные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, установленные законодательством. Следовательно, если первичные документы, подтверждающие наличие объектов налогообложения, находятся в головном офисе за пределами РК, с целью полного и своевременного исполнения налогового обязательства на территории РК, юридическое лицо-нерезидент, как налоговый агент, обязано, либо самостоятельно составлять и представлять в налоговые органы по месту осуществления деятельности налоговую отчетность и уплачивать налоги, либо представлять постоянному учреждению все необходимые документы, связанные с исчислением и уплатой налогов. Нарушение же вышеизложенного порядка исполнения налоговых обязательств по подоходному и социальному налогам, приведет: 1) к корректировке размера налогового обязательства налоговым органом, и как следствие начислением пени в соответствии со статьей 610 Налогового кодекса; 2) к привлечению к административной ответственности согласно статьям 209 и 210 Кодекса РК об Административных правонарушениях.
Также, в вопросе сказано, что «Главный бухгалтер головной организации (ГО), находящейся в г. Москва, передает бухгалтерской справкой затраты головной организации филиалу…», по этой причине хотелось бы обратить внимание налогоплательщика на следующие обстоятельства. Согласно статье 208 Налогового кодекса в случае, если положениями международного договора при определении налогооблагаемого дохода юридического лица-нерезидента от деятельности в РК через постоянное учреждение допускается вычет управленческих и общеадминистративных расходов, фактически понесенных как в РК, так и за ее пределами в целях получения такого дохода, то сумма таких расходов определяется по одному из следующих методов: 1) методу пропорционального распределения расходов; 2) методу непосредственного (прямого) отнесения расходов на вычеты. При этом вычет указанных расходов допускается при наличии у юридического лица-нерезидента документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пункта 4 статьи 219 Налогового кодекса. Управленческие и общеадминистративные расходы - это расходы, связанные с управлением организацией, оплатой труда управленческого персонала, не связанного с производственным процессом, методы отнесения таких расходов на вычеты определены статьями 209-211 Налогового кодекса.
Разрешения на привлечение иностранной рабочей силы Согласно положениям статьи 2-1 Закона РК «О занятости населения» местные исполнительные органы на территории соответствующей административно-территориальной единицы выдают разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, за исключением лиц, определяемых Правительством РК, для осуществления трудовой деятельности в пределах квоты, распределенной центральным исполнительным органом, а также приостанавливают и отзывают указанные разрешения. Порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в РК, установлен Правилами определения квоты, условия и порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в РК, утвержденными Постановлением Правительства РК от 19 июня 2001 года № 836 (далее - Правила). В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 Правил разрешение на привлечение иностранной рабочей силы - документ установленной формы, выдаваемый уполномоченным органом работодателю, определяющий количество иностранной рабочей силы для привлечения в РК в пределах квоты, распределенной центральным исполнительным органом. При этом подпунктом 3 пункта 3 Правил установлено, что на иностранцев и лиц без гражданства, прикомандированных к филиалам и (или) представительствам иностранных юридических лиц в соответствии с договором на срок более 60 календарных дней действие Правил не распространяется. Существует ограничение срока прикомандирования каждого работника, который суммарно не должен превышать 180 календарных дней в течение календарного года. Однако прикомандирование иностранных работников к филиалам иностранных юридических лиц допускается при условии прикомандирования казахстанского персонала данного филиала иностранного юридического лица с целью профессиональной подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации к юридическому лицу за пределами Республики Казахстан. Срок прикомандирования казахстанского персонала в совокупности должен быть не менее того срока, на который прикомандированы иностранные работники. Кроме того, список прикомандированных иностранцев должен быть заверен в уполномоченном органе, форма списка утверждена приложением 2 к Правилам. Срок прикомандирования казахстанских граждан и иностранных работников начинается со дня заверения списка уполномоченным органом. Несоблюдение положений подпункта 3 пункта 3 Правил, если срок командировки превышает суммарно 60 календарных дней в течение одного календарного года, влечет необходимость получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с общим установленным порядком. Также следует отметить, что с 3 августа 2009 года вступили в силу некоторые изменения в Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 года «О частном предпринимательстве» (внесены Законом РК от 17 июля 2009 г. № 188-IV ЗРК). Так, в соответствии с изменениями подпункт 3 пункта 1 статьи 1 этого Закона устанавливает, что индивидуальный предприниматель - гражданин РК или оралман, осуществляющий индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица и соответствующий критериям, указанным в пунктах 3 и 7 статьи 6 Закона. Согласно подпункту 11 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О миграции населения» оралманы - иностранцы или лица без гражданства казахской национальности, постоянно проживавшие на момент приобретения суверенитета РК за ее пределами и прибывшие в Казахстан в целях постоянного проживания. Следовательно, под индивидуальным предпринимателем понимается гражданин РК и иностранцы или лица без гражданства казахской национальности, постоянно проживавшие на момент приобретения суверенитета РК за ее пределами и прибывшие в Казахстан в целях постоянного проживания, который встал на учет в территориальный налоговый орган в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. деятельность других иностранцев или лиц без гражданства в качестве индивидуальных предпринимателей на территории РК запрещена. Отсутствие у работодателя такого разрешения, иные нарушения порядка привлечения иностранной рабочей силы, а также осуществление иностранцем незаконной трудовой деятельности в РК влечет административную ответственность в соответствии со статьей 396 Кодекса РК об Административных правонарушениях. Далее, поскольку нарушение Правил признает пребывание иностранцев в Республике Казахстан незаконным, наступают последствия и в налоговом законодательстве. Как известно, расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода в налоговом учете относятся к категории вычеты, вместе с тем, незаконные расходы не будут подлежать вычету. Работодатель, допустивший нарушения Правил и использовавший труд иностранного персонала, в таком случае обязан произвести корректировку вычетов.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |