|
|
|
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (www.inform.kz)
08.03.2012 Великие женщины Казахстана
Казахстанские женщины не хуже мужчин, порой даже больше проявляют настоящую силу, храбрость и мужество. К Международному женскому дню Агентство «Казинформ» собрало интересные факты из жизни наших великих женщин.
Женские лица Победы: Герои Советского Союза
Война - мужское дело. Так принято считать. Но события 1941-1945 годов не выбирали своих героев по половому признаку. Эти великие женщины построили фундамент нашей спокойной жизни. Ценой своей жизни они отстояли наше право на будущее в ту эпоху, которая могла переломить ход всей сегодняшней истории. Всех, кто не видел при жизни Алию Молдагулову, удивляет ее знаменитая фотография с фронта. На снимке отважная девушка целится из винтовки. Такое чувство, что она никогда в жизни не испытывала страха. В принципе, так оно и есть. Такой смелой и боевой девушки, которая готова была стоять горой за свою Родину, за своих близких и друзей, советский народ не видел никогда. У нее на счету 78 уничтоженных солдат и офицеров противника. Однажды пятеро немецких солдат, заметив нескольких девушек-снайперов, идущих в их сторону по нейтральной полосе, устроили засаду. Однако первой успела выстрелить Алия, еще двух убили снайперы Зина и Надя, оставшихся двух солдат противника девушки под конвоем привели на командный пункт. 14 января 1944 года севернее города Новосокольники Алия была смертельно ранена. Будучи раненой в руку осколком мины, девушка вступила в рукопашный бой с немецкими солдатами. В это время пуля фашистского офицера попала в грудь Алии. Последним усилием она ответила противнику метким выстрелом... 4 июня 1944 года Алие Нурмухамбетовне Молдагуловой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Особой отвагой также отличалась Маншук Маметова. Она также как и Алия рано потеряла родителей. 15 октября 1943 года войска Калининского фронта, в составе которых воевала Маншук, вели ожесточенные бои за освобождение города Невеля. Фашисты сражались яростно, цепляясь за каждую высоту. Они непрерывно переходили в контратаки, стремясь задержать наступление советских подразделений. Закрепившись на выгодной позиции, оставшись одна из пулемётного расчёта, будучи тяжело раненой осколком в голову, Маншук уничтожила 70 солдат противника и погибла смертью храбрых. Звание Героя Президиум Верховного Совета СССР посмертно присвоил старшему сержанту Маметовой Маншук Жиенгалиевне 1 марта 1944 года.
Все силы на процветание Родины: Халық Қаһарманы
Народные герои. Это люди, которые работают непокладая рук во имя процветания родины. Это люди, которые готовы отдать жизнь за спокойствие и мир в своей стране. Высшим званием «Халық Қаһарманы» награждаются люди за выдающиеся заслуги перед Казахстаном, гражданские и ратные подвиги во имя ее свободы и независимости. Хыйуаз Доспанова - единственная лётчица-казашка Великой Отечественной войны, штурман-стрелок. «Ночные ведьмы» - так ее и подруг называли фашисты. Она представляла не меньшую угрозу самолетам противника и сбивала их один за одним. Газета «Литер» писала, что 46 авиаполк летал на легких ночных бомбардировщиках У-2 (По-2). А что такое один вылет на У-2? Это огонь зенитных средств всех калибров, до автоматного огня включительно (У-2 работали на предельно малых высотах), это еще ночные истребители противника, это сплошные прожектора, а зачастую еще непогода: низкая облачность, туман, снег, обледенение, штормовой ветер, бросающий легкую машину с крыла на крыло, вырывающий ручку управления из рук... Причем все это - на У-2, маленьком, тихоходном, к тому же легко воспламеняющемся и горящем как спичка, как сухой порох, - самолет деревянной конструкции, из фанеры, обтянутой перкалью. Единственная металлическая деталь - это мотор М-II. До войны на У-2 училась летать молодежь в авиаклубах, никто не мог подумать, что его будут использовать в военных целях. Достаточно было одного прямого попадания - и самолет сразу же загорался. Только под конец войны летчицам стали выдавать парашюты и поставили пулемет в кабину штурмана, а до этого четыре бомбодержателя под низкими плоскостями - и все. Самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями. Техники латали их на скорую руку, и в дальнейшем крылья многих машин стали походить на лоскутные одеяла. Чтобы не демаскировать аэродром, техникам приходилось работать в полной темноте в любую погоду под открытым небом. Девушки творили просто чудеса, так как нередко требовалось вернуть в строй искалеченную машину в невозможные сроки. Все вылеты были ночными... Однажды, уже в послевоенной мирной жизни, Хыйуаз Каировна полетела в Москву в командировку, на пропускном контроле ее задержали в аэропорту. «Что у вас в чемодане металлическое?» - спросили ее работники аэропорта. А там у нее лежал один жакет. Весь в орденах и медалях. За храбрость и отвагу Хыйуаз Каировна была награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Красного Знамени, медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией». Не у каждого мужчины есть столько наград. Народная артистка СССР и Казахстана, обладатель многих госнаград Роза Багланова тоже фронтовик. Конечно, воевать она не воевала, но ее пением воодушевлялись солдаты. Как-то раз в интервью газете «Казахстанская правда» она рассказала, как научилась преодолевать страх на войне. Как-то раз ее повели в окопы по узенькой траншее, вся остальная земля была заминирована. Старшина, ее провожатый, когда подошли к месту назначения, поднял Розу на руки и опустил в один из окопов. Ноги утонули по колено в воде, благо сапоги были высокие. Когда Роза Тажибаевна начала петь, не прошло и 20 минут, как прибежал какой-то офицер со словами: «Сестра, милая, не пойте так громко. Фашисты начали стрельбу. Они думают, что мы с вашей песней идем в атаку». В этих окопах девушке пришлось пробыть до захода солнца. Пока пела, некоторые бойцы плакали, другие протягивали солдатские треугольники, чтобы она отправила их родным... Вечером той же узенькой траншеей она вернулась к себе в казарму. Но, как признавалась сама артистка, страшнее всего было в Варшаве. Там не было ни одного уцелевшего дома. Они пели перед тяжелоранеными, которые лежали просто на земле. Плащ-палатку выделили только для операционной. Некоторым из раненых оставалось жить минут 20, другим - часа три. Бомбежка идет без конца, тут бежать бы под укрытие, а они молят: «Сестра, не уходи!». «Наш руководитель говорит мне: «Пусть все бегут, а мы с тобой возьмемся за руки и будем стоять до конца». И мы стояли, на наше счастье, все бомбы пролетали мимо. Раненые стонут: «Воды!». Подашь воду, а она у них вытекает обратно с кровью, а потом последний вдох - и человек умирал...», - вспоминает Роза Тажибаевна.
Великая сила таланта: Народные артистки СССР
Народные артисты - боги сцены и слуги своих зрителей. Голос одних - заставлял дрожать стены больших концертных залов, актерская игра других вызывала восторг у зрителей. И принято считать, что больше всего сцена принадлежит женщинам. Пусть оно так и будет! Куляш Байсеитову, первую казахскую оперную певицу, которая получила звание народной артистки СССР в 24-летнем возрасте, называли «казахским соловьем». Восторженные зрители выносили ее из зала на руках, ее приглашали на приемы главы государств. И ведь знаменитый Евгений Брусиловский создавал первую казахскую оперу «Қыз-Жибек» именно для нее. Как рассказывал композитор, однажды они втроем - Куляш, ее муж Канабек Байсеитов и он - возвращались из аула, где давали концерт, в телеге, груженой сеном. Куляш, как всегда, что-то напевала. В какой-то момент завела было «га-а», и тут телега подпрыгнула на ухабе. Певица, едва не прикусив себе язык, выдохнула «к-ку-у». Брусиловский, мучившийся в это время над заключительной арией героини, мгновенно воспламенился. Так появилась знаменитая «Гакку» - песня-плач Жибек по погибшему Тулегену. Народную артистку СССР и Казахстана Бибигуль Тулегенову также по праву называют «казахским соловьем». Эта женщина, прошедшая немыслимо тернистый путь к славе и успеху, одинаково вызывает восторг как у мужской, так и у женской половины человечества всех возрастов. Не все знают, что у Бибигуль Ахметовны была еще одно народное звание - «колхозная певица». Потому что она не выбирала сцены для пения. Она выступала там, где собирался народ. Народные песни дали возможность раскрыться ее голосу. Концерты шли в сельских клубах, на полевых станах, в летних театрах пансионатов и домов отдыха, в воинских частях, на животноводческих фермах... Как сама признается Бибигуль Ахметовна, она получала большое удовлетворение от рукоплесканий и светлых радостных лиц слушателей и сама жадно вслушивалась в звуки прекрасной музыки, звонко прозвучавшей в казахской степи. Постепенно стала любимицей и желанной гостьей в разных уголках необъятной страны. Не многие знают, что международная культурная организация ЮНЕСКО включила Бибигуль Тулегенову в число двадцати выдающихся женщин ХХ столетия. Хадишу Букееву называют настоящим мастером казахской сцены. Народная артистка СССР и КазССР, лауреат Государственной премии СССР в 1942 году она была приглашена на работу в Казахский государственный академический театр драмы им. М. Ауэзова и до конца жизни не покидала его сцену. Представьте себе - 69 лет на сцене театра! Более сотни сложных ролей, ставшие сценическими шедеврами. Современники признавались, что лучше нее никто, наверное, не разбирался в актерах. Наряду с работой в театре Хадиша Букеева воспитала несколько поколений учеников в Академии искусств им. Т. Жургенова. Многие из них стали видными актерами и деятелями искусства. Она говорила: «Есть актеры, понятные как холодильник: от них есть польза, но нет тепла. И загадки в таких актерах нет: их включают - они работают. А есть иные - неясные, как день или как ночь. Но ты вдруг понимаешь, что не наблюдаешь за ними, а живешь в том мире, который они создают». Всегда в главной роли была Фарида Шарипова. Эту народную артистку СССР за поразительно красивый голос уважительно называли «королевой дубляжа». «О трудолюбии и упорстве Фариды Шариповой в театральной среде ходили легенды, - вспоминала актриса ТЮЗа им. Г. Мусрепова Клара Бельжанова. - Она всего в искусстве добилась сама. И наш руководитель курса, педагог, а когда-то и ее педагог Аскар-аға Токпанов, когда мы проявляли нерадивость и леность, приводил ее в пример. Фарида Шарипова приехала в Казахстан из Китая, не зная ни казахского, ни русского языков. Чтобы выучить язык, она часами, днем и ночью, слушала казахскую речь, запоминая ее модуляции, интонационные особенности, особую мелодичность. Она ходила на дубляж, чтобы легче усваивать эти особенности, и со временем сама стала непревзойденным мастером кинодубляжа. Ее неповторимым голосом заговорили известные героини русской и зарубежной классики». Розу Джаманову также признал весь Советский союз, окрестив ее «гордостью оперного искусства Казахстана». Она обладает прекрасным голосом своеобразного серебристого тембра. Психологическая тонкость и глубина создаваемых ею образов, высокая вокальная культура являются отличительными чертами ее исполнительского стиля. В репертуаре Розы Умбетовны - ведущие партии в более чем 20 операх казахстанских композиторов. Первая исполнительница партий Назугум («Назуғум» К. Кужамьярова, 1956), Қамар-Сулу («Камар-Сулу» Е. Рахмадиева, 1963), Айсулу («Айсулу» С. Мухамеджанова, 1964). Она создала яркие и неповторимые образы Жибек и Ақжунус (оперы «Қыз Жибек» и «Ер-Тарғын» Е. Брусиловского), Ажар («Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди), Сары («Біржан и Сара» М. Тулебаева), Гульбаршин («Алпамыс» Е. Рахмадиева), Еңлік и Раушан («Еңлік-Кебек» и «Двадцать восемь» Г. Жубановой) и др. Вообще у Розы Умбетовны довольно большой послужной список. Она была депутатом районного, городского, Верховного советов Казахской ССР 6 созыва, Верховного Совета СССР 8 созыва. С 1977 года преподаёт в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы. С 2003 года и по настоящее время - консультант вокального факультета Казахской национальной консерватории им. Курмангазы. Но, при этом, в трудовой книжке певицы всего одна запись - солистка оперы ГАТОБ имени Абая с 1953 года. Еще одна женщина Шара Жиенкулова - не народный артист СССР, но талант ее поражает воображение. Она знаменитая казахская танцовщица, педагог, народная артистка Казахской ССР. Можно сказать, что многие национальные казахские танцы, которые сегодня исполняются на концертных сценах страны, были созданы этой женщиной. С целью развития национального танцевального искусства Шара Жиенкулова много ездила по республике, изучая быт, традиции и обычаи разных регионов. В результате этих поездок появились танцы: «Таттимбет», «Айжан қыз», «Қара жорға», «Қырық қыз». Шаре Жиенкуловой удалось с помощью пластических движений выразить душевную красоту сценических образов.
Выше, быстрее, сильнее: Олимпийские призеры
Олимпиада - это мировая таблица рекордов, по которой одна страна на весь мир заявляет о том, насколько она сильная. Здесь у нас женщин немного, но их победы - яркие! Самая «быстробегающая» в Азии женщина, чемпионка Олимпийских игр 2000 года в беге на 100 метров с препятствиями Ольга Шишигина оказывается в первые минуты восприняла золотую победу как очередную и ничуть не была взволнована. В интервью газете «Казахстанская правда» она признавалась: «Я столько раз в мечтах побеждала соперников, что олимпийскую победу восприняла просто как очередную. Впервые победа почему-то не взволновала. Ребята по команде передали флаг и скомандовали: «Вперед - по кругу почета!» А я равнодушным голосом: «Не хочу». «Давай-давай!», - толкают в спину. Побежала, трибуны взорвались аплодисментами, люди на первых рядах подскочили, чтобы приветствовать меня. Вот тогда поняла, какой это кайф - выиграть Олимпиаду!». Биатлонистку Елену Хрусталеву казахстанские болельщики уже без колебания считают «своей». В 2010 году в Ванкувере, когда наша копилка густотой не отличалась, она «отстреляла» для Казахстана серебряную медаль Олимпиады. Оказывается, журналисты долгое время мучили спортсменку вопросами типа: «Чувствуете ли вы казахстанкой?» на что она отрезала: «Надоело отвечать на этот вопрос! Я уже давно говорю «мой Казахстан, моя страна, мои болельщики»! После окончания карьеры планирую остаться жить здесь» (Источник: Sports.kz). А вот тройка Пекинской Олимпиады 2008 года серебряные призеры Ирина Некрасова и Алла Важенина, а также бронзовый призер Мария Грабовецкая - сами являются парадоксом. Вроде хрупкие, красивые девушки, но принесли в копилку Казахстана медали в самом «не женском» виде спорта - тяжелой атлетике. Вообще получить на Олимпийских играх пусть даже бронзовую медаль - это тоже огромное достижение. Ведь это говорит не о том, что ты не дотренировался, а о том, что ты третий, но среди всех ста. Всегда есть желание продолжить этот список, и если такое желание есть у читателей, то для этого открыта функция комментирования. Автор: Байманов Дамир
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |