В. Скала, исполнительный директор АК «АСИКО»
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РК
Регулирование трансфертного ценообразования Методология расчета трансфертных цен
Регулирование трансфертного ценообразования Нормативная база Установление государственного контроля за ценообразованием в международных деловых операциях продиктовано необходимостью предотвращения потерь государственного дохода страны т. к. практика показывает, что потери бюджета страны в значительных размерах возникают в результате умышленного применения в международных деловых операциях их участниками трансфертных цен с целью уменьшения своих налоговых, финансовых и иных имущественных обязательств. Государственный контроль за трансфертным ценообразованием возложен на уполномоченные органы РК, т. е. включены в компетенцию налоговых и таможенных органов РК. Трансфертная цена - цена, которая формируется между взаимосвязанными сторонами и (или) отличается от объективно формирующейся рыночной цены с учетом диапазона цен при совершении сделок между независимыми сторонами, подлежащая контролю в соответствии с Законом РК от 5 июля 2008 г. №67-IV «О трансфертном ценообразовании». Взаимосвязанные стороны - стороны, отвечающие критериям, указанным в статье 11 Закона РК «О трансфертном ценообразовании». В связи с этим, с 1 января 2001 г. в РК был принят отдельный Закон РК «О государственном контроле при применении трансфертных цен» (утратил силу) от 5 января 2001 г. Одновременно в Налоговом кодексе от 12 июня 2001 г. № 209-II была введена новая редакция статьи 138, в соответствии с которой при отклонении цены, применяемой при совершении сделок, от рыночной цены органы налоговой службы имеют право корректировать объекты налогообложения в соответствии с законодательством о государственном контроле при применении трансфертных цен. С 1 января 2009 г. введен в действие новый Закон РК «О трансфертном ценообразовании» от 5 июля 2008 г. №67-IV (далее - Закон), который является одним из нормативных правовых актов, включенных в налоговое законодательство РК т. к. согласно статье 654 Налогового кодекса от 10 декабря 2008 г. № 99-IV в отдельный вид контроля и отчетности выделены проверки трансфертного ценообразования т. е.: Статья 654. Контроль при трансфертном ценообразовании Органы налоговой службы осуществляют контроль при трансфертном ценообразовании по сделкам в порядке и случаях, предусмотренных. Кроме этого, уполномоченными органами применяется международный документ стран ЕврАзЭС, регулирующий порядок взаимодействия таможенных и налоговых органах по этому вопросу - Протокол об обмене информацией по контролю за трансфертным ценообразованием между налоговыми и таможенными органами государств-членов Евразийского экономического сообщества (г. Москва, 6 июня 2006 года), который позволяет контролирующим органам сторон в любой момент иметь информацию о проведении сделок, включаемых в сферу этого Закона.
Объекты мониторинга Объектами контроля со стороны уполномоченных органов РК осуществляется по следующим сделкам в международных деловых операциях, к которым относятся: - экспортные и (или) импортные сделки по купле-продаже товаров, работ и услуг с государствами ТС и третьими странами; - сделки по выполнению работ, оказанию услуг, одной из сторон которых является нерезидент, осуществляющий деятельность в РК без образования; - сделки резидентов РК, совершенные за пределами республики, по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг; - сделки, совершаемые на территории РК, непосредственно взаимосвязанные с международной деловой операцией - сделки по купле - продаже товаров, работ, услуг, которые в последующем явились предметом международной деловой операции. Следует отметить, что с 2009 г. согласно Постановлению Правительства РК от 12 марта 2009 года № 293 в Перечень услуг, подлежащих обязательному мониторингу, дополнительно включены следующие виды работ и услуг: - строительные работы; - монтаж оборудования; - маркетинговые услуги; - экспедиторские услуги. Кроме этого, объектами, включаемые в сферу Закона могут быть сделки с участниками: - зарегистрированными в государстве с льготным налогообложением (оффшоры); - осуществляющими товарообменные (бартерные) операции; - имеющими убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки; - имеющими льготы по налогам; - осуществляющими исполнение обязательств по сделкам, производимым путем зачета встречного однородного требования (включая зачет при уступке требования). Корректировке подлежат договорные цены, по которым выявлены отклонения от рыночных цен, рассчитанных одним из методов или от средних цен источников информации.
Способы мониторинга Мониторинг осуществляется путем наблюдения уполномоченными органами в т. ч. в процессе любого вида контроля, установленного статьями 556, 627-643 и 654 Налогового кодекса за операциями с товарами, работами, услугами, указанными в Постановлении Правительства РК от 12 марта 2009 г. № 293, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РК от 11 ноября 2011 года № 1324. Уполномоченные органы проводят проверки по вопросам трансфертного ценообразования в следующих случаях: - при установлении отклонения цены сделки от рыночной цены; - на основании информации о фактах применения трансфертных цен, полученных от государственных органов; - при проведении проверок, осуществляемых уполномоченными органами по вопросам соблюдения налогового законодательства РК и таможенного законодательства таможенного союза и (или) РК, в случае отсутствия источников информации по рыночным ценам. Уполномоченные органы вправе запросить информацию, необходимую для определения правильности применения цены сделки, у следующих субъектов: - государственных органов; - банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций; - страховых (перестраховочных) организаций, страховых брокеров; - профессиональных участников рынка ценных бумаг; - аудиторов, аудиторских организаций; - иных организаций, имеющих отношение к международным деловым операциям. При этом, запросы о предоставлении информации обязательны для исполнения в течение тридцати календарных дней.
Отчетность по объектам мониторинга Налогоплательщик, осуществляемый сделки с товаром, работами и услугами, указанными в Постановлении Правительства РК от 12 марта 2009 г. № 293, обязан предоставлять отчетность по мониторингу в срок до 15 марта, года следующего за отчетным, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РК от 11 ноября 2011 года № 1324. Кроме этого, участники, осуществляющие любые внешнеэкономические сделки с товарами, работами, услугами, которые не подлежат обязательному мониторингу и не имеющие обязательств по представлению отчетности в соответствии с указанными постановлениями, обязаны вести документацию, подтверждающую обоснованность применяемой цены, и по письменному запросу представлять ее в уполномоченные органы. Перечень документов, необходимых для представления отчетности или подтверждения договорных цен определен в статье 7 Закона РК от 5 июля 2008 г. №67-IV в т. ч.: 1) документация, подтверждающая обоснованность применения цен, включая: - данные о взаимосвязанности сторон, с учетом требований статьи 11 Закона; - описание предпринимательской деятельности участника сделки, отрасли, в которой осуществляет свою деятельность участник сделки, и условий рынка; - прогнозы, стратегию бизнеса, методологию трансфертного ценообразования, включая информацию, касающуюся факторов, которые влияют на установление цены; - функциональный анализ, анализ рисков, материальных и нематериальных активов; - финансовую отчетность, составленную в соответствии с МСФО; 2) метод, применяемый для определения рыночной цены, выбранный из перечня статьи 12 Закона; 3) источник информации, применяемый при определении согласно статье 18 Закона; 4) информация по сделкам, указанным в статье 3 Закона (объекты контроля), содержащая сведения из договоров (контрактов), счетов-фактур (инвойсов), грузовых таможенных деклараций, а также сведения, необходимые для определения дифференциала; 5) описание товаров (работ, услуг), включая физические характеристики, качество и репутацию на рынке, страну происхождения и производителя, наличие товарного знака и другую информацию, связанную с качественными характеристиками товара (работы, услуги); 6) договорные условия, заключенного контракта; 7) стратегию ведения деловых операций; 8) комиссионное вознаграждение (маржу) торгового брокера (компенсацию за выполнение торгово-посреднических функций). При этом участник сделки представляет информацию, раскрывающую составляющие маржи трейдера и в случае если маржа трейдера включает в себя комиссионное (агентское) вознаграждение торгового брокера, трейдера и (или) агента, а также компенсации, уполномоченными органами эти составляющие не учитываются при осуществлении контроля; 9) другие данные, которые обосновывают правильность применения цены сделки и влияют на величину отклонения цены сделки от рыночной цены. Информация, указанная в п.1), 5), 6), 7), 8) и 9), предоставляется в органы налоговой службы в случае наличия таких условий и данных, влияющих на величину отклонения цены сделки от рыночной цены при совершении сделок.
Случаи и условия корректировки трансфертных цен По биржевым товарам, включенным в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РК «Об утверждении перечня биржевых товаров» от 6 мая 2009 г. № 638. Корректировка производится, в случае если цены сделки отклоняются от рыночной цене с учетом диапазона цен, указанной в официально признанном источнике информации. Корректировка объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится при отклонении цены сделки от рыночной цены, определенной как среднее значение, указанное в источнике информации, по сделкам с участниками: - зарегистрированными в государстве с льготным налогообложением; - осуществляющими товарообменные (бартерные) операции; - имеющими убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки; - имеющими льготы по налогам; - осуществляющими исполнение обязательств по сделкам, производимым путем зачета встречного однородного требования (включая зачет при уступке требования). По сделкам с сельскохозяйственной продукцией корректировка производится при отклонении цены сделки от рыночной цены более чем на 10%, кроме пункта 4 статьи 10 Закона. В случае несоответствия цены сделки диапазону рыночных цен в целях корректировки, принимается верхний (при экспорте) либо нижний (при импорте) предел диапазона цен, указанного в источнике информации. Корректировке подлежат все вышеуказанные операции, если такая корректировка приводит или может в дальнейшем привести к увеличению сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет РК. Следует учитывать, что при определении объекта налогообложения доход участника сделки, полученный от применения цен сделок, превышающих рыночные цены, засчитывается в счет уменьшения объекта налогообложения, при применении участниками сделки цен сделок (международных деловых операций) размер которых ниже рыночных.
Расчет отклонений Расчет отклонений цен для корректировки производится по каждому виду товара, по каждому покупателю и продавцу товара, по всем сделкам, включаемым в систему контроля, за контролируемый период, т. е. за год. Корректировка проводится по любой величине отклонений т.к. диапазон допустимых значений новым Законом не предусмотрен. Объем корректируемого дохода рассчитывается посредством умножения физического объема товара в натуральном выражении на величину отклонения цены сделки от рыночной цены. Д = (Рц - Рс ) × V, где: Рц - рыночная цена; Рс - цена сделки; V- объем товара; Д- доход, подлежащий корректировке.
Пояснение Компания-резидент РК реализовало товар весом 10 00 кг, компании зарегистрированной в государстве с льготным налогообложением, по цене 450 долларов за 1кг на рынок А. Известно, что рыночная цена на аналогичный товар согласно данным официально признанного источника информации и данным уполномоченного органа другого государства на дату перехода права собственности варьировалась в диапазоне 440-530 долларов/кг. Следовательно, среднерыночная цена товара без учета дифференциала определяется как среднее значение и составит (440+530)/2 = 485 долларов/кг. Доход, подлежащий корректировке, будет равен: Д = (485 - 450) × 10 000 = 350 000 долларов При этом, дифференциал к данной сделке не применяется т. к. Покупатель зарегистрирован в оффшорной зоне. Для сделок, по которым Законом установлен порог превышения в процентах, Расчет отклонения цены сделки от рыночной цены производится по следующей формуле: Процент отклонения = (Рц - Рс)/Рц × 100%, где: Рц - рыночная цена; Рс - цена, применяемая при совершении сделки.
Результат корректировок На основании корректировки производится уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, рассчитанных таким образом, как если бы доходы или расходы от этих сделок и другие объекты налогообложения за отчетный период были определены исходя из рыночной цены с учетом диапазона цен (ретроспективно), с применением штрафов и пени в соответствии с законодательством РК. В случае корректировки, произведенной участником сделки самостоятельно, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 5 Закона, с одновременным переводом части общей прибыли между связанными сторонами, полученная прибыль рассматривается как доход от реализации за отчетный налоговый период, а переданная прибыль рассматривается как уменьшение дохода от реализации за отчетный налоговый период. При самостоятельной корректировке налогоплательщиком, до начала проведения комплексной налоговой проверки и тематической проверки по вопросам трансфертного ценообразования, суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет подлежат внесению без начисления штрафов путем представления дополнительной налоговой отчетности в соответствии с нормами статьи 70 Налогового кодекса. Корректировка объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, подлежит отражению в соответствующей налоговой отчетности, представляемой в налоговые органы с приложением расчетов по каждой сделке в отдельности.
Освобождения от корректировки Корректировка объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, не производится при отклонении цены сделки от рыночной с учетом диапазона цен в следующих случаях: - при установлении или определении цены сделки в международном договоре, ратифицированном РК; - при установлении цены сделки в соглашениях между Правительством РК и правительствами других государств. Например, Соглашение между Правительством РК и Правительством РФ о сотрудничестве в газовой отрасли от 28 ноября 2001 г.; - при установлении по решению Правительства РК цены сделки и (или) порядка (методики ценообразования). Например, Постановление Правительства РК «Об установлении цены сделок по реализации газа на экспорт» от 12 января 2011 г. № 4 и Постановление Правительства РК «Об утверждении Правил (методики) ценообразования на концентрат природного урана (U3O8)»от 3 февраля 2011 г. № 74; - в случае заключения с уполномоченными органами Соглашения о ценах, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РК «Об утверждении Правил заключения Соглашения по применению трансфертного ценообразования» от 24 октября 2011 года № 1197.
Ответственность Непредставление отчетности в налоговые органы РК по мониторингу сделок в целях контроля при трансфертном ценообразовании, а также документов, необходимых для проведения проверок влечет ответственность, предусмотренную в статье 206-1 Кодекса об административных правонарушениях. Отсутствие учетной документации и нарушение ведения налогового учета в части касающейся трансфертного ценообразования влечет ответственность согласно статье 208 Кодекса об административных правонарушениях. Занижение сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, т. е. недоначисление в случае отклонения цены сделки от рыночных цен при совершении международных деловых операциях, влечет ответственность согласно статье 209 Кодекса об административных правонарушениях. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов с нерезидентов, в случае занижения дохода нерезидента при трансфертных сделках влечет ответственность согласно статье 210 Кодекса об административных правонарушениях.
Методология расчета трансфертных цен
2.1.Основные принципы и понятия для основного метода 2.1.1.Принципы обоснования договорной цены Для доказательства правильности применения цен в этих сделках, участнику сделки требуется экономически обосновать и документально подтвердить соответствие цены сделки, указанной в договоре, рыночным ценам рынка, на который поставляются товары, работы, услуги в сопоставимых экономических условиях, определяемых согласно принципу «вытянутой руки» т. е. необходимо определить: рыночную цену товара, работ, услуг на рынке (торговой площадке) Покупателя; Рыночная цена - цена товара (работы, услуги), сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях, определяемых в соответствии с принципом «вытянутой руки». сопоставимость экономических условий, в которых совершается сделка (средние цены конкретного рынка сбыта или ближайшей торговой площадки для идентичных или однородных товаров, работ, услуг). Сопоставимые экономические условия - условия сделок, заключенных по принципу «вытянутой руки», на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг), если: - различие между такими условиями не влияет на цену; или - она может быть скорректирована в целях приведения условий сделок к сопоставимым экономическим условиям путем применения дифференциала.
Пояснение Например, сопоставимость экономических условий будет достигнута при условиях: - если товар (работа, услуги) реализуются на рынки стран ЕС независимому Покупателю на условиях любого режима Инкотермс 2010 и сравниваются рыночные цены Лондонской биржи или ближайшей торговой площадки к региону реализации или публикуемые в каком-либо источнике информации для этих рынков; - если товар (работы, услуги) реализуются в страны юго-восточной Азии независимому Покупателю на условиях любого режима Инкотермс 2010 и для сравнения рассматриваются рыночные цены Шанхайской биржи или публикуемые в любом источнике информации цены для этого региона или ближайшей торговой площадки. Если цены на товары, работы и услуги Шанхайской биржи будут применяться для сравнения с договорными ценами товаров реализуемых на рынках ЕС или наоборот при одинаковых режимах Инкотермс 2010, то сделки не признаются, как совершенные в экономически сопоставимых условиях и не будут приниматься как доказательства правильности определения договорной цены.
2.1.2.Принцип «вытянутой руки» Принцип «вытянутой руки» - принцип, применяемый для определения рыночной цены с учетом диапазона цен, на основе сравнения условий сделок между взаимосвязанными сторонами с условиями сделок между независимыми сторонами. При отсутствии рыночных цен в официальных источниках информации рыночная цена по сделкам с взаимосвязанной стороной, определяется с применением принципа «вытянутой руки», если такая сделка сопоставима со сделкой между независимыми сторонами, осуществленной в таких же условиях и при тех же обстоятельствах, т.е. в экономически сопоставимых условиях. Сделки между взаимосвязанной и независимой стороной не обязательно должны быть идентичными, но должны быть достаточно схожими для сравнения, в связи, с чем оценивается возможность сопоставимости операций и обстоятельств при применении соответствующего метода в т.ч. с помощью: - функционального анализа, который устанавливает - каким образом обязанности, риски и активы распределены между сторонами, которые участвуют в сделке, как по условиям договора, так и соответствии с выбранным режимом Инкотермс 2010; - анализа договорных условий, которые влияют на определение степени сравнимости между связанными и независимыми сторонами. К таким условиям могут относиться условия оплаты, сроки договора, количество (объем) поставляемых товаров, режимы поставки, выполняемых работ, предоставляемых услуг, и другие условия; - анализа прочих рисков, который включает возможность возникновения рыночных, финансовых, репутационных и других рисков; - анализ экономических условий, который включает рассмотрение схожести географических рынков, доли рынка, конкуренцию, альтернативные рынки, условия расходов и распределения и другие; - анализ материальных и нематериальных активов, который включает рассмотрение нематериальных активов, которые могут относиться к передаваемому материальному имуществу и оказанным услугам.
2.1.3.Источники информации Цена из источников информации - цена, полученная из официально признанных источников информации, данных о биржевых котировках, от уполномоченных органов, а также из других источников информации. Для определения рыночной цены товара, работы, услуги и иных данных в т. ч. дифференциала, необходимых для применения методов определения рыночной цены, используются следующие источники информации в последовательности: - источники информации о биржевых котировках; - данные государственных органов, уполномоченных органов других государств и организаций о ценах, дифференциале, расходах и об условиях, влияющих на отклонение цены сделки от рыночной цены в т. ч. на веб-сайте НК МФ РК по адресу: www.salyk.kz; - Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РК от 12 марта 2009 г. № 292; - информационные программы, используемые в целях трансфертного ценообразования, информация, предоставляемая участниками сделок, и иные источники информации в т.ч. данные ценовых агентств, информацией которых можно использовать, если ее не имеется в источниках, указанных в Перечне. Так, например, ценовое агентство Argus Media, которое предоставляет не только информацию о ценах биржевых товаров на основных мировых рынках и регионах, но и цены на сопутствующие расходы, связанные с доставкой товара до рынков, а также рыночные цены на некоторые виды услуг и работ. Ценовой информацией этого агентства в последнее время пользуются многие страны в т. ч. США, Иран, Саудовская Аравия, страны СНГ и Европы, однако в Перечень источников информации это агентство почему-то не включено. По сделке, участник которой зарегистрирован в государстве с льготным налогообложением (оффшор), при определении рыночной цены используются только источники информации о биржевых котировках и данные государственных органов РК и уполномоченных органов других государств.
2.1.4.Момент перехода прав собственности на товары, работы и услуги Моментом реализации товара является дата перехода права собственности покупателю, Датой перехода права собственности, а соответственно и датой реализации товара, работы и услуги признается: по международным деловым операциям с участниками: - зарегистрированными в государстве с льготным налогообложением; - осуществляющими товарообменные (бартерные) операции; - имеющими убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки; - имеющими льготы по налогам; - осуществляющими исполнение обязательств по сделкам, производимым путем зачета встречного однородного требования (включая зачет при уступке требования); - являющимися взаимозависимыми согласно статье 11 Закона датой перехода права собственности покупателю по всем товарам является дата поставки товара покупателю в соответствии с условиями поставки, определенными Инкотермс 2010; по долгосрочным контрактам с не биржевыми товарами (работами, услугами), в которых указана долгосрочная цена, моментом реализации товара (работ, услуг) является момент заключения договора при одновременном соблюдении следующих условий: - совершение сделок по договору начинается в течение месяца с даты заключения договора; - рыночная цена определяется из официально признанных источников информации на последнюю дату, предшествующую дате заключения договора; - долгосрочная цена применяется не более одного года и подтверждается конечным контрактом между участниками сделок или последующим контрактом между трейдером, аффилированным с участником сделки - резидентом РК, и конечным потребителем, который является независимой стороной; по услугам по предоставлению кредитов, займов - дата заключения кредитного соглашения, договора о займе. по всем иным работам и услугам - дата заключения соглашения (договора) при применении основных условий соглашения (договора) не более одного года; Определение даты перехода прав собственности на товары, работы и услуги необходимо для установления котировального периода. При этом следует учитывать, что дата реализации в целях налогообложения определяется согласно статье 237 Налогового кодекса, которая не всегда совпадает с датой передачи прав собственности на товар, работы и услуги.
2.1.5.Котировальный период Котировальный период - период ценообразования, но не более 30 последовательных дней на которые опубликованы котировки цен на бирже, установленный в контракте на реализацию товара, в течение которого в соответствии с условиями сделки сторонами сделки определяется среднеарифметическое значение среднеарифметических ежедневных котировок цен на соответствующие биржевые товары, т.е. среднее значение максимальных и среднее значение минимальных цен на товары (работы, услуги), необходимых для определения рыночной цены. Котировальный период должен быть определен согласно условиям контракта в определенном временном промежутке, указанном для различных видов товаров согласно пункту 2 статьи 13 Закона. - по нефти - не более пяти календарных дней до даты перехода права собственности покупателю на товар (работу, услугу) и не более пяти календарных дней после даты перехода права собственности покупателю на товар (работу, услугу); - по биржевым товарам, за исключением нефти, - не более 30-ти календарных дней до даты перехода права собственности покупателю на товар (работу, услугу) и не более 30-ти календарных дней после даты перехода права собственности покупателю на товар (работу, услугу); - по небиржевым товарам, цены на которые привязаны к котировкам на биржевые товары, - не более 30-ти календарных дней до даты перехода права собственности покупателю на товар (работу, услугу) и не более 60-ти календарных дней после даты перехода права собственности покупателю на товар (работу, услугу). При несоответствии котировального периода, установленного в контракте на реализацию товаров (работ, услуг), вышеуказанным условиям определения котировального периода, рыночные цены на товары (работы, услуги) принимаются на момент реализации этого товара (работы, услуги). В случае отсутствия максимальных и минимальных цен на товары (работы, услуги) в источнике информации, среднее значение определяется исходя из фактически приведенных цен источника информации. Котировальный период, установленный в контракте на реализацию товаров (работ, услуг), не подлежит изменению в течение двенадцатимесячного периода с даты, его установления.
2.5.Диапазон цен Диапазон цен - ряд значений рыночных цен, ограниченный минимальным и максимальным значениями рыночных цен, определенных в результате применения одного из методов определения рыночных цен или источников информации. Очевидно, что на мировых рынках не может существовать только одна цена на идентичные или однородные товары, работы и услуги, она вирирует в зависимости от места положения торговых площадок, видов и расходов по доставке и других факторов. Основная масса казахстанских компаний не реализуют свои товары, работы и услуги на мировых биржах, т. е. осуществляют поставки на условиях различных режимов Инкотермс 2010, которые в дальнейшем поставляются на мировые рынки.
Пояснение Компания-экспортер РК реализуется нефть на условиях ФОБ морпорт Актау, далее риски по товары переходят покупателю, который может реализовать ее в любом направлении, т. е. в Иран, Азербайджан, Россию, страны ЕС, при этом у каждого направления существует своя методика определения рыночной цены в зависимости от рынка поставки. Для Иранского направления используются мировые цены нефти DUBAI, для Европейского направления используются мировые цены нефти BRENT. В связи с введением понятия «диапазон цен», при расчете рыночной цены на условиях ФОБ морпорт Актау, можно будет использовать мировые цены источников информации DUBAI и BRENT, т. е. существующий диапазон цен, т. е. рыночная цена нефти будет определяться в диапазоне цен между рыночной ценой от DUBAI и BRENT. Если же нефть будет реализована экспортером непосредственно в режиме DDP, т. е. до места разгрузки, то в таком случае будет рассматриваться диапазон цен только этого региона.
2.6.Дифференциал Дифференциал - размер корректировки, применяемый для приведения в сопоставимые экономические условия: - цены сделки к рыночной цене; или - цены из источника информации к рыночной цене. Дифференциал включает в себя: обоснованные и подтвержденные документально и (или) источниками информации расходы, необходимые для доставки товаров (работ, услуг) на соответствующий рынок; условия, влияющие на величину отклонения цены сделки от рыночной цены и указанные в пункте 7 статьи 13 Закона в т. ч.: - количество (объем) поставляемых товаров, выполняемых работ, предоставляемых услуг; - условия платежей, применяемые в сделках данного вида, а также иные условия, которые могут оказывать влияние на цены; - применяемые при совершении сделок скидки с цены или надбавки к цене; репутация на рынке, страна происхождения и наличие товарного знака; маржа, комиссионное (агентское) вознаграждение торгового брокера, трейдера или агента либо компенсация за выполнение ими торгово-посреднических функций. качество товаров (работ, услуг). Размер и обоснование составляющих дифференциала должны подтверждаться документально или источниками информации.
2.7.Краткое содержание методов В целях определения рыночной цены товаров, работ и услуг уполномоченные органы и налогоплательщики могут использовать следующие методы: - метод сопоставимой неконтролируемой цены (основной); - метод «затраты плюс»; - метод цены последующей реализации; - метод распределения прибыли; - метод чистой прибыли. Как правило, в большинстве случаев используют метод сопоставимой неконтролируемой цены, однако, при невозможности применения этого метода, необходимо последовательно применять каждый из перечисленных методов. Другие методы налогоплательщики смогут использовать только при отсутствии информации по сопоставимым ценам. При этом каждый последующий метод применяется в случае, если невозможно применение предыдущего метода, что должно быть обоснованно объяснено.
2.7.1.Метод сопоставимой неконтролируемой цены Метод сопоставимой неконтролируемой цены, применяется к товарам (работам, услугам), по которым ведутся котировки и(или) имеются источники информации по этим ценам, путем: сравнения цены сделки на товары, установленной договором, с рыночной ценой конкретной торговой площадки, с учетом диапазона цен, с применением или без применения дифференциала по идентичным или однородным товарам, в сопоставимых экономических условиях. При определении рыночной цены товара (работы, услуги) учитывается информация о ценах на товары (работы, услуги) на момент реализации этого товара (работы, услуги). Сделкой признается каждая документально подтвержденная поставка товара (выполненная работа, оказанная услуга) в рамках договора, а сравнение цены реализации с рыночной ценой осуществляется только с соответствующим рынком товаров (работ, услуг) вне зависимости от страны регистрации покупателя Основными условиями применения метода сопоставимой неконтролируемой цены является: - наличие источника информации по рыночным ценам товара (работы, услуги); - либо их приведения в сопоставимые экономические условия.
Способы применения метода Метод сопоставимой неконтролируемой цены применяется для определения рыночной цены путем внешнего и (или) внутреннего сопоставления. При этом: - при внешнем сопоставлении сравниваются сделки между участником сделки и взаимосвязанной стороной и между двумя независимыми сторонами в сопоставимых условиях; Пояснение. Компания «А» реализовала сталь взаимосвязанной Компании «АА» в Китай на условиях ДАФ станция Дружба (Инкотермс 2010). Согласно договору цена меди устанавливалась исходя из официального источника информации на Лондонской бирже. Компания «В» при реализации стали марки «ХМ» в сопоставимых экономических условиях независимой Компании «С» применила цены Шанхайской биржи для рынка Китая. В данном случае сделка компании «А» и компании «АА» и сделка независимой Компании «В» с независимой компанией «С» несопоставимы, в связи с неверным определением официального источника информации Компанией «А». - при внутреннем сопоставлении сравниваются сопоставимые сделки между участником сделки и взаимосвязанной стороной и между тем же участником сделки и независимой стороной.
Пояснение Компания «А» реализовала зерно взаимосвязанной Компании «АА» на условиях ДАФ станция Дружба (Инкотермс 2010).Согласно договору цена зерна привязывалась к официальному источнику информации на рынке Китая, т. е. к котировкам Шанхайской биржи. Этот же источник информации применялся Компанией «А» при реализации идентичного товара с учетом условий влияющих на величину отклонения цены сделки от рыночной цены и в сопоставимых экономических условиях независимой Компании «Б». В данном случае сделка компании «А» между связанными сторонами и независимой стороной сопоставимы. При внешнем сопоставлении сравниваются сопоставимые сделки между участником сделки и взаимосвязанной стороной и между двумя независимыми сторонами.
Расчет рыночных цен и определение сопоставимости экономических условий При применении метода сопоставимой неконтролируемой цены рыночная цена определяется в следующем порядке: для сделок с товарами, по которым имеется документально подтвержденная информация о маршруте и затратах по транспортировке на соответствующий рынок, по которому имеется цена в источнике информации, рыночная цена определяется как цена из источника информации. При этом, цена сделки приводится к сопоставимым экономическим условиям с рыночной ценой посредством дифференциала по формуле: Рсс = Рс + <|; где: Рс - цена сделки; <| - дифференциал; Рсс - сопоставимая цена сделки. Полученная сопоставимая цена сделки сравнивается с рыночной ценой из источника информации для определенного региона рынка.
Пояснение Импорт Компания оптовой торговли, находящаяся в г. Талдыкорган, приобрела по контракту, заключенному с иностранным контрагентом, товар стоимостью в 1 000 000 тенге. Согласно условиям контракта товар закупается на условиях CIP и поставляется до Алматы железнодорожным транспортом. Транспортные услуги от Алматы до Талдыкоргана составили 100 000 тенге. Таким образом, в рассматриваемом случае для целей налогообложения фактическими затратами на приобретение товара являются сумма, уплачиваемая согласно контракту иностранному контрагенту, уплачиваемые таможенному органу ввозная таможенная пошлина и таможенные сборы за таможенное оформление, расходы на транспортировку, которые можно принять за дифференциал.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |