|
|
|
Актуализация международного права
Р. НУРТАЕВ, д.ю.н., профессор
Актуальные проблемы создания института мониторинга нормативных правовых актов стран Единого экономического пространства сформулированы в Послании Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана». Глава нашего государства в своем январском Послании акцентировал особое внимание на том обстоятельстве, что в ответ на глобальные вызовы современности мы осуществляем дальнейшее углубление евразийской интеграции на основе создания с Россией и Беларусью Единого экономического пространства, в целях обеспечения общерегиональной стабильности, повышения конкурентоспособности наших экономик. Перспективы эффективного функционирования стран Единого экономического пространства и трансформации в Евразийский экономический союз находятся, не будет ошибкой здесь сказать, в прямой зависимости от решения проблемы принятия комплекса нормативных правовых актов, направленных на регулирование экономических отношений между странами-участниками на началах строгого соблюдения принципов суверенитета, территориальной целостности, национальной независимости, законности, справедливости, равенства стран на паритетно-партнерских отношениях. Поскольку фундаментальную основу Единого экономического пространства составляют экономические интересы и потребности, то повышенную актуальность приобретает в настоящее время решение задачи разработки и реализации Экономического права стран ЕврАзЭС. Правовой документ указанного рода можно было бы назвать, выражаясь языком Дмитрия Медведева, Экономической Конституцией стран ЕврАзЭС. На основе Экономической Конституции можно было бы разработать детализированный Экономический кодекс. В рамках Экономического права стран союза резонным было бы сформулировать нормы, констатирующие принципы, цели и задачи объединения стран в Единое экономическое пространство. В самостоятельных разделах, главах и статьях Экономического кодекса стран союза следовало бы предусмотреть основные направления экономического сотрудничества на паритетных началах, компетенцию уполномоченных органов - представителей стран-участников в решении конкретных вопросов регулирования экономических отношений между лицами, вступающими в различные экономические связи, для обеспечения законного интереса и юридической обязанности каждого из этих лиц. Конечно же, заслуживают внимания предложения о внесении дополнительных поправок в действующее гражданское законодательство стран Единого экономического пространства. Однако, принимая во внимание возможное развертывание в перспективе в глобальных масштабах экономического сотрудничества стран, более логичным было бы приложить усилия стран Единого экономического пространства к созданию соответственно первоначально Модельного экономического кодекса, а затем и полномасштабного Экономического кодекса стран Единого экономического пространства на основе принципов, концептуальных положений и рекомендаций экономического права. В перспективе было бы резонным выделить экономическое право в самостоятельную отрасль права, включающую в свою структуру соответственно принципы, институты и нормы Общей и Особенной частей. В Общей части экономического права следовало бы сформулировать понятие, принципы, задачи и систему экономического права стран ЕЭП. В содержание Особенной части было бы логичным включить комплекс конкретно определенных норм, ориентированных на регулирование экономических отношений, возникающих и складывающихся соответственно на конкретных жизненных участках в процессе вступления между собой партнеров в различные экономические связи. В процессе активизации партнерских связей и отношений можно предположить разрастание в глобальные масштабы паутины экономических связей и отношений, когда все более затруднительным станет решение вопросов эффективного управления такого рода процессами в силу их неупорядоченности и хаотичности. Здесь уместно обратиться к концептуальным научным положениям и рекомендациям Нобелевского лауреата И. Пригожина, сформулированным им в рамках нового научного направления - синергетики. Фундаментальные идеи и принципы Ильи Пригожина, выдвинутые касательно построения методологии и методики нормализации отношений в государстве и обществе посредством прогрессивного продвижения от хаоса к порядку с учетом закономерностей синергетики, представляют, на мой взгляд, определенный интерес для конструирования норм предлагаемого нового экономического права стран ЕЭП. В процессе определения и выбора парадигмальных начал рассматриваемой правовой новеллы нужно принимать прежде всего во внимание обозначившуюся в настоящее время тенденцию к беспорядочному, а точнее говоря, хаотическому складыванию партнерских взаимоотношений между отдельными хозяйствующими субъектами. Формирование экономических отношений в вышеописанном варианте не является случайным, если принимать во внимание то объективное обстоятельство, что все страны постсоветского пространства, по сути, есть страны, в которых длительное время царила атмосфера правового нигилизма и цивилизованные нормы права заменялись директивами и циркулярами КПСС, Конституцией СССР, возведенной в ранг «руководящей и направляющей силы общества». Разумеется, феномен правового нигилизма за более чем семидесятилетнее функционирование советского государства пустил глубокие корни не только в повседневной жизни, но и в сознании миллионов граждан страны, и за короткий промежуток времени избавиться от него не только затруднительно, а, видимо, невозможно. Поэтому регулирование экономических отношений между странами ЕЭП нужно будет строить с учетом возможных проявлений хаоса и правового нигилизма. В подтверждение вывода о наличии обозначившихся признаков некоей хаотичности складывающихся экономических отношений и проявления признаков правового нигилизма уместным представляется привести описание следующих сведений из современной политической жизни России, которые безошибочно можно экстраполировать и на Казахстан и другие страны СНГ. Вполне прав Президент России Дмитрий Медведев в своих выводах, высказанных им в одном из публичных выступлений, о том, что Россия (сюда можно отнести и другие страны постсоветского пространства) - страна правового нигилизма, в которой договоры подписываются на капотах автомобилей, а расчеты сторонами производятся посредством отсчитывания наличных из принесенных на место встречи кейсов. Разумеется, разработка в первую очередь фундаментальных теоретических основ экономического права стран ЕЭП, а затем разработка Модельного экономического и в последующем Экономического кодекса стран ЕЭП - работа сложная, трудоемкая, требующая больших творческих усилий и профессионально-ювелирного подхода к детализированному конструированию всей системы норм, направленных на регламентацию развертывающихся в перспективе глобальных масштабов экономических отношений между странами-партнерами. В орбиту глобальных экономических отношений между странами ЕЭП подпадает, бесспорно, значительное число отношений гражданско-правового порядка и содержания, включая как отношения публичного, так и частного права. Это обстоятельство наводит на выдвижение предположения о необходимости использования значительного числа норм действующего гражданского законодательства стран ЕЭП для разработки норм экономического права. Особо актуализируется здесь проблема конструирования норм публичного права в плане достижения цели эффективной правовой регламентации отношений собственности между странами-партнерами, поскольку без разрешения вопросов подробного регулирования отношений собственности нормами публичного и частного права преждевременным представляется выдвигать прогнозы об успешном функционировании ЕЭП. Следовательно, систему норм нового экономического права целесообразным представляется строить, основываясь на нормах гражданского публичного и отчасти частного права. Учитывая достигнутые научные и практические результаты в области сравнительного правоведения, справедливым будет обратить внимание на то обстоятельство, что в отдельных развитых странах получило значительное развитие предпринимательское и коммерческое право. В процессе разработки норм экономического права было бы резонным предпринять конкретные меры по активному заимствованию положительного правотворческого опыта зарубежных стран в организации регулирования государством экономических отношений. То есть в разработке и принятии Экономического кодекса стран ЕЭП назрела актуальная и закономерно-объективная необходимость, в связи с чем скорейшее принятие этого правового документа может явиться существенным социально-правовым и экономическим фактором для установления отношений между странами-партнерами на паритетных началах. В интересах реализации основных идей и принципов функционирования ЕЭП важным началом нужно признать приложение соответствующих усилий по незамедлительному разрешению организационно-правовых аспектов построения взаимоотношений между странами ЕЭП. В настоящее время взаимоотношения между странами - партнерами ЕЭП регламентируются множеством различных соглашений правового порядка и содержания. Для достижения эффективности действия норм права, регламентирующих отношения между странами ЕЭП, на территории этих стран целесообразным было бы, на основе подписания межправительственного соглашения, создать соответствующую официальную службу по проведению правового мониторинга нормативных правовых актов. В нашей республике имеется соответствующая нормативная основа для проведения правового мониторинга нормативных правовых актов, суть которого (мониторинга) сводится к деятельности на постоянной основе государственных органов по сбору, оценке, анализу информации о состоянии действующего законодательства, а также по прогнозу динамики развития законодательства и практики его применения в целях выявления противоречащих законодательству республики, устаревших или коррупциогенных норм права, оценки эффективности их реализации. В контексте вышеизложенных положений усилиями руководства Единой экономической комиссии правомерным было бы создать официальную структуру, предназначенную для проведения правового мониторинга нормативных правовых актов стран Единого экономического пространства, чтобы по результатам такой работы можно было своевременно вносить коррективы в применяемые правовые акты. На службу правового мониторинга можно было бы возложить обязанности по проведению постоянной работы с системой действующих на территории ЕЭП норм права, направленных прежде всего на обеспечение равенства стран-участниц в построении экономических отношений, предупреждении и пресечении всяких сделок, изначально ориентированных на введение стороны в заблуждение. Как известно, в нашей стране в результате заключения сделок, изначально направленных на введение стороны в заблуждение, десятки тысяч людей оказались «ошельмованными» различными субъектами строительных организаций и финансовых пирамид. Законодательство, противодействующее такого рода ростовщикам, недостаточно развито, вследствие чего факты мошенничества не прекращаются. Примечателен в плане приведенных положений нижеанализируемый исторический факт, свидетельствующий о достигнутом высоком уровне правотворчества в Древнем Риме. Профессор Йозеф Коллер писал, что Цицерон в одном из выступлений с трибуны сената с возмущением рассказал о ставшем ему известным событии, суть которого сводилась к тому, что уважаемого римского гражданина Кания ошельмовал купец-ростовщик посредством представления ему по приему построения потемкинской деревни виллы с садом и рекой. Когда Каний на следующий день после заключения сделки пришел, он увидел на месте вчерашней виллы с садом и рекой старый ветхий сарай. После описанного случая Гай Аквилл Галл, ученик знаменитого римского юриста Сцеволы, разработал и инициировал принятие нового закона, в соответствии с которым устанавливалось правило - признавать недействительными любые сделки, изначально направленные на введение стороны в заблуждение. То есть назрела необходимость и в нашем национальном законодательстве и в законодательстве ЕЭП предусмотреть нормы, в соответствии с которыми следовало бы признавать недействительными любые сделки, изначально нацеленные на введение сторон в заблуждение. А службам правового мониторинга, в свою очередь, можно было активизировать свою работу по выявлению и инициированию мер привлечения к ответственности лиц, занимающихся конструированием нормативных правовых актов, изначально ориентированных на введение в заблуждение отдельных лиц.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |