|
|
|
02.04.2012 Индустрия халал. Что за вывеской?
Асем САКЕНОВА
Любая вера начинается с канонов, запретов, правил. То нельзя, грех, это можно. Наша жизнь подчиняется и регулируется придуманными нами же нормами. Особенно строги запреты в религиозной сфере. …В этом обычном с виду магазине на одной из тихих улиц Алматы много необычного. Во-первых, все очень чисто. Во-вторых, продавцы работают в перчатках, с платком на голове, завязанным а-ля хиджаб. У помогающего продавцу грузчика на голове тюбетейка. Белые халаты. Все очень тихо, спокойно, доброжелательно. Здесь вся продукция - халал. Мясо, куры, колбасы, даже вода. Спрашиваю продавца: чем отличается их продукция от остальных? Рабия-ханым, как она себя назвала, объясняет: - Нам поставляется мясо животного, которого зарезали со словами «бисмилля ар рахмани рахим», при забое использовали нож. В магазин не завозится другой, нехалальный, товар, и если все же где-то произошло прикосновение, то его семь раз промывают и желательно почистить солью, в крайнем случае, та часть, которая имела контакт с нехалалом, отрезается. Наша продукция пользуется успехом, потому что она соответствует всем экологическим нормам. Вот такие правила. Индустрия халал в стране, с широко распространенной мусульманской верой, набирает силу, и сегодня становится доходным бизнесом. Под знаменами ислама предприниматели пропагандируют здоровую продукцию. Халал - это и есть правильная пища, более того - это образ жизни. Чистота и условия хранения продукта в магазинах - непременное условие. Однако всегда ли модный тренд соответствует своей вывеске? По данным Управления санэпиднадзора, в прошлом году в южной столице были закрыты несколько объектов общественного питания, в которых при приготовлении халальных блюд не соблюдались требуемые санитарные нормы. На севере приостановлена работа стоматологического кабинета для мусульман - по тем же причинам. Никто ничего не имеет против веры. Но когда под ее прикрытием появляется желание сыграть на чувствах правоверных, прикрепив заветное слово к этикетке своего товара, вывеске, не поменяв сути, - это уже из сферы нравственности. Если приверженцы идеологии халал исповедуют ее истинные ценности и скрупулезно придерживаются ее основ - это вызывает уважение. Можно понять стремление расширить сферу применения - в больших городах появляются такси-халал, сауны-халал. В чем отличие? Водитель халал-такси не проявляет вредных привычек, хорошо знает суры Корана, и их речитатив звучит на протяжении пути следования. Их немного, но они есть - по примеру арабских стран. Вначале в это трудно было поверить: кое-где появились даже станции техобслуживания и стройматериалы с этой приставкой. Расчет простой - знак халал во всем мире, особенном мусульманском, - это заведомо добротная, качественная продукция. Ее выпускают, разливают, изготавливают сугубо верующие люди, которые не сквернословят, не употребляют спиртного, не курят, освящая свою жизнь именем Аллаха. Однако одной веры и убеждений мало - чтобы услуга или товар имели юридическое право носить эту приставку, необходимо получить соответствующий сертификат. Комитетом по техрегулированию и метрологии Мининдустрии и торговли РК издан приказ о создании технического комитета стандартизации халал. Документ не получишь формально - для его подтверждения после обращения предпринимателя орган направляет экспертов. На получение сертификата претендуют в основном производства по переработке мяса. Проверяются технологии, соответствие персонала заданному направлению, соблюдение им всех установленных правил. Однако точки, подобные той, о которой я рассказала вначале, скорее исключение, чем правило. К сожалению, индустрия халал у нас как всегда не то, за что себя пытается выдать. И это не просто портит репутацию тренда, но и в целом наносит урон самой идеологии ислама, проповедующего чистоту, высокие гуманистические ценности, отсутствие корысти. Как показывают рейды санэпидслужбы, кафе, магазины и прочие объекты обслуживания потребителей - это самый обычный и привычный нам торговый ассортимент с некоторыми внешними деталями, часто без соблюдения элементарных санитарных норм. Идет подмена понятий. И с ней должны бороться прежде всего религиозные служители, отстаивая каноны своей философии. Мейрамбек Есиркеп, священнослужитель одной из южных мечетей, говорит, что рост числа продуктов и услуг халал - это дань традициям предков. Однако за вывеской халал не могут скрываться намерения просто обогатиться, не соблюдая соответствующих требований и стандартов, ему присущих. Обман и игра на доверии людей - это еще больший грех. На юге сейчас принято справлять поминки в общественном заведении. Однако если вчера, допустим, в этом увеселительном заведении гуляла свадьба, распивались и лились рекой спиртные напитки, а сегодня под его сводами читается Коран - разве это правильно? Поэтому, если предприниматель открывает кафе, где проводятся только безалкогольные мероприятия, - это правильно. Это и есть приверженность халалу. В религии обман недопустим, нельзя под видом халала выпускать колбасу с добавлением свинины и животных жиров. Это должны быть прежде всего чистые, полностью соответствующий санитарно-гигиеническим нормам, продукт и пища, которые произведены не противоречащими канонам ислама способами. А если это чисто коммерческий ход, то он расценивается как оскорбление религиозных чувств людей, что недопустимо даже просто по человеческим законам. Мейрамбек-кажи считает обман покупателей и потребителей, по меньшей мере, лицемерием, которое расценивается как тяжкий грех. Мы сегодня много говорим о разрушающих веру деяниях, в каких бы формах это не проявлялось. И, по большому счету, распространившиеся среди людей, считающих себя мусульманами, невежество, заблуждения, сектанство говорят о том, что идти истинной дорогой непросто, можно легко скатиться на путь обмана и лицемерия, когда уста говорят одно, а руки делают другое. Это опасное социальное явление, разрушающее чистый родник истинной веры, в которой люди должны черпать духовную силу и высокую нравственность.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |