Досье ITS на проект Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и обналичивания денег»
(14 октября 2011 года)
1. Проект Закона РК (14 октября 2011 года)
2. Проект постановления Мажилиса Парламента РК о подготовке заключения по проекту Закона РК
3. Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 14 октября 2011 года № 20/П-834 к проекту Закона РК
4. Прогноз возможных экономических, социальных, правовых, экологических последствий принятия проекта РК
5. Сравнительная таблица по проекту Закона РК
6. Заключение научной правовой экспертизы законопроекта
7. Заключение ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» по проекту Закона РК
8. Заключение научной антикоррупционной экспертизы Научно-исследовательского института правового мониторинга, экспертизы и анализа» от 5 мая 2011 года № 01/4-1948 по проекту Закона РК
9. Заключение научной экономической экспертизы законопроекта
10. Заключение научной лингвистической экспертизы в части аутентичности текстов на казахском и русском языках проекта Закона РК
11. Протокол заочного заседания Экспертного совета по вопросам предпринимательства Министерства финансов РК от от 6 мая 2011 года № 12
31. Экспертные заключения:
Объединения юридических лиц «Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий» от 27 мая 2011 года № 698;
Республиканского объединения юридических лиц «Союз товаропроизводителей и экспортеров Казахстана»
от 27 мая 2011 года № 284;
Ассоциации «Республиканского союза промышленников вторичной металлургии» от 25 апреля 2011 года № 9-098/050;
Ассоциации налогоплательщиков Казахстана от 29 апреля 2011 года № 188-04/11;
ОЮЛ «Казахстанской ассоциации организации нефтегазового и энергетического комплекса «KAZENERGY» от 10 июня 2011 года № 03-01/432;
Ассоциации «КазАлко» от 29 апреля 2011 года № 2/166-М;
ОЮЛ Ассоциации производителей фармацевтической и медицинской продукции Казахстана «ФармМедИндустрия Казахстана» от 27 апреля 2011 года № 560/1;
Письмо Ассоциация добросовестных импортеров алкогольной продукции Республики Казахстан «АлкоИмпорт» от 25 апреля 2011 года № 021
Казахстанской Ассоциации IT-компаний от 25 апреля 2011 года № 0115 и;
ОЮЛ «Ассоциации магазинов беспошлинной торговли Казахстана» от 28 апреля 2011 года № 24;
Генеральной прокуратуры Республики Казахстан от 17 июня 2011 года № 7-18151,1-11.
12. Новости, обсуждения по проекту
13. Отозван постановлением Правительства РК от 16 января 2012 года № 56
Проект
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и обналичивания денег
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 14 октября 2011 года № 1171
Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
1. В Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., № 5-6, ст. 24; № 17-18, ст. 241; № 21-22, ст. 281; 2002 г., № 4, ст. 33; № 17, ст. 155; 2003 г., № 1-2, ст. 3; № 4, ст. 25; № 5, ст. 30; № 11, ст. 56, 64, 68; № 14, ст. 109; № 15, ст. 122, 139; № 18, ст. 142; № 21-22, ст. 160; № 23, ст. 171; 2004 г., № 6, ст. 42; № 10, ст. 55; № 15, ст. 86; № 17, ст. 97; № 23, ст. 139, 140; № 24, ст. 153; 2005 г., № 5, ст. 5; № 7-8, ст. 19; № 9, ст. 26; № 13, ст. 53; № 14, ст. 58; № 17-18, ст. 72; № 21-22, ст. 86, 87; № 23, ст. 104; 2006 г., № 1, Ст. 5; № 2, ст. 19, 20; № 3, ст. 22; № 5-6, ст. 31; № 8, ст. 45; № 10, ст. 52; № 11, ст. 55; № 12, ст. 72, 77; № 13, ст. 85, 86; № 15, ст. 92, 95; № 16, ст. 98, 102; № 23, ст. 141; 2007 г., № 1, ст. 4; № 2, ст. 16, 18; № 3, ст. 20, 23; № 4, ст. 28, 33; № 5-6, ст. 40; № 9, ст. 67; № 10, ст. 69; № 12, ст. 88; № 13, ст. 99; № 15, ст. 106; № 16, ст. 131; № 17, ст. 136, 139, 140; № 18, ст. 143, 144; № 19, ст. 146, 147; № 20, ст. 152; № 24, ст. 180; 2008 г., № 6-7, ст. 27; № 12, ст. 48, 51; № 13-14, ст. 54, 57, 58; № 15-16, ст. 62; № 20, ст. 88; № 21, ст. 97; № 23, ст. 114; № 24, ст. 126, 128, 129; 2009 г., № 2-3, ст. 7, 21; № 9-10, ст. 47, 48; № 13-14, ст. 62, 63; № 15-16, ст. 70, 72, 73, 74, 75, 76; № 17, ст. 79, 80, 82; № 18, ст. 84, 86; № 19, ст. 88; № 23, ст. 97, 115, 117; № 24; ст. 121, 122, 125, 129, 130, 133, 134; 2010 г., № 1-2, ст.1, 4, 5, № 5, ст. 23; № 7, ст. 28, 32; № 8, ст. 41; № 9, ст. 44; № 11, ст. 58; № 13, ст. 67; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 112, 114; № 20-21, ст. 119; № 22, ст. 128, 130; № 24, ст. 146, 149; 2011 г., № 1, ст. 2, 3, 7, 9; № 2, ст. 19; ст. 25; ст. 26; ст. 28; № 3, ст. 32; № 6, ст. 50; № 8, ст. 64; Закон Республики Казахстан от 5 июля 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пересмотра компетенции уполномоченных государственных органов и Правительства Республики Казахстан на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих требования к проверяемым субъектам», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 13 июля 2011 года):
1) статью 161-1 изложить в следующей редакции:
«Статья 161-1. Отказ в принятии платежей с использованием платежных карточек или отсутствие соответствующего оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек
1. Отказ в принятии платежей с использованием платежных карточек торговыми (обслуживающими) организациями, обязанными принимать их при осуществлении торговых операций (оказании услуг), -
влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере от двадцати до пятидесяти и на юридических лиц - в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей.
2. Отсутствие у торговых (обслуживающих) организаций, обязанных принимать платежи с использованием платежных карточек при осуществлении торговых операций (оказании услуг) на территории Республики Казахстан, соответствующего оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек, -
влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере шестидесяти, на юридических лиц - в размере ста двадцати месячных расчетных показателей.
3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, -
влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере семидесяти, на юридических лиц - в размере ста сорока месячных расчетных показателей.
Примечание. К торговым (обслуживающим) организациям, указанным в настоящей статье, относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, категории которых утверждаются Правительством Республики Казахстан.»
2) статью 203 изложить в следующей редакции:
«Статья 203. Нарушение ограничений, установленных законодательными актами Республики Казахстан, по проведению платежей
Осуществление юридическими лицами платежа в наличном порядке по гражданско-правовой сделке на сумму свыше тысячи месячных расчетных показателей другому юридическому лицу -
влечет штраф на юридическое лицо, осуществившее платеж, в размере пяти процентов от суммы платежа.»;
3) часть первую статьи 570 изложить в следующей редакции:
«1. Органы налоговой службы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 88 (частями третьей, четвертой и пятой), 88-1 (частями второй, третьей), 163 (частями первой, второй, пятой и восьмой), 161-1 (частями второй, третьей), 166, 205 - 212, 213 (частями первой - третьей), 215 - 218, 218-1 (частями первой - шестой, восьмой), 219, 357-2 (частью первой), 358, 358-1, 360 настоящего Кодекса.»;
4) часть первую статьи 570-1 изложить в следующей редакции:
«1. Органы финансовой полиции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 140 (частью первой), 141, 159 (частью первой), 161 (частями первой и второй), 161-1 (часть первая), 164, 165, 169-1, 176 (частью первой), 205 (частями первой, второй, четвертой и пятой), 207, 212, 215, 358-361 настоящего Кодекса.»;
5) абзац тридцать четвертый подпункта 1) части первой статьи 636 изложить в следующей редакции:
органов налоговой службы (статьи 154, 155, 156, 157, 163 (части третья, четвертая, шестая, седьмая и девятая), 163-4 (части третья и четвертая), 168-1, 203, 213 (части четвертая - шестая), 214, 218-1 (часть седьмая), 357-1, 357-2, 357-5, 359, 361, 374 (частями пятой, шестой, седьмой, восьмой, девятой), 532-535);».
2. В Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2008 г., № 22-I, 22-II, ст. 112; 2009 г., № 2-3, ст. 16, 18; № 13-14, ст. 63; № 15-16, ст. 74; № 17, ст. 82; № 18, ст. 84; № 23, ст. 100; № 24, ст. 134; 2010 г., № 1-2, ст. 5; № 5, ст. 23; № 7, ст. 28, 29; № 11, ст. 58; № 15, ст. 71; № 17-18, ст. 112; № 22, ст. 130, 132; № 24, ст. 145, 146, 149; 2011 г., № 1, ст. 2, 3; № 2, ст. 21, 25; № 4, ст. 37; № 6, ст. 50; Закон Республики Казахстан от 5 июля 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пересмотра компетенции уполномоченных государственных органов и Правительства Республики Казахстан на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих требования к проверяемым субъектам», опубликованный в газетах «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» 13 июля 2011 года):
1) статью 257 изложить в следующей редакции:
«1. Налог на добавленную стоимость не зачитывается и учитывается в порядке, установленном пунктом 12 статьи 100 настоящего Кодекса, если подлежит уплате в связи с получением:
1) товаров, работ, услуг, используемых не в целях облагаемого оборота, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом.
Налог на добавленную стоимость относится в зачет, если подлежит уплате в связи с получением товаров, работ, услуг, предназначенных для использования (использованных) для целей необлагаемого оборота, в связи с наличием которого налогоплательщиком применен (будет применен) пропорциональный метод в соответствии со статьями 260 и 261 настоящего Кодекса;
2) легковых автомобилей, приобретаемых в качестве основных средств;
3) товаров, работ, услуг, по которым счета-фактуры выписаны с несоблюдением требований, установленных настоящим Кодексом;
4) товаров, работ, услуг, указанных в счет-фактуре, оплата за наличный расчет которых с учетом налога на добавленную стоимость независимо от периодичности платежа превышает 1000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату выписки счета-фактуры.
2. При получении на безвозмездной основе имущества (товаров, работ, услуг) лицо, получившее такое имущество, не относит в зачет сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате лицом, передавшим безвозмездно такое имущество.»;
2) пункт 1 статьи 260 изложить в следующей редакции:
«1. По товарам, работам, услугам, используемым для целей необлагаемых оборотов, налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате поставщикам и по импорту, не относится в зачет, за исключением случаев, указанных в части второй подпункта 1) пункта 1 статьи 257 настоящего Кодекса.».
3. Закон Республики Казахстан от 29 июня 1998 года «О платежах и переводах денег» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1998 г., № 11-12, ст. 177; № 24, ст. 445; 2000 г., № 3-4, ст. 66; 2003 г., № 4, ст. 25; № 10, ст. 49, 51; № 15, ст. 138; 2004 г., № 23, ст. 140; 2005 г., № 14, ст. 55; 2006 г., № 11, ст. 55; 2008 г., № 23, ст. 114; 2009 г., № 17, ст. 81; № 19, ст. 88; 2010 г., № 7, ст. 28):
1) пункт 2-1 статьи 11 изложить в следующей редакции:
«2-1. Торговые (обслуживающие) организации, категории которых устанавливаются Правительством Республики Казахстан, обязаны при осуществлении торговых операций (оказании услуг) на территории Республики Казахстан принимать платежи с использованием платежных карточек и обеспечить установку в местах осуществления торговых операций (оказания услуг) соответствующего оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек.»;
2) пункт 4-1 статьи 21 изложить в следующей редакции:
«4-1. Платежи между юридическими лицами по сделке, сумма которой превышает 1000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату совершения платежа, осуществляются только в безналичном порядке.».
4. В Закон Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2009 г., № 19, ст. 87; 2010 г., № 7, ст. 32):
1) статью 1 дополнить подпунктом 10) следующего содержания:
«10) обналичивание денег, полученных незаконным путем - действия, совершаемые физическими и юридическими лицами с целью получения наличных денег, путем использования подложных документов при совершении мнимой сделки, направленной на легализацию (отмывание) денег»;
2) в пункте 4 статьи 4:
в подпункте 3) слово «экстремизма.» заменить словом «экстремизма;»;
дополнить подпунктом 4) следующего содержания:
«4) совершение операции, по которой имеются основания полагать, что она направлена на обналичивание денег, полученных незаконным путем.».
Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан
Проект
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О подготовке заключения по проекту Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию
терроризма и обналичивания денег»
В соответствии с пунктом 28 Регламента Мажилиса Парламента Республики Казахстан Мажилис Парламента Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Поручить Комитету по финансам и бюджету рассмотреть проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и обналичивания денег» и подготовить по нему заключение в срок до 6 июня 2012 года.
Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 14 октября 2011 года № 20/П-834 к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и обналичивания денег»
Законопроект разработан в целях сокращения количества компаний с признаками лжепредпринимательства, объемов обналичивания денег, которые впоследствии могут быть вовлечены в незаконный оборот, а также снижения объема обналичивания денег, которые могут генерировать организованные преступные группы, преступные формирования, связанные с экстремистскими организациями, торговлей наркотиками и оружием, с целью финансирования терроризма.
Законопроектом расширяется перечень признаков подозрительных операций в законодательстве по финансовому мониторингу, а также предусматривается проведение мероприятий по расширению сети приема платежных карточек и стимулированию расчетов в безналичной форме. Дополнительно в Налоговом кодексе устанавливается пороговая сумма наличных расчетов для отнесения по ним налога на добавленную стоимость в зачет, а также снижается пороговая сумма по операциям, осуществляемым между юридическими лицами за наличный расчет.
В условиях казахстанской экономики процесс обналичивания денег превратился в особый вид предпринимательской деятельности, основанный на создании ложного бумажного следа путем заключения фиктивных договоров купли-продажи товаров, работ и услуг. Именно, такую операцию с признаками фиктивности, принято называть «обналом», а компанию, занимающуюся такими операциями «обнальной» фирмой. Таким образом, операция по обналичиванию денег происходит с участием компаний с признаками лжепредпринимательства, а обналиченные деньги впоследствии могут быть вовлечены в незаконный оборот. Кроме того, существует угроза того, что в отдельных случаях обнальный бизнес может попасть под контроль различных организованных преступных групп, преступных формирований, связанных с экстремистскими организациями, торговлей наркотиками и оружием, которые могут генерировать деньги для финансирования терроризма.
По информации Агентства по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями, по количеству расследуемых преступлений, преступления, связанные с лжепредпринимательством, находятся на втором месте. Согласно статье 192 УК РК под лжепредпринимательством понимается создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождения от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданину, организации или государству.
Статистические данные по Республике Казахстан по состоянию на 2009 год показывают, что количество плательщиков НДС, участвующих в «обнальных» схемах, составляет порядка 7-8%. Соотношение потерь по НДС от вышеуказанной категории налогоплательщиков к общей сумме поступлений по НДС за 2009 год составило 14,5% (47,4 млрд. тенге). Также за 2006 - 2010 годы 671 субъект признан судами лжепредприятиями. Потери бюджета по НДС по ним составили 76,8 млрд. тенге.
Принятие названного законопроекта не повлечет сокращения доходов и увеличения расходов бюджета.
Прогноз
возможных экономических, социальных, правовых,
экологических последствий принятия проекта Закона Республики
Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
незаконным путем, и финансированию терроризма и обналичивания
денег» (далее - законопроект)
Экономические последствия: противодействие расширению теневой экономики приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет и улучшит инвестиционный климат страны.
Социальные последствия:
снижение количества фактов заключения фиктивных договоров купли-продажи товаров, работ и услуг с целью создания ложного бумажного следа;
сокращение количества компаний с признаками лжепредпринимательства;
сокращение объемов обналичивания денег, которые впоследствии могут быть вовлечены в незаконный оборот;
снижение объема обналичивания денег, которые могут генерировать организованные преступные группы, преступные формирования, связанные с экстремистскими организациями, торговлей наркотиками и оружием, с целью финансирования терроризма.
Правовые последствия: совершенствование правовых механизмов и укрепление контроля за банками второго уровня по обналичиванию денег.
Экологические последствия: отрицательные последствия отсутствуют.
Реализация законопроекта не потребует финансовых затрат из бюджета.
Перечень законодательных актов, подлежащих изменению или
признанию утратившими силу в связи с принятием проекта и
предложения о разработке нормативных правовых актов, необходимых
для реализации проекта
1. Проект Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и обналичивания денег» (далее - законопроект) предусматривает внесение изменений и дополнений в следующие нормативные правовые акты:
1) Кодекс Республики Казахстан от 30 января 2001 года «Об административных правонарушениях»;
2) Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
3) Закон Республики Казахстан от 29 июня 1998 года «О платежах и переводах денег»;
4) Закон Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма».
2. Нормативные правовые акты признание утратившими силу в связи с принятием законопроекта отсутствует.
3. Предложение о разработке нормативных правовых актов, необходимых для реализации законопроекта отсутствует.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем,
и финансированию терроризма и обналичивания денег»
№ п/п | Структурный элемент | Редакция законодательного акта | Предлагаемая редакция | Обоснование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года |
1. | Статья 161-1 | Статья 161-1. Отказ в принятии платежей с использованием платежных карточек Отказ в принятии платежей с использованием платежных карточек торговыми (обслуживающими) организациями, обязанными принимать их при осуществлении торговых операций (оказании услуг), - влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере от двадцати до пятидесяти и на юридических лиц - в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей. Примечание. К торговым (обслуживающим) организациям, указанным в настоящей статье, относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, категории которых утверждаются Правительством Республики Казахстан. | Статья 161-1. Отказ в принятии платежей с использованием платежных карточек или отсутствие соответствующего оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек 1. Отказ в принятии платежей с использованием платежных карточек торговыми (обслуживающими) организациями, обязанными принимать их при осуществлении торговых операций (оказании услуг), - влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере от двадцати до пятидесяти и на юридических лиц - в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей. 2. Отсутствие у торговых (обслуживающих) организаций, обязанных принимать платежи с использованием платежных карточек при осуществлении торговых операций (оказании услуг) на территории Республики Казахстан, соответствующего оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек, - влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере шестидесяти, на юридических лиц - в размере ста двадцати месячных расчетных показателей. 3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на индивидуальных предпринимателей в размере семидесяти, на юридических лиц - в размере ста сорока месячных расчетных показателей. Примечание. К торговым (обслуживающим) организациям, указанным в настоящей статье, относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, категории которых утверждаются Правительством Республики Казахстан. | Данным законопроектом вносятся дополнения в пункт 2-1 статьи 11 Закона РК от 29 июня 1998 года «О платежах и переводах денег» в части введения дополнительного обязательства торговым (обслуживающим) организациям по обеспечению установки в местах осуществления торговых операций (оказания услуг) соответствующего оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек. Таким образом, торговые (обслуживающие) организации в случае не исполнения данного обязательства будут привлекаться к ответственности в соответствии с данной статьей КоАП. С целью установления административной ответственности для торговых (обслуживающих) организаций в случае не исполнения обязательства торговыми (обслуживающими) организациями по обеспечению установки в местах осуществления торговых операций (оказания услуг) соответствующего оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек. |
2. | Статья 203 | Статья 203. Нарушение ограничений, установленных законодательными актами Республики Казахстан, по проведению платежей Осуществление юридическими лицами платежа в наличном порядке по гражданско-правовой сделке на сумму свыше четырех тысяч месячных расчетных показателей в пользу другого юридического лица - влечет штраф на юридическое лицо, осуществившее платеж, в размере до пяти процентов от суммы платежа. | Статья 203. Нарушение ограничений, установленных законодательными актами Республики Казахстан, по проведению платежей Осуществление юридическими лицами платежа в наличном порядке по гражданско-правовой сделке на сумму свыше тысячи месячных расчетных показателей другому юридическому лицу - влечет штраф на юридическое лицо, осуществившее платеж, в размере пяти процентов от суммы платежа. | В связи со снижением ограничения выдачи банками наличных денег для предотвращения обналичивания незаконных средств, установленного Законом РК «О платежах и переводах денег» пороговую сумму по операциям, осуществляемым между юридическими лицами за наличный расчет с 4 000 МРП до 1 000 МРП. Во избежание коррупционных проявлений предлагается установить определенно-точный размер суммы штрафа. |
3. | Статья 570 | Статья 570. Органы налоговой службы 1. Органы налоговой службы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 88 (частями третьей, четвертой и пятой), 88-1 (частями второй, третьей), 163 (частями первой, второй, пятой и восьмой), 166, 205 - 212, 213 (частями первой - третьей), 215 - 218, 218-1 (частями первой - шестой, восьмой), 219, 357-2 (частью первой), 358, 358-1, 360 настоящего Кодекса. | Статья 570. Органы налоговой службы 1. Органы налоговой службы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 88 (частями третьей, четвертой и пятой), 88-1 (частями второй, третьей), 163 (частями первой, второй, пятой и восьмой), 161-1 (частями второй, третьей), 166, 205 - 212, 213 (частями первой - третьей), 215-218, 218-1 (частями первой - шестой, восьмой), 219, 357-2 (частью первой), 358, 358-1, 360 настоящего Кодекса. | В связи с передачей функций органам налоговой службы по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 203 КоАП и связанных с превышением ограничений, установленных законодательными актами Республики Казахстан, по проведению платежей. |
4. | Статья 570-1 | Статья 570-1. Органы финансовой полиции 1. Органы финансовой полиции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 140 (частью первой), 141, 159 (частью первой), 161 (частями первой и второй), 161-1, 164, 165, 169-1, 176 (частью первой), 205 (частями первой, второй, четвертой и пятой), 207, 212, 215, 358-361 настоящего Кодекса. | Статья 570-1. Органы финансовой полиции 1. Органы финансовой полиции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 140 (частью первой), 141, 159 (частью первой), 161 (частями первой и второй), 161-1 (часть первая), 164, 165, 169-1, 176 (частью первой), 205 (частями первой, второй, четвертой и пятой), 207, 212, 215, 358-361 настоящего Кодекса. | |
5. | Статья 636 | Статья 636. Должностные лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях 1. По делам об административных правонарушениях, рассматриваемым судами, протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять: 1) уполномоченные на то должностные лица: … органов налоговой службы (статьи 154, 155, 156, 157, 163 (части третья, четвертая, шестая, седьмая и девятая), 163-4 (части третья и четвертая), 168-1, 213 (части четвертая - шестая), 214, 218-1 (часть седьмая), 357-1, 357-2, 357-5, 359, 361, 374 (частями пятой, шестой, седьмой, восьмой, девятой), 532-535); | Статья 636. Должностные лица, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях 1. По делам об административных правонарушениях, рассматриваемым судами, протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять: 1) уполномоченные на то должностные лица: … органов налоговой службы (статьи 154, 155, 1 56, 157, 1 63 (части третья, четвертая, шестая, седьмая и девятая), 163-4 (части третья и четвертая), 168-1, 203, 213 (части четвертая - шестая), 214, 218-1 (часть седьмая), 357-1, 357-2, 357-5, 359, 361, 374 (частями пятой, шестой, седьмой, восьмой, девятой), 532-535); | Согласно п. 1 ст. 646 Налогового кодекса контрольно-кассовые машины, являющиеся компьютерными системами, которыми оснащены торговые автоматы и (или) терминалы оплаты услуг, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту использования каждого торгового автомата и (или) терминала оплаты услуг. Кроме того, налоговые органы осуществляют проверку на наличие контрольно-кассовых машин у налогоплательщиков. Таким образом, предлагается функцию по осуществлению проверок наличия POS-терминалов, посредством которых осуществляется оплата с использованием платежных карточек закрепить за налоговыми органами. Данное предложение позволит избежать увеличения расходов госбюджета связанных с реализацией данной государственной функции. |
Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) |
6. | Статья 257 | Статья 257. Налог на добавленную стоимость, не подлежащий отнесению в зачет 1. Налог на добавленную стоимость не зачитывается и учитывается в порядке, установленном пунктом 12 статьи 100 настоящего Кодекса, если подлежит уплате в связи с получением: 1) товаров, работ, услуг, используемых не в целях облагаемого оборота, если иное не предусмотрено настоящим пунктом; 2) легковых автомобилей, приобретаемых в качестве основных средств; 3) товаров, работ, услуг, по которым счета-фактуры выписаны с несоблюдением требований, установленных настоящим Кодексом. Налог на добавленную стоимость относится в зачет, если подлежит уплате в связи с получением товаров, работ, услуг, предназначенных для использования (использованных) для целей необлагаемого оборота, в связи с наличием которого налогоплательщиком применен (будет применен) пропорциональный метод в соответствии со статьями 260 и 261 настоящего Кодекса. | Статья 257. Налог на добавленную стоимость, не подлежащий отнесению в зачет 1. Налог на добавленную стоимость не зачитывается и учитывается в порядке, установленном пунктом 12 статьи 100 настоящего Кодекса, если подлежит уплате в связи с получением: 1) товаров, работ, услуг, используемых не в целях облагаемого оборота, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом: Налог на добавленную стоимость относится в зачет, если подлежит уплате в связи с получением товаров, работ, услуг, предназначенных для использования (использованных) для целей необлагаемого оборота, в связи с наличием которого налогоплательщиком применен (будет применен) пропорциональный метод в соответствии со статьями 260 и 261 настоящего Кодекса; 2) легковых автомобилей, приобретаемых в качестве основных средств; 3) товаров, работ, услуг, по которым счета-фактуры выписаны с несоблюдением требований, установленных настоящим Кодексом; 4) товаров, работ, услуг, указанных в счет-фактуре, оплата за наличный расчет которых с учетом налога на добавленную стоимость независимо от периодичности платежа превышает 1000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату выписки счета-фактуры. | Для пресечения действий фирм-однодневок, которые путем осуществления расчетов в наличной форме уклоняются от уплаты налогов. При этом как показывает анализ удельный вес выписанных счет-фактур по приобретенным товарам, работам, услугам за наличный расчет до 100 МРП составляет 94,4%. |
7. | Статья 260 пункт 1 | Статья 260. Порядок отнесения в зачет налога на добавленную стоимость при наличии оборотов по реализации, не облагаемых налогом на добавленную стоимость 1. По товарам, работам, услугам, используемым для целей необлагаемых оборотов, налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате поставщикам и по импорту, не относится в зачет, за исключением случаев, указанных в части второй пункта 1 статьи 257 настоящего Кодекса. | Статья 260. Порядок отнесения в зачет налога на добавленную стоимость при наличии оборотов по реализации, не облагаемых налогом на добавленную стоимость 1. По товарам, работам, услугам, используемым для целей необлагаемых оборотов, налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате поставщикам и по импорту, не относится в зачет, за исключением случаев, указанных в части второй подпункта 1) пункта 1 статьи 257 настоящего Кодекса. | В целях приведения в соответствие с вносимыми изменениями и дополнениями в пункт 1 статьи 257 Налогового кодекса. |
Закон Республики Казахстан от 29 июня 1998 года «О платежах и переводах денег» |
8. | Статья 11 | Статья 11. Платежная карточка … 2-1. Торговые (обслуживающие) организации, категории которых устанавливаются Правительством Республики Казахстан, обязаны при осуществлении торговых операций (оказании услуг) на территории Республики Казахстан принимать платежи с использованием платежных карточек. | Статья 11. Платежная карточка … 2-1. Торговые (обслуживающие) организации, категории которых устанавливаются Правительством Республики Казахстан, обязаны при осуществлении торговых операций (оказании услуг) на территории Республики Казахстан принимать платежи с использованием платежных карточек и обеспечить установку в местах осуществления торговых операций (оказания услуг) соответствующего оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием платежных карточек. | В целях ограничения оборота наличных денег путем принятия мер по стимулированию торговых организаций при осуществлении торговых операций (оказании услуг) на территории Республики Казахстан к осуществлению расчетов в безналичной форме. |
9. | Статья 21 | Статья 21. Платежи 4. Платежи производятся как с использованием наличных денег, так и без их использования (безналичные платежи). 4-1) Платежи между юридическими лицами по сделке, сумма которой превышает 4000 месячных расчетных показателей, осуществляются только в безналичном порядке. | Статья 21. Платежи 4. Платежи производятся как с использованием наличных денег, так и без их использования (безналичные платежи). 4-1) Платежи между юридическими лицами по сделке, сумма которой превышает 1000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату совершения платежа, осуществляются только в безналичном порядке. | В целях ограничения выдачи банками наличных денег для предотвращения обналичивания незаконных средств предлагается снизить в Законе РК «О платежах и переводах денег» пороговую сумму по операциям, осуществляемым между юридическими лицами за наличный расчет с 4 000 МРП до 1 000 МРП. Данная мера необходима в целях установления жесткого контроля и принятия мер по предотвращению обналичивания незаконно полученных денег, сужению наличного оборота, повышению прозрачности денежных потоков и для пресечения действий фирм-однодневок, которые путем осуществления расчетов в наличной форме уклоняются от уплаты налогов. При этом, как показывает практика, налогоплательщиками проводится дробление сумм по сделкам, не превышающим лимит (4000 МРП), либо отсутствие общей суммы договора между юридическими лицами позволяет недобросовестным налогоплательщикам проводить платежи за наличный расчет. Вместе с тем, указанный предел 1 000 МРП (1 513 000 тенге) является достаточным для расчетов в наличной форме между субъектами предпринимательства, с учетом повсеместного распространения расчетов в безналичной форме. Следует отметить, что в Российской Федерации подобное ограничение установлено в размере 100 000 рублей (эквивалентно 500 000 тенге или 354 МРП). |
Закон Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» |
10. | Статья 1 | Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: … Отсутствует | Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: … 10) обналичивание денег, полученных незаконным путем - действия, совершаемые физическими и юридическими лицами с целью получения наличных денег, путем использования подложных документов при совершении мнимой сделки, направленной на легализацию (отмывание) денег; | В целях совершенствования механизма борьбы с «обналом», возникает необходимость расширить систему финансового мониторинга путем введения дополнительных критериев отнесения операций с деньгами к подозрительным операциям по обналичиванию денег. Данная мера направлена на борьбу с теневой экономикой, которая предполагает наряду с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма, борьбу с обналичиванием денег, с целью уклонения от уплаты налогов. |
11. | Пункт 4 Статьи 4 | Статья 4. Операции с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащие финансовому мониторингу - … 4. Критериями определения подозрительной операции являются: 1) совершение сделки, не имеющей очевидного экономического смысла; 2) совершение действий, направленных на уклонение от процедур финансового мониторинга, предусмотренных настоящим Законом; 3) совершение операции, по которой имеются основания полагать, что данная операция направлена на финансирование терроризма и (или) экстремизма. Отсутствует | Статья 4. Операции с деньгами и (или) иным имуществом, подлежащие финансовому мониторингу … 4. Критериями определения подозрительной операции являются: 1) совершение сделки, не имеющей очевидного экономического смысла; 2) совершение действий, направленных на уклонение от процедур финансового мониторинга, предусмотренных настоящим Законом; 3) совершение операции, по которой имеются основания полагать, что данная операция направлена на финансирование терроризма и (или) экстремизма; 4) совершение операции, по которой имеются основания полагать, что она направлена на обналичивание денег, полученных незаконным путем. | В целях совершенствования механизма борьбы с «обналом», возникает необходимость расширить систему финансового мониторинга путем введения дополнительных критериев отнесения операций с деньгами к подозрительным операциям по обналичиванию денег. Данная мера направлена на борьбу с теневой экономикой, которая предполагает наряду с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма, борьбу с обналичиванием денег, с целью уклонения от уплаты налогов. |