|
|
|
Проект Концепции
Концепция разработана в соответствии с Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы. Основной идеей концепции является создание оптимальных условий для функционирования рациональной системы планирования и закупок медицинской техники для организаций здравоохранения в Республике Казахстан. В Концепции представлен анализ текущей ситуации в количествах и стоимостном выражении медицинского оборудования, определены основные направления планирования и закупок медицинской техники для организаций здравоохранения в Республике Казахстан. В соответствии с концепцией обязательными этапами закупочного цикла должны стать: анализ, прогнозирование, планирование и формирование потребности в медицинском оборудовании лечебно-профилактическими организациями, что в конечном итоге ведёт к осуществлению различных форм закупа. Анализ текущего состояния оснащения медицинским оборудованием
Одним из основных направлений государственной политики в здравоохранении является создание благоприятных условий оснащения медицинских учреждений современным диагностическим и лечебно-профилактическим оборудованием. Эту сложную задачу призвано выполнить эффективное функционирование рынка медицинского оборудования. Исследования показали, что в условиях становления новых экономических отношений данный рынок является стабильно развивающимся звеном хозяйственного комплекса страны. В нем утвердились новые формы собственности и конкуренция, увеличилось число хозяйствующих субъектов, вырос объем и ассортимент выпускаемой продукции. Изучение особенностей казахстанского рынка медицинского оборудования свидетельствует о развитии в нем процессов интеграции, специализации и концентрации производства при усиливающейся конкуренции между предприятиями, фирмами, компаниями за доминирующее положение. Характерной особенностью рынка является присутствие на нем иностранного капитала и возрастающих объемов импортной продукции. В настоящее время процедура планирования и закупа медицинского оборудования в организациях здравоохранения требует концептуального перессмотра. Зачастую из-за отсутствия сервиса, технического сопровождения, обученных специалистов неэффективно используется медицинское оборудование. В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств, а также повышению качества закупаемого медицинского оборудования, исключения сговора поставщиков медицинской техники и заказчиков необходимо реализовать комплекс краткосрочных и долгосрочных мер. На сегодняшний день в медицинских организациях республики имеется: - 160 695 единиц медицинской техники стоимостью до 5 млн. тенге на общую сумму 1,96 млрд. тенге, с износом 41%; - 9 449 единиц медицинской техники стоимостью от 5 до 50 млн. тенге на общую сумму 69, 5 млрд.тенге, с износом 25%; - 249 единиц медицинской техники стоимостью свыше 50 млн. тенге на общую сумму 30,8 млрд.тенге, с износом 23%. На 2012 год запланирован закуп медицинской техники по основным приоритетам Государственной программы «Саламатты Қазақстан» на общую сумму 9,96 млрд. тенге. Приоритетными направлениями являются: материнство и детство, онкология, туберкулез, кардиологическая служба. Проведенный анализ выявил необходимость разработки новых подходов в управлении качеством ресурсного обеспечения (технического и технологического оснащения) медицинских организаций, внедрения международных стандартов оснащения медицинской техникой. В соответствии с Государственной программой «Саламатты Қазақстан» до 2015 года в целях повышения эффективности деятельности организаций здравоохранения, планируется повышение их автономности и самостоятельности - путем предоставления им большей независимости в принятии управленческих решений. Для этих целей предусмотрена схема закупа медицинской техники стоимостью до 5 млн.тенге в рамках тарифа по КЗГ. Акционерное общество «КазМедТех» впервые с 2011 года закупает и поставляет медицинскую технику на условиях финансового лизинга. Перед АО «КазМедТех» была поставлена задача - разработать механизм эффективного использования медицинской техники, через лизинг медицинской техники. АО «КазМедТех» проводит экспертизу объектов, направляет на закуп перечень организатору закупа, заключает договора с поставщиками, а также договора лизинга с медицинскими организациями. Возврат лизинговых платежей привязан к факту оказания медицинских услуг на лизинговом оборудовании. Экспертиза снимает риск простоя оборудования и предотвращает неэффективное использование бюджетных средств. Данный способ закупа планируется для медицинской техники стоимостью от 5 млн. до 50 млн.тенге. Дорогостоящая медицинская техника и техника нуждающаяся в унификации требует особого подхода. Например оснащение глаукомного кабинета для проведения скрининга требует унификации оборудования, для точных и корректных результатов исследования в целом по Республике. В этой связи планируется проведение централизованного закупа ТОО «СК-Фармация» для медицинской техники требующей унификации и техники стоимостью свыше 50 млн.тенге.
Краткосрочные меры на 2012 год
1) провести ранжирование всех лечебно-профилактических учреждений страны; 2) создать Реестр медицинской техники в разрезе функциональности с технической спецификацией и обеспечить его доступность через Интернет ресурсы; 3) провести стандартизацию оснащений организаций здравоохранения; 4) разработать стандартные требования (техническое задание) к приоб-ретаемой медицинской технике для оснащения медицинских учреждений в зависимости от уровня, профиля и видов оказываемой медицинской помощи; 5) создать единый сайт, где будет размешаться вся информация о закупах медицинской техники в организациях здравоохранения; 6) разработать требования к потенциальным поставщикам медицинского оборудования; 7) установить фиксированную ставку в размере 1 процента к тарифу для приобретения оборудования стоимостью до 5 млн. тенге государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения с Наблюдательным советом и акционерных обществ с 50-процентным и более акции которых принадлежит государству, оказывающим медицинские услуги в рамках Гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи (далее - ГОБМП). 8) передать функции по закупу и лизингу медицинского оборудования в АО «КазМедТех» стоимостью от 5 до 50 млн. тенге.
Долгосрочные меры
1) обеспечить условия для более рационального и полного использования оборудования (подготовка высококвалифицированных отечественных специалистов); 2) устранить посредников при осуществлении закупок медицинского оборудования; 3) увеличить долю отечественных производителей и создать совместные предприятия с ведущими мировыми производителями. 4) установить следующие требования к поставщикам медицинской техники: - наличие прямого Дилерского договора с производителем; - опыт в поставках медицинского оборудования; - собственная логистическая структура; - осуществление гарантийного и пост гарантийного обслуживания, а также обеспечение расходными материалами для исключения простоя дорогостоящего оборудования и его усовершенствования. Экспертиза заявок и технических спецификаций медицинской техники, приобретаемой в рамках централизованного закупа, и закупа в лизинг осуществляться через АО«КазМедТех», для чего необходимо: - создание филиалов с техническими сотрудниками по сервису, информационному сопровождению; - введение в штатный норматив медицинских организаций специалиста - медтехника или сотрудника, содержащегося за счет АО «КазМедТех»; - проведение закупа оборудования в основном через лизинг; - установление сроков эксплуатации оборудования, с обязательным требованием проверки качества по его истечению и замены в случае наличия недостатков; - создание республиканского центра по подготовке медтехников с необходимой технической базой для обучения (возможно на базе республиканского медицинского колледжа); - создание службы технических экспертов по качеству медицинского оборудования.
Финансовые механизмы внедрения концепции в 2013 году
1. Закуп медицинской техники в рамках тарифа по клинико-затратным группам (стоимость медицинской техники до 5 млн.тенге)
Устанавливается фиксированная ставка в размере 1 процента к тарифу для приобретения оборудования стоимостью до 5 млн. тенге государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения с Наблюдательным советом и акционерных обществ с 50-процентным и более акции которых принадлежит государству, оказывающим медицинские услуги в рамках ГОБМП. Организация здравоохранения определяет техническую спецификацию закупаемой медицинской техники, согласовывает её с Управлением здравоохранения, затем закупает способом ценовых предложений. 2. Лизинг медицинской техники (медицинская техника стоимостью от 5 млн. до 50 млн.тенге, не требующая унификации)
1) представление коммерческого предложения на запрашиваемую медицинскую технику и паспорта проекта в АО «КазМедТех» от организаций здравоохранения для проведения предварительной экспертизы проекта на соответствие условиям и требованиям лизинга;2) ответ АО «КазМедТех» по результатам предварительной экспертизы лизингового проекта;3) представление клинико-технического обоснования, технической спецификации в АО «КазМедТех» для проведения правовой, технической, организационной и финансовой экспертизы;4) рассмотрение лизинговых проектов на Инвестиционном комитете АО «КазМедТех»;5) направление утвержденных проектов на согласование в Министерство здравоохранения Республики Казахстан;6) получение АО «КазМедТех» согласования в Министерстве здравоохранения Республики Казахстан;7) направление согласованных с Министерством здравоохранения Республики Казахстан лизинговых проектов организатору закупа медицинской техники для организации и проведения тендера по отбору поставщиков медицинской техники с использованием двухэтапных процедур и закупа из одного источника;8) организация и проведение организатором тендера по отбору поставщиков медицинской техники с использованием двухэтапных процедур и закупа из одного источника;9) направление организатором закупа медицинской техники перечня поставщиков, определенных победителями, в АО «КазМедТех»;10) заключение договора о закупе между АО «КазМедТех» и поставщиком медицинской техники;11) заключение договора лизинга между АО «КазМедТех» и организацией здравоохранения;12) передача поставщиком в организацию здравоохранения предмета лизинга, пуско-наладочные работы, обучение персонала, гарантийное и постгарантийное обслуживание;13) заключение Дополнительного соглашения организации здравоохранения с территориальными департаментами Комитета оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан и с областными Управлениями здравоохранения;14) заключение договора страхования между организацией здравоохранения и страховой организацией;15) погашение организацией здравоохранения лизинговых платежей в АО «КазМедТех»;16) переоформление права собственности на предмет лизинга от АО «КазМедТех» на организацию здравоохранения.
3. Централизованный закуп медицинской техники (медицинская техника стоимостью свыше 50 млн.тенге, требующая унификации)
Закуп через ТОО «СК-Фармация» в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 октября 2009 года № 1729 «Об утверждении Правил организации и проведения закупа лекарственных средств, профилактических (иммунобиологических, диагностических, дезинфицирующих) препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, фармацевтических услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи». Экспертизу заявок и технических спецификаций будет проводить АО «КазМедТех» При этом, средства медицинским организациям будут выделяться в виде субсидий на закуп медицинской техники.
Ожидаемые результаты
В результате реализации данной Концепции будут созданы правовые основы для внедрения механизмов рационального закупа медицинской техники, способствующего качественному и своевременному удовлетворению государственных нужд. Будет полностью проанализирована структура обеспечения медицинским оборудованием медицинских организаций, целесообразность их дополнительного оснащения, а также будут пересмотрены тарифы на возмещение медицинским организациям по факту пролеченных случаев. Повышение результативности закупок медицинской техники позволит существенно повысить объемы и качество оказываемых населению медицинских услуг и снизить затраты на их оказание путем эффективного использования медицинской техники организациями здравоохранения. Разделение стадий планирования и закупа медицинской техники между различными субъектами является антикоррупционным механизмом. Таким образом конечный эффект от реализации Концепции будет включать: - повышение качества удовлетворения государственных нужд за счет реализации процедур прогнозирования и планирования закупок медицинской техники в увязке с мониторингом и контролем исполнения договоров, учете и комплексной оценке результатов; - предотвращение проявления коррупции при реализации государственного заказа - за счет осуществления необходимых закупочных процессов на всех этапах жизненного цикла контракта, их регламентации и публичного мониторинга; - повышение эффективности бюджетных расходов - за счет сокращения малоэффективных государственных контрактов, оперативного контроля исполнения, анализа и предупреждения контрактных рисков; - обеспечение технологической безопасности - за счет контроля качества предоставляемых товаров, работ и услуг.
_____________________
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |