|
|
|
19.04.2012 Совершенствование системы государственных услуг
Линара Сактаганова
Реализация задач, поставленных Главой государства в Послании «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» по повышению качества государственных услуг населению - важный аспект противодействия коррупции и повышения доверия граждан к деятельности государственных органов. О том, какая работа ведется Министерством юстиции РК в данном направлении рассказывает Вице-Министр юстиции Дулат Куставлетов. - Какое значение для государства и общества, на ваш взгляд, имеет внедрение электронной системы услуг? - Создание и оказание государственных услуг гражданам в электронном виде играют ключевую роль в Казахстане, это попытка сделать более эффективным процесс взаимодействия государства с населением и организациями. Такие весомые изменения в принципах взаимодействия государства и населения (организаций) требуют обратить особое внимание на вопросы, которые имеют существенное значение при их реализации: нормативное правовое обеспечение взаимодействия, стандартизация процесса, технологический компонент структуры системы государственных услуг. Очевидным преимуществом предоставления электронных государственных услуг является отсутствие контакта с государственным аппаратом, сокращение сроков регистрации до одного дня и отсутствие бумажных документов при оказании государственных услуг. Однако возможность получения гражданами государственных услуг в электронном виде не исключает возможности получения услуги в традиционном виде. - Расскажите, пожалуйста, об основных результатах повышения качества обслуживания населения. - В целях развития электронных услуг и упрощения создания бизнеса в декабре 2010 года реализована возможность подачи электронного заявления о регистрации юридического лица и получения готовых документов через ЦОН по месту жительства заявителя либо на любой удобный ему адрес, на выбор. С учетом возможности информационных систем данная услуга была доступна лишь при условии осуществления деятельности исключительно по типовому уставу и наличия зарегистрированного недвижимого имущества, которое в последующем станет местом нахождения создаваемого субъекта. Теперь, с марта текущего года, для предпринимателей, желающих осуществлять деятельность в форме ТОО, реализована возможность представить заявление о регистрации юридического лица через Интернет вне зависимости от статуса товарищества. При этом к заявлению о регистрации можно прикрепить электронные копии своего устава, документов, подтверждающих местонахождение и оплату регистрационного сбора. Также в декабре 2010 года на портале «электронного правительства» реализована услуга получения следующих электронных справок о зарегистрированных юридических лицах: - «О зарегистрированном юридическом лице, филиале или представительстве»; - «О наличии филиалов и представительств юридического лица»; - «Об участии юридического лица в других юридических лицах»; - «Об участии физического лица в других юридических лицах». Указанные выше справки, независимо от наличия электронной цифровой подписи, можно получить, обратившись в Центр обслуживания населения. Выдача производится в течение 30 минут. Также в ЦОНах всех областных и районных центров республики, городов Астаны, Алматы справки о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и справки об отсутствии (наличии) недвижимого имущества выдаются в электронном виде через портал электронного правительства с использованием информационной системы «Государственная база данных «Регистр недвижимости» (за исключением иностранных граждан и детей в возрасте до 16 лет в виду отсутствия ИИН). Кроме того, любое заинтересованное лицо может получить электронные информационные услуги через Интернет. Для этого в Интернете необходимо зайти на адрес портала «электронного правительства» - http://egov.kz. (Условием получения информации является наличие ИИН и электронно-цифровой подписи, выданной Национальным удостоверяющим центром (АО «Национальные информационные технологии», www.pki.dov.kz)). Справка выдается бесплатно и предоставляется в течение 30 минут с момента поступления запроса в электронном формате. С начала текущего года выдано 742 700 указанных справок в форме электронного документа. - Расскажите, пожалуйста, подробнее о задачах, поставленных перед Министерством юстиции в рамках реализации поручений Послания Президента РК. - В 2012 году планируется внедрить возможность получения в электронном виде еще нескольких видов справок: - о всех регистрационных действиях юридического лица; - о зарегистрированном юридическом лице на заданную дату; - о последних внесенных изменениях в учредительные документы; - о наложенных обременениях (арест) на долю юридического лица. Кроме того, участникам гражданского оборота будет предоставлена возможность электронной регистрации прав на недвижимое имущество в случае нотариального удостоверения сделки. Электронная регистрация будет осуществляться на основании электронных копий правоустанавливающих документов, поступающих в государственную базу данных «Регистр недвижимости» из единой нотариальной информационной системы автоматически, после нотариального удостоверения сделки. Также, для удобства граждан, вводится новый вид справки о зарегистрированных и прекращенных правах на недвижимое имущество. В этой связи вносятся изменения в постановление Правительства РК от 15 декабря 2009 года № 2121 «Об утверждении стандартов государственных услуг». Справка будет выдаваться бесплатно и предоставляться в течение 30 минут с момента поступления запроса в электронном формате. Данная услуга будет доступна на портале «электронного правительства». - Предусматривается ли внесение определенных поправок в законодательство РК в целях совершенствования данного направления? - В целях сокращения сроков регистрации, упрощения процедуры регистрации и ликвидации юридических лиц в 2011 году министерством инициированы дополнительные изменения в законодательство. В частности, отменяется необходимость предоставления на регистрацию устава, документа, подтверждающего адрес. Бумажное свидетельство будет заменено на электронную справку. В случае принятия законопроекта, создать новое предприятие можно будет в течение одного дня, он-лайн-регистрация будет возможна в течение 15 минут. Соответствующий проект закона находится на рассмотрении Парламента РК. - Какие новшества вы можете отметить по линии загс? - В этой сфере осуществляется постепенный переход на электронный формат. В минувшем году на портале электронного правительства реализованы три государственные электронные услуги, предусматривающие подачу электронного заявления на регистрацию заключения брака, благодаря которой можно подать заявление на регистрацию брака из любой точки мира, регистрацию рождения, позволяющую в режиме он-лайн получить ИИН новорожденного ребенка. Кроме того, предусмотрена и регистрация расторжения брака в режиме он-лайн (при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей). В текущем году планируется реализовать две государственные электронные услуги: «Подача заявления на апостилирование документов, исходящих из органов юстиции» и «Подача заявления на регистрацию перемены фамилии, имени, отчества». Приоритетные задачи на 2012 год включают в себя необходимость исключения в работе бюрократизма и волокиты, повышения качества и своевременности оказания государственных услуг населению, развития электронных услуг, а также проведения активной работы по разъяснению среди населения внедряемых новшеств. - Какие изменения в сфере лицензирования влечет повсеместный переход к формату «электронного правительства»? - В целях реализации поручения Главы государства по снижению административных барьеров, а также переходу к электронным государственным услугам Комитет регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции РК (далее - Комитет) с 15 августа 2011 года выдает лицензии на право занятия адвокатской, нотариальной и оценочной деятельностью в электронном формате посредством информационной системы «Государственная база данных «Е-лицензирование» (ИС ГБД ЕЛ). ИС ГБД ЕЛ - государственный реестр лицензий, позволяющий: заявителю - отправить заявление на получение лицензии в государственный орган - лицензиар и получить электронную лицензию с портала Е-лицензирование; государственному органу - лицензиару - обработать или внести заявление в систему и выдать электронную лицензию. В соответствии с Законами РК «О лицензировании», «Об электронном документе и ЭЦП»: электронная лицензия - лицензия в форме электронного документа, оформляемая и выдаваемая с использованием информационных технологий, равнозначная лицензии на бумажном носителе. Каждой лицензии, выданной на территории Казахстана, присваивается восьмизначный идентификационный номер, который формируется только в ИС ГБД ЕЛ. Выдача электронных лицензий способствует сокращению затрат государства на курьерские расходы, изготовление бланков лицензий. Кроме того, исключается необходимость получения лицензиатом дубликата лицензии в случае утери либо порчи. Соответственно, при оформлении лицензии в электронном виде исключаются расходы граждан по оплате государственной пошлины и сроки ожидания для получения ее дубликата. С 15 августа 2011 года по 15 марта 2012 года Комитетом выдано 235 электронных лицензий на занятие адвокатской деятельностью, 226 - на право занятия нотариальной деятельностью, 66 - на право занятия оценочной деятельностью.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |