|
|
|
20.04.2012 В Приморье спорят, кто заплатит за «фонящую» машину из Японии
Табличка со знаком радиационной опасности. За ограждением - аварийный японский автомобиль, который новый владелец собирался отремонтировать России. Гамма-излучение от него в два раза выше естественного фона. Кроме того, как установили эксперты, от иномарки идёт ещё и более вредное бета-излучение. Что делать с этой машиной, долго не знали ни таможенники, ни её владелец. Спор затянулся на полгода. «Основными санитарными правилами радиационной безопасности наличие бета-загрязнения на объектах, применяемых в хозяйственной деятельности, не допускается», - поясняет начальник отдела радиационного контроля Владивостокской таможни Александр Помыканов. С начала года в Приморье из Японии привезли уже почти 100 машин со следами загрязнения после прошлогодней аварии на АЭС «Фукусима». Каждую из них радиационный контроль отсеивал уже при выгрузке, и иномарки сразу отправлялись на тех же теплоходах обратно. Попадая в порт, любая машина проходит как минимум через 4 кордона радиационного контроля. Стойки «Янтарь» особо чувствительны к любому излучению. Но по стечению обстоятельств «Хонда», прежде чем её остановили, благополучно миновала сразу несколько таких рамок. Возможно, дело в том, что сначала машина «путешествовала» по территории порта на автовозе. Его борта могли приглушить излучение. Инспекторы пропустили машину. Её покупатель Иван Безбородов оплатил погрузку-выгрузку, таможенную пошлину и экологический сбор. Проблемы возникли, когда новый хозяин забирал автомобиль. Только на выезде со склада рамка показала превышение радиационного фона. «Когда я выезжал, зазвенели эти вышки, мне сказали - покиньте автомобиль, вызвали сотрудника Роспотребнадзора, он приехал с аппаратурой, всё измерили - она, естественно, превышает», - говорит Иван Безбородов Иван добавляет: не его вина, что машина оказалась загрязнённой. Он покупал её заочно на аукционе в Японии. Продавцы были готовы забрать авто и оплатить обратную перевозку. Однако иномарка стоит на складе не один месяц. Всё это время чиновники не могли решить, как оформить возврат. Ведь случай беспрецедентный - сначала товар прошёл через таможню, а уже потом выяснилось, что он радиоактивный! Точку поставил суд: владелец должен написать заявление об отказе от машины, и как можно скорей отправить её назад. Но при этом с Ивана требуют 24 тысячи рублей за хранение автомобиля на портовом складе. «Я считаю, что это незаконно. С нашей стороны по договору условия все были соблюдены. Со стороны таможни, соответственно, нет», - отмечает Иван Безбородов. Иван пока не знает, станет ли оспаривать решение суда. Одно, говорит, радует: ездить на радиоактивной иномарке он не будет.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |