|
|
|
Как решать споры по госзакупкам?
Гульнура Сейтхожина, гл. специалист Специализированного финансового суда г. Алматы
В судебной правоприменительной практике при применении законодательства Республики Казахстан о государственных закупках возникает ряд проблемных вопросов. Законодательство РК о государственных закупках основывается на Конституции РК, состоит из норм Гражданского кодекса РК, Закона РК «О государственных закупках» от 21.07.2010 г. № 303 (далее - Закон), Правил осуществления государственных закупок, утвержденных постановлением Правительства РК от 27.12.2007 г. № 1301 (далее - Правила № 1301), Правил проведения электронных государственных закупок, утвержденных постановлением Правительства РК от 02.04.2010 г. № 281 (далее - Правила № 281), Гражданского кодекса РК (далее - ГК РК) и иных нормативных правовых актов РК. Несмотря на наличие нормативной правовой базы, регулирующей отношения в области государственных закупок, в судебной правоприменительной практике встречаются иски по спорам, возникающим между субъектами государственных закупок, которые, к сожалению, остаются не урегулированными вышеуказанными НПА. В ряде случаев, при рассмотрении подобных споров судьям приходится самим толковать нормы закона и принятые на его основе правила либо обращаться за разъяснениями в уполномоченный государственный орган при неясности и двусмысленности содержания норм закона и правил, подлежащих применению при разрешении того или иного конкретного спора. Преобладающее большинство рассматриваемых гражданских дел вытекает из электронных государственных закупок товаров (услуг, работ) способом запроса ценовых предложений. Согласно ст. 30 Закона, государственные закупки способом запроса ценовых предложений проводятся на товары, работы, услуги, качественные характеристики которых не имеют для заказчика существенного значения, при этом решающим условием является цена. Исходя из приоритетности цены при таком виде электронных государственных закупок, ст. 31 уточняет, что организатор государственных закупок обязан в предварительной информации указать краткое описание закупаемых товаров (с указанием технических условий). Пункт 74 Правил № 281 определяет, что организатор публикует в электронном бюллетене на веб-портале сведения о проводимых электронных государственных закупках способом запроса ценовых предложений по форме, согласно приложению 2 к Правилам № 281, а также проект договора о государственных закупках. Однако Приложение 2 представляет собой Техническую спецификацию закупаемых товаров электронного конкурса, порядок проведения которого также регламентируется другим разделом Правил, то есть такая Техническая спецификация является частью электронной формы конкурсной документации. Правилами № 281 не оговорены особенности применения Приложения 2 к государственным закупкам способом запроса ценовых предложений, однако организаторы применяют приложение 2 к Правилам № 281, что вызывает нарекания со стороны поставщиков. При изложенных обстоятельствах полагаю, что пункт 74 Правил № 281 в части размещения сведений о проводимых электронных государственных закупках согласно названной Технической спецификации (Приложение 2), подлежащей применению при электронных государственных закупках способом конкурса, противоречит требованиям п. 1 ст. 31 Закона. Основываясь на положениях ст. 4 (иерархия НПА), ч. 1 ст. 6 (при наличии противоречий в нормах нормативных актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня) Закона РК «О нормативных правовых актах», представляется правильным применять Закон РК «О государственных закупках», а не Правила. В судебной практике подобные противоречия выражаются в том, что организаторы (заказчики), не соблюдая положения п. 1 ст. 30 Закона, упуская, что государственные закупки способом запроса ценовых предложений проводятся на товары (услуги, работы), спецификация которых не имеет существенного значения (а имеет значение цена), предусматривают техническую спецификацию, например, товара со множеством технических параметров и характеристик. Закладывая такие требования к качественным характеристикам товара в договор, заказчик, ссылаясь, что поставщик без возражений подписал договор, заявляет требования в суд о признании недобросовестности таких поставщиков, которые не могут поставить соответствующий запросам товар. В таком случае нарушается принцип приоритетности цены на закупаемый товар и фактически действует приоритет качества товара, что представляется необоснованным и неприемлемым. Предложение о заключении договора о государственных закупках должно быть достаточно определенным, то есть содержать существенные условия договора. Однако законодательством РК о государственных закупках установлен несколько иной специальный порядок заключения договоров. Согласно п. 9 ст. 31 Закона, пункта 155 Правил № 1301, заказчик в течение пяти рабочих дней со дня утверждения итогов государственных закупок способом запроса ценовых предложений направляет потенциальному поставщику, предложившему наименьшее ценовое предложение, два экземпляра проекта договора о государственных закупках, составленные в соответствии с типовым договором, которые должны быть подписаны заказчиком и полистно запарафированы уполномоченным представителем заказчика. Проект договора подписывается потенциальным поставщиком в течение пяти рабочих дней со дня представления ему проекта договора. Если потенциальный поставщик в установленный законом пятидневный срок не представляет заказчику подписанный им договор, то он подлежит признанию недобросовестным участником государственных закупок. В судебной практике разрешение подобных споров идет по пути, который исключает признание потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок по признаку уклонения его от заключения договора, если в судебном заседании будет установлено, что поставщик не получил направленный заказчиком проект договора о государственных закупках. Нельзя оставить без внимания и вопрос о применении срока давности по требованиям о признании поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок. В соответствии с ч.ч. 1-2 ст. 178 ГК РК, общий срок исковой давности составляет три года. Для отдельных видов требований законодательными актами могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Сокращенные сроки исковой давности не противоречат положениям ч. 2 ст. 178 ГК РК, которая предусматривает возможность установления законодательными актами специальных сроков исковой давности для отдельных видов требований. Законом РК «О государственных закупках» не запрещено применять исковую давность. Поэтому в случае, если потенциальный поставщик заявит в суде ходатайство о применении срока исковой давности по требованию о признании его недобросовестным участником государственных закупок, то суд в порядке, предусмотренном ч.ч. 2-3 ст. 179 ГК РК обязан будет применить срок исковой давности и отказать заказчику государственных закупок в удовлетворении заявленного им искового требования к потенциальному поставщику государственных закупок. Кроме того, установление таких жестких ограничительных (сокращенных) сроков исковой давности, в пределах которых может быть удовлетворено требование, корреспондирует принципу эффективного, в том числе своевременного, расходования денег, используемых для государственных закупок. Сокращенные сроки направлены на стимулирование организаторов и заказчиков к соблюдению Закона по своевременному обращению в суд с такими требованиями к потенциальному поставщику. Суды полагают, что в действующем законодательстве РК о государственных закупках имеются недоработки, которые ущемляют права потенциальных поставщиков и создают предпосылки для коррупции. В соответствии с п. 4 пп. 4 ст. 11 Закона, в Реестр недобросовестных участников государственных закупок могут быть включены поставщики, не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках. Такие потенциальные поставщики не допускаются к участию в государственных закупках в течение 24 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о признании их недобросовестными участниками государственных закупок. В случае просрочки в исполнении обязательства по договору о государственных закупках потенциальным поставщиком хотя бы на один день, поставщик может быть признан в судебном порядке недобросовестным участником с лишением права участия в государственных закупках в течение 24 месяцев, к нему также применяются другие санкции, предусмотренные законодательством РК, - удержание обеспечения исполнения договора и взыскание договорной неустойки. Ни в каких НПА РК о государственных закупках не принимаются во внимание и не регламентируются вопросы, которые устанавливали бы порядок и срок приема заказчиком товаров, работ и услуг и времени осуществления их приемки, оставляя регулирование этой сферы деятельности общим нормам гражданского права. В реестр недобросовестных участников на равных условиях могут быть внесены: потенциальный поставщик, который просрочил исполнение обязательства на один день и который вообще не исполнил обязательство; поставщик, не исполнивший обязательство как на незначительную сумму, так и на несколько миллионов тенге; причинивший убытки государственному заказчику и не причинивший их. При отсутствии вины действующее законодательство РК по государственным закупкам не дает возможности потенциальному поставщику доказать свою невиновность, что ограничивает права потенциальных поставщиков и противоречит п. 1 ст. 359 ГК РК, согласно которому «должник признается невиновным, если докажет, что он принял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства». Но закон не предполагает, что в ряде случаев неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком своих обязательств по договору о государственных закупках может быть вызвано и действиями (бездействием) самого заказчика. Наличие сложившейся судебной практики по рассмотрению и разрешению споров между субъектами государственных закупок и накопившиеся вопросы по применению отдельных норм законодательства РК о государственных закупках не могут заменить собой закон и иные нормативные правовые акты РК, регулирующие вопросы о государственных закупках.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |