|
|
|
Источник: Прочие, Медиа-корпорации «ЗАЊ» (zanmedia.kz/)
23.05.2012 Налоговое администрирование требует реформ
Оксана Даирова
В последнее время в Казахстане как судьи, так и представители бизнес-сообщества, все чаще говорят о необходимости развития в стране процедуры досудебного разрешения налоговых споров по примеру Российской Федерации, а также формирования специализированного налогового суда. Судья суда г. Астаны Айгуль Сапарова, выступая на конференции «Реформирование налогового администрирования в Казахстане» в Мажилисе, сообщила, что в последние годы значительно возросло количество дел о налоговых спорах, рассматриваемых в судах. При этом дела данной категории являются одними из самых сложных и запутанных в юридической практике и требуют особой квалификации судьи. С ней солидарен и зам. начальника Первого департамента Генеральной прокуратуры Александр Огай. По его данным, значительная часть налогоплательщиков сегодня предпочитает обжаловать результаты налоговой проверки в судебном порядке, а не в вышестоящем органе налоговой службы. «В 2010 году судами рассмотрено 979 гражданских дел об оспаривании решений налоговых органов, из них по 363 делам требования налогоплательщиков были удовлетворены, то есть 37 процентов налоговых споров завершилось признанием судами действий органов налоговой службы незаконными. Аналогичной статистикой характеризуется и 2011 год, - отметил г-н Огай. Судья надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного Суда РК Галия Макажанова отметила преимущества досудебного регулирования налоговых споров: в судах рассмотрение дел данной категории может продлиться до года, тогда как досудебное разбирательство занимает всего 15 дней и обходится налогоплательщику значительно дешевле. «Досудебное разбирательство позволяет налогоплательщикам разрешить спор оперативно, без уплаты госпошлины и других судебных расходов. Разрешить спор до суда выгодно и налоговым органам: они получают возможность повысить качество налогового администрирования и улучшить имидж налоговой службы», - отметила судья и добавила, что в Казахстане, по примеру Российской Федерации, следует обсудить вопрос о мерах по совершенствованию и развитию процедуры досудебного разрешения налоговых споров». Генеральная прокуратура наряду с введением в стране обязательного порядка досудебного обжалования налоговых споров предлагает ввести личную ответственность руководителей налоговых служб. «Нужно повысить ответственность вышестоящих органов налоговых служб путем утверждения обязательного порядка досудебного обжалования налоговых споров и введения личной ответственности руководителей налоговых служб. Это позволит снизить судебную нагрузку, приведет к экономии времени и средств субъектов частного предпринимательства при разрешении налоговых споров», - уверен А. Огай. Инициативы чиновников положительно воспринимаются бизнес-сообществом. В частности, председатель правления Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» Аблай Мырзахметов в части введения досудебного разрешения налоговых споров предлагает, в том числе, применять институт медиации на примере опыта Нидерландов, где таким образом разрешается примерно 80 процентов налоговых споров, а также создать в Казахстане специализированный налоговый суд по примеру США. Депутат Мажилиса, лидер партии «Ак жол» Азат Перуашев предлагает наделить Генеральную прокуратуру полномочиями по толкованию налогового законодательства, более полному раскрытию содержания правовых норм в ходе их дальнейшего применения.
Совершенству нет предела
В рамках дальнейшего реформирования налогового администрирования Казахстана эксперты предлагают также пересмотреть процедуру ликвидации юридических лиц, признанных судом лжепредприятиями. Экспертов поддерживает и судья Галия Макажанова. В частности, она считает, что данный вопрос может быть решен путем дополнения Гражданского кодекса и Закона «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» положениями об исключении юрлиц, признанных судом лжепредприятиями, с государственного регистра юридических лиц. А. Перуашев предлагает сократить срок исковой давности по налоговым спорам с пяти до трех лет, а также отменить практику применения штрафов за любые погрешности в финансовой и налоговой отчетности, так как в подавляющем большинстве случаев такие погрешности не наносят никакого ущерба бюджету. Однако Генеральная прокуратура рекомендует быть осторожнее с либерализацией законов, так как упрощением, в том числе, процедуры регистрации и реорганизации юридических лиц в Казахстане, могут воспользоваться лжепредприниматели. «Естественно, мы за то, чтобы упрощать процедуру в целом для добросовестных предпринимателей, но, на мой взгляд, уже настолько упростили процедуру, что это упрощение стало на руку лжепредпринимателям», - отметил Александр Огай. В подтверждение своих слов он привел данные последней совместной проверки органов прокуратуры, Министерства юстиции, финансовой полиции и налоговых органов в отношении 37 сомнительных предприятий, по которым налоговая задолженность составила свыше 65 млрд. тенге. В ходе проверки установлено, что данные лжепредприятия для сокрытия своей незаконной деятельности постоянно реорганизовывались путем слияния и присоединения к чистым предприятиям - юридическими лицами, зарегистрированными в других областях. Одновременное слияние и переход в другой регион страны делали невозможным их проверку со стороны налоговых органов, так как действующее законодательство при реорганизации не требует предоставления сведений о наличии задолженности по налогам. А из-за перехода из одного региона в другой они в систему рисков не попадали и проверке не подлежали.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |