| ||||||||||||||||||||
|
|
|
О. Савченко, аудитор, ТОО «АК «ТрастФинАудит»
КАК БУДУТ УЧИТЫВАТЬСЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТАХ СУММЫ СУБСИДИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ ИЗ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА?
Наше предприятие, являясь государственным на праве хозяйственного ведения, на 100% финансируется из республиканского бюджета. То есть все запланированные суммы у нас финансируются согласно детальному ежемесячному плану финансирования по платежам. Финансирование идет по 2 программам: текущие расходы и капитальные расходы. Текущие расходы предприятия сразу идут на расходы периода. Здесь проблем нет. Капитальные же расходы, а именно приобретение ОС садятся на расходы постепенно, т.е. амортизация начисляется, к примеру, в течение последующих 10 лет. Так вот возникла проблема: доход в виде финансирования от государства поступил, а на расходы сразу по бухучету посадить не можем. Значит, у нашего предприятия к концу налогового периода появится прибыль, соответственно возникают обязательства по уплате налога на прибыль. Вот тут то и вся загвоздка. Денежных средств на уплату КПН в бюджете нашего предприятия не предусмотрено. А сумма приблизительная очень большая. Уполномоченный орган соответствующей отрасли отказывается нам выделять дополнительную сумму денег на уплату КПН. Они же говорят: выкручивайтесь сами, но чтобы прибыли к концу года не было, чтобы мы вышли по нулям. И что теперь мне делать? Какие предложения Вы мне можете дать, для того чтобы наше предприятие «вышло по нулям». Я понимаю, что звучит абсурдно. Но что-то надо делать. Помимо этого, по программе текущие расходы нам выделяют денежные средства. Ну, к примеру: выделены деньги на модернизацию пожарной сигнализации. Таким образом, эта услуга увеличивает вероятность того, что предприятие получит связанные с данным объектом, будущие экономические выгоды и поэтому мы должны увеличить стоимость здания на сумму произведенной услуги. Опять же проблема: эти услуги на расходы не садятся. Опять таки получаем прибыль, такая же ситуация как описанная выше. Если я как бухгалтер проведу эту услугу как расходы периода, насколько грубой будет эта ошибка?
Нормативная база. Государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, на основании Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» относятся к организациям публичного интереса, которые обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с МСФО. На основании требований МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» государственные субсидии - помощь, оказываемая государством в форме передачи предприятию ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с операционной деятельностью предприятия. Государственная субсидия признается только тогда, когда имеются достаточные гарантии того, что компания выполнит связанные с выдачей субсидии условия и субсидия будет получена. Основным требованием стандарта является то, что государственные субсидии следует систематически относить на доходы на протяжении стольких периодов, сколько необходимо для того, чтобы привести эти субсидии в соответствие с затратами, которые они должны компенсировать. Государственные субсидии, относящиеся к активам, в том числе немонетарные субсидии по справедливой стоимости, представляются в балансе либо путем отражения субсидии в качестве отложенного дохода (доходов будущих периодов), либо путем ее вычитания при определении балансовой стоимости актива. При получении государственной субсидии с целью приобретения основных средств в бухгалтерском учете прибыль не возникает, т.к. сумма субсидии в момент ее получения отразится в качестве отложенного дохода (дохода будущих периодов) и будет признаваться в финансовой отчетности как доход от государственной субсидии постепенно в размере процента начисления амортизации на приобретенные за ее счет основные средства, либо может уменьшить стоимость приобретенных основных средств в начальный момент ее получения, и начисляя амортизацию в течение срока службы основного средства на первоначальную стоимость, уменьшенную на сумму субсидии. Понесенные в течение отчетного периода расходы в отношении основных средств могут увеличивать стоимость основных средств (капитализироваться) только в случае, если данные расходы приведут к увеличению экономических выгод от использования данных основных средств по отношению к тем выгодам, которые организация получала ранее, например, увеличение срока службы основного средства, увеличение качества выпускаемой продукции, предоставляемых услуг и пр. Стоимость капитализированных затрат будет признаваться расходами периода в составе амортизационных отчислений. Признание государственной субсидии в качестве дохода периода по-прежнему будет продолжаться в размере ставки амортизации, а в случае ее изменения - в размере измененной ставки, применяемой к данным основным средствам. При формировании финансовой отчетности субсидии, относящиеся к доходам, признаются в качестве дохода в отчете о прибылях и убытках либо отдельно, либо в составе общей статьи, например, «Другие доходы». В качестве альтернативы возможен вычет субсидий из соответствующих расходов при отражении их в отчете о прибылях и убытках. Государственная субсидия, которая подлежит получению в качестве компенсации за уже понесенные расходы или в целях оказания предприятию немедленной финансовой поддержки без каких-либо будущих соответствующих затрат, признается как доход того периода, в котором она подлежит получению. Положения НК. В целях исчисления КПН на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 95 Налогового кодекса к доходам, полученным в виде компенсации по ранее произведенным вычетам, включаемым в состав налогооблагаемого дохода за отчетный период, относятся суммы, полученные из средств государственного бюджета на покрытие затрат (расходов). Вывод. Следовательно, суммы финансирования из государственного бюджета будут являться доходом предприятия, и включаться в налогооблагаемый КПН доход в полном объеме.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |