|
|
|
К вам пришли с налоговой проверкой?
Е. Мохов, пресс-секретарь Налогового департамента по Карагандинской области
В структурной схеме подразделений органов налоговых служб управление налогового аудита занимает одно из основных мест. Именно специалисты этого управления проверяют деятельность субъектов бизнеса в части полноты и своевременности уплаты налогов. К сожалению, на предприятиях пока еще допускаются нарушения налогового законодательства. Чаще всего это происходит из-за недостаточного профессионализма финансовых и бухгалтерских служб. Согласно ст. 627 Налогового кодекса налоговая проверка - это проверка исполнения норм налогового законодательства, контроль за исполнением которого возложен на органы налоговой службы. Кроме того, специалисты управления налогового аудита имеют право проверять лиц, располагающих документами, информацией, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика. При необходимости работники органов налоговой службы в ходе налоговой проверки могут проводить обследование имущества, являющегося объектом налогообложения или объектом, связанным с налогообложением, независимо от его места нахождения; инвентаризацию имущества налогоплательщика (налогового агента) (кроме жилых помещений). Участниками налоговых проверок являются должностные лица органов налоговой службы, указанные в предписании, и налогоплательщик. Налоговые проверки подразделяются на виды: документальная проверка и хронометражное обследование. Поговорим о документальных проверках, которые бывают комплексными - по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, и тематическими - по отдельным видам налогов и платежей. Началом проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику предписания или дата составления акта об отказе налогоплательщика (налогового агента) в подписи на предписании. В предписании должны быть указаны следующие реквизиты: дата и номер регистрации предписания в налоговом органе; наименование налогового органа, вынесшего предписание; полное наименование налогоплательщика; регистрационный номер налогоплательщика; вид проверки; должности, фамилии, имена, отчества проверяющих лиц; срок проведения проверки; проверяемый налоговый период при документальных проверках. Срок проведения налоговой проверки, указываемый в предписании, не должен превышать тридцать рабочих дней с даты вручения предписания. Срок проведения налоговой проверки может быть продлен для юридических лиц, не имеющих структурных подразделений, индивидуальных предпринимателей и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии не более одного места нахождения в РК, налоговым органом, назначившим налоговую проверку, - до сорока пяти рабочих дней; вышестоящим органом налоговой службы - до шестидесяти рабочих дней; для юридических лиц, имеющих структурные подразделения, и нерезидентов, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения при наличии более одного места нахождения в РК, а также для крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу: налоговым органом, назначившим налоговую проверку, - до семидесяти пяти рабочих дней; вышестоящим органом налоговой службы - до ста восьмидесяти рабочих дней. Срок приостановления не включается в срок налоговой проверки при проведении проверок крупных налогоплательщиков; по ликвидации налогоплательщиков; трансфертного ценообразования; НДС, предъявленный к возврату; на основании Уголовно-процессуального кодекса РК; при проведении проверок косвенным методом. В настоящее время налоговый аудит (он касается как юридических, так и физических лиц, т.е. индивидуальных предпринимателей) носит не случайный, а направленный и системный характер. Работа отделов аудита направлена, прежде всего, на проверки деятельности тех предприятий, которые по тем или иным причинам не в полной мере исполняют налоговые обязательства. Реализация направленного аудита заключается в проведении целого комплекса мероприятий, позволяющих из огромного количества налогоплательщиков отобрать именно те предприятия, где наибольшая вероятность нарушений налогового законодательства. Благодаря системе управления рисками удельный вес выявленных нарушений из общего количества проверенных предприятий по Карагандинской области за 2011 г. составил 100 процентов. Иными словами, в ходе документальных проверок из 208 проверенных предприятий во всех выявлены нарушения, в результате чего доначислено налогов и штрафных санкций на общую сумму 344,5 млн. тенге. Одним из элементов системы отбора является формирование компьютерных баз данных по налогоплательщикам. На основании данных ФНО в компьютерной базе отражаются сделки хозяйствующих субъектов между собой (покупка, реализация товара), получение налогоплательщиками денежных средств на расчетные счета, а также в базе содержатся данные о доходах от выигранных в хозяйственных судах исков и совершенных экспортно-импортных операциях. Помимо упомянутых электронных баз данных, отражающих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, Налоговый департамент формирует компьютерную базу данных по годовым декларациям о совокупном годовом доходе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, где отражаются заявленные налогоплательщиками суммы доходов, расходов, корпоративного и индивидуального подоходного налога. При формировании плана проверок, имея в электронном режиме информацию о совершенных сделках и сопоставляя ее (также с применением компьютерной техники) с предоставленной налоговой отчетностью, налоговые органы производят отбор тех субъектов, у которых выявляется несоответствие между продекларированными доходами и фактически совершенными операциями. Именно на эту категорию налогоплательщиков и направлена работа отделов аудита налоговых управлений области. Кроме того, указанные базы данных позволяют выявлять налогоплательщиков, отражающих систематические убытки от своей деятельности и не уплачивающих в связи с этим подоходный налог, указывающих систематическое превышение сумм НДС, относимых в зачет, над суммой начисленного налога (дебетовое сальдо), снижающих уплату налогов при росте объемов производства, имеющих низкую налоговую нагрузку. То есть с помощью баз данных выявляется та категория хозяйствующих субъектов, у которых наиболее вероятно наличие несоблюдения норм налогового законодательства. В выполнении вышеперечисленных мероприятий и заключается сущность направленного аудита. Плательщики, в полной мере исполняющие свои обязательства перед бюджетом, не попадают в категорию потенциальных нарушителей по приведенной выше схеме, соответственно, к проверкам не привлекаются и продолжают производить уплату налогов самостоятельно. Результаты любой налоговой проверки зависят от самого налогоплательщика. Если руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель стремится в полной мере исполнять свои налоговые обязательства, уделяет должное внимание состоянию работы по организации бухгалтерского и налогового учета, не пытается скрыть какие-то операции, то проверка не повлечет за собой никаких финансовых санкций в отношении такого налогоплательщика. Каждый налогоплательщик должен осознать, что результаты и последствия налоговой проверки зависят, прежде всего, от него самого. Действующие упрощенные режимы налогообложения и сдачи отчетности позволяют налогоплательщикам правильно и в полной мере производить расчеты с бюджетом. Эта возможность позволяет плательщикам в упрощенном виде уплачивать причитающиеся суммы налогов, что упрощает и порядок проведения налоговой проверки.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |