|
|
|
26.06.2012 Пенсионные фонды заманивают в ГЧП
Привлечение денег пенсионных фондов может повысить заинтересованность инвесторов в проектах ГЧП, считают участники конференции «Государственно-частное партнерство в Казахстане». Сегодня они оценивают ее как «очень низкую». Однако опыт реализации инфраструктурных проектов заставляет аналитиков говорить о рисках для НПФ.
Заметим, что призывы о необходимости развития института государственно-частного партнерства звучат от правительственных чиновников давно. Причем под эту форму бизнеса уже пытались подогнать громкие на словах, но пустые на деле проекты: по созданию социально-предпринимательских корпораций, «100 школ, 100 больниц» и наконец «30 корпоративных лидеров». Но не получилось.
Опыт со знаком минус Если подавляющее большинство амбициозных программ так и остались на бумаге, то уже есть примеры, когда на инфраструктурных проектах в рамках ГЧП инвесторы, что называется, «обожглись». - По иронии судьбы первый дефолт по листинговым облигациям на KASE во время кризиса допустил «Досжан темiр жолы», первый инфраструктурный проект, — напомнил негативный опыт в своем выступлении вице-президент KASE Андрей Цалюк. — Этот факт сильно подорвал доверие инвесторов к ГЧП. Проблема заключается в том, по словам г-на Цалюка, что помимо стандартов финансовой отчетности по-прежнему отсутствуют какие-либо жесткие листинговые требования, во-первых, к ценным бумагам по инфраструктурным проектам, во-вторых, к рейтингу таких облигаций и, в-третьих, к собственному капиталу концессионера. Сегодня на KASE, говорит финансист, есть долговые бумаги только двух инфраструктурных проектов: новой железнодорожной линии Станция Шар — Усть-Каменогорск и ЛЭП Северный Казахстан — Актюбинская область. Причем случай реализации первого проекта компанией «Досжан темiр жолы» вызывает много вопросов к госорганам. - Как показал опыт «Досжан темiр жолы», оперативность реагирования госструктур на изменение ситуации при реализации инфраструктурных проектов оставляет желать лучшего, — посетовал Андрей Цалюк. — Я понимаю, что все они находятся под взором Счетного комитета и других госорганов, но длительные процедуры согласования их действий привели к тому, что пострадали инвесторы.
Что предлагают НПФ Но, как оказалось, несмотря на негативный опыт, накопительные пенсионные фонды не прочь поучаствовать в реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства. - Финансировать проекты ГЧП на средства НПФ, то есть не передавая их в распоряжение международного оператора, будет правильным решением. Потому что тем самым деньги зацикливаются внутри страны и начинают генерировать сами себя, — отметил председатель правления НПФ «УларУмiт» Даулет Сахипов, добавив, что как институциональные инвесторы пенсионные фонды «больше остальных» заинтересованы в долгосрочных проектах. Поддержал своего коллегу председатель правления НПФ «Астана» Андрей Карягин. Причем, по его мнению, НПФ должны выступать не только в роли инвесторов, но и участвовать в собственности инфраструктурных проектов. Более того, он предложил наделить пенсионные фонды правом влиять на концессионера, для того чтобы в случае неквалифицированного управления НПФ могли вывести бизнес «на эффективный путь развития». При этом, по мнению главы НПФ «Астана», в проекты государственно-частного партнерства необходимо привлекать сразу несколько инвесторов. - Во-первых, так легче будет финансировать проекты. А во-вторых, чем больше сторон заинтересовано в успешности проекта, тем больше усилий они приложат для этого, что в разы повысит его шансы стать прибыльным, — заключил Андрей Карягин.
Пока только концессия В качестве справки заметим, что сейчас в Казахстане существует только одна форма ГЧП — концессия. Согласно этой схеме сначала инвестор должен вложиться в строительство гособъектов на условиях, когда государство может помочь ему деньгами или окажет какую-нибудь иную поддержку. А уж после того как он в течение прописанного в договоре времени возместит свои затраты и получит прибыль, объект надо будет вернуть в госсобственность. Юридически это было закреплено в 2010 году в законе «О концессиях». В качестве рабочего органа, который должен давать экономическую оценку предлагаемым проектам, было создано АО «Казахстанский центр ГЧП» (КЦГЧП). Сейчас в рамках ГЧП реализуются шесть концессионных проектов на сумму 80 млрд тенге, рассказала руководитель сектора трансферта знаний АО «КЦГЧП» Жанар Тайжанова. На стадии строительства и частичной эксплуатации находятся новая железнодорожная линия Станция Шар — Усть-Каменогорск, ЛЭП Северный Казахстан — Актюбинская область» пассажирский терминал международного аэропорта Актау. На стадии подготовки к финансированию остается строительство комплекса детсадов в Караганде, газотурбинной станции в Актюбинской области и железнодорожной линии Ералиево — Курык.
Автор: Ксения БОНДАЛ Источник: Газета «Голос Республики» №23 (245) от 22 июня 2012 года
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |