|
|
|
10.07.2012 Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда Глобальный тренд социальной модернизации
См. План мероприятий по реализации поручений Главы государства, данных в статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда»
Казахстан преодолел 20-летний рубеж. Перед страной открыты новые перспективы. Однако вот уже несколько лет в мире неспокойно. Кризис на глобальном уровне не преодолен, и мировое сообщество находится в состоянии напряженной турбулентности. Современный мир стал в чрезвычайной степени взаимосвязанным, со всеми плюсами и минусами. Это реальность, с которой приходится считаться всем. И большим странам, и средним, и малым. Все это требует от государства выверенной социальной политики. И мне приходится постоянно держать социальные вопросы на контроле, постоянно к ним возвращаться. В фокусе моего внимания - забота о каждом казахстанце. И это необходимо, потому что от решения социальных вопросов зависит жизнь и каждодневное самочувствие всех граждан нашей страны. За годы Независимости в Казахстане создан крепкий фундамент социального государства. Объективно Казахстан вплотную приблизился к качественному уровню социального развития среднеевропейских стран. Стандарты жизни казахстанцев неуклонно повышаются. Но существенным вопросом является то, насколько эффективно наши граждане используют плоды стабильности и благополучия. 27 января я выступил в Парламенте с Посланием народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана». Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. Именно в этом я вижу ключевую задачу социально-экономической модернизации. В Послании-2012 мною были даны конкретные поручения Правительству - и государственный механизм заработал. Однако я не удовлетворен темпами и качеством выполнения моего Послания. Социальные вопросы нельзя откладывать «на потом». А это в свою очередь требует ответа на вопросы: каким должно быть наше казахстанское общество в условиях глобальной нестабильности, в условиях нового века, чтобы устоять перед глобальными ветрами? В чем наши нереализованные резервы и возможности? И что еще надо сделать, чтобы социальная политика стала устойчивой, созидательной? Сегодня стала очевидной иллюзорность концепции потребительского общества, которая была широко распространена с 60-х годов прошлого столетия. Сегодня весь мир с особой остротой убедился, что эта идеология потребления оказалась губительной. Она породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира и является одной из главных причин глобального кризиса. Этой ложной идее, которая никак не может быть реализована не только во всем мире, но даже в развитых странах, можно найти конструктивную альтернативу. И такой альтернативой является идея Общества Всеобщего Труда. Здесь не изобретается никакой специфической идеологии. В конечном счете, все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами. Поэтому именно реальный производительный труд мы и должны поставить в основу нашей политики социальной модернизации. Идея Общества Всеобщего Труда не придумана в заоблачной выси. Это практическая, прагматическая идея. Она для меня тем более близка, что я начинал свой профессиональный путь, как хорошо знают казахстанцы, не в кабинете, не как «белый воротничок», не на паркете, а как рабочий-металлург. А это, скажу я вам, самая что ни на есть реальная профессия! Эту трудовую школу забыть невозможно, сколько бы лет ни прошло. Сегодня труд - как решающий национальный фактор в условиях XXI века, в условиях глобальной конкуренции, - должен быть выдвинут на первый план. Об этом говорят и простые казахстанцы, с которыми я совсем недавно встречался в Таразе, Усть-Каменогорске, других регионах. Эти же идеи о необходимости поднятия авторитета человека труда я читаю в письмах казахстанцев, в откликах со всех уголков Казахстана на мое Послание и на выступление на XIX сессии Ассамблеи народа, где также акцент был сделан на задачи социальной модернизации. Без преувеличения - тема достойного труда вызвала в казахстанском обществе самый широкий резонанс и поддержку. Есть ли риски модернизационному процессу? Социальная модернизация требует сегодня ясного представления о возможных вызовах и рисках. И это должны понимать не только государственные служащие всех рангов, но и все общество, весь народ, для которого социальная модернизация и осуществляется. Первое. Мы должны учитывать, что экономическая и социальная модернизация должны идти максимально синхронно. Новые производства, новые системы образования и науки, развитие среднего класса, расширение социальных гарантий вызовут большие изменения в сознании казахстанцев. А это будет требовать своевременной корректировки всей системы социальных отношений. Второе. Как показывает зарубежный опыт, процесс модернизации сопровождается усилением активности граждан, раскрытием их творческого потенциала. Поэтому будет расширяться стремление людей активнее защищать свои права и свободы, повысится степень самоорганизации общества. Третье. В Казахстане государство - инициатор и главная движущая сила процесса социальной модернизации. Сегодня важно культивировать в обществе, начиная с самых ранних этапов воспитательного процесса в общеобразовательных школах, положение о том, что государство - не бесконечный донор, а партнер, создающий условия для роста благосостояния граждан. Стратегия государства строится в направлении от социальной защиты к социальному прогрессу. А это значит, что иждивенчество недопустимо. Только в этом случае казахстанское общество сможет преодолеть инерцию патернализма. Четвертое.Серьезным барьером на пути социальной модернизации является такое распространенное явление, как социальный инфантилизм. В его основе - извращенная мотивация к труду, «навязанная» в переходный начальный период «дикого капитализма» 90-х годов. Это возвело в абсолют неверные формулы достижения благополучия - «меньше работать - больше получать», «делать деньги из воздуха» и т. п. Доморощенное мещанство, помноженное на социальный инфантилизм, способно стать тормозом модернизации. Пятое.Социальная модернизация в Казахстане происходит на фоне интеграционных процессов в рамках ЕЭП. За годы независимого развития по ряду параметров реформирования социальной сферы Казахстан успешно опередил страны СНГ и ушел дальше своих партнеров. Это касается пенсионной, банковской, кредитно-финансовой систем, ЖКХ, отчасти образования и здравоохранения, социальной защиты. Мы в большей степени снизили уровень иждивенчества. Поэтому Казахстану как лидеру социальных реформ важно взять на себя инициативу и разработать целостную модель социальной модернизации, привлекательную для всех наших партнеров по евразийской интеграции. Важно не просто учитывать все вызовы при выстраивании модернизационной политики, но и вырабатывать меры по преломлению ситуации. Каждый человек, независимо от профессии и должности, должен спросить себя: что я сделал для того, чтобы побороть инерцию прежде всего в самом себе?
Социальная модернизация: цель, задачи, принципы Послание-2012 дало мощный старт модернизационному процессу в социальной сфере. Однако на практике пока «вскрыт» только самый верхний пласт проблематики, требующей дальнейшего решения. Поэтому важно определить единое понимание всего процесса социальной модернизации, которым все государственные органы должны руководствоваться. И это понимание должно, разумеется, быть доступным всему народу. Я хочу поделиться своим видением. Сегодня цель и смысл социальной модернизации состоит в том, чтобы подготовить общество к жизни в условиях новой индустриально-инновационной экономики, найти оптимальный баланс между форсированным экономическим развитием Казахстана и широким обеспечением общественных благ, утвердить социальные отношения, основанные на принципах права и справедливости. Какие главные задачи следует решить в рамках модернизационного процесса? Этот перечень может показаться сухим и длинным, но его следует обозначить. • Целесообразно принять и ввести в действие справедливые законы и четкие правовые нормы предупреждения, регулирования и разрешения конфликтных ситуаций, а также функционирования всей системы социальных отношений. • Предстоит разработать и внедрить систему качественных социальных стандартов казахстанцев и профессиональных квалификаций, особенно экономически активного населения. • Важно создать эффективную модель социально-трудовых отношений, в основе которой будут механизмы партнерства государства, частного сектора и профессиональных объединений. • Следует развивать самоорганизующие начала в жизни казахстанцев, в том числе органы местного самоуправления, «осовременить» институты гражданского общества, которые должны стать действенными инструментами реализации социальных инициатив граждан. • Предстоит на порядок повысить информационную составляющую жизни казахстанского общества, расширить возможности интернет-технологий, как в вопросах информирования граждан, так и укрепления постоянной «обратной связи» государства и населения. • Важно создать условия непрерывного роста среднего класса, зарождения и развития креативного класса - главных движущих сил инновационной экономики. • Преодолеть такие явления, как иждивенчество и социальный инфантилизм, внедрить новую мотивацию к трудовой деятельности и благополучию, основанную на высокой ответственности личности и бизнеса, партнерском взаимодействии всех субъектов трудовых отношений с государством. • Важный аспект модернизации - создание в Казахстане эффективной государственной системы управления социальными процессами, выстроенной «вертикально» и «горизонтально», с профессиональным корпусом экспертов и менеджеров на всех уровнях власти. Именно на решение этих задач должны быть сориентированы все госорганы. * * * Успех модернизационного процесса во многом зависит от того, на каких принципах он будет осуществляться. Во-первых, это принцип ЭВОЛЮЦИОННОСТИ. Не должно быть никакого «забегания вперед». Все изменения социальной сферы должны соответствовать уровню развития и возможностям казахстанской экономики. Алгоритм модернизационного процесса должен базироваться на «подтягивании» отстающих сфер, регионов, отраслей, социальных групп к имеющимся стандартам и показателям социального развития. Во-вторых, принцип ОБЩЕЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Не только государство, все его уровни управления, но и частные структуры, все общество должны разделить ответственность за ход и результаты социальной модернизации. Для успеха модернизации очень важно, чтобы каждый гражданин был полезен своему Отечеству. Модернизация нужна всем казахстанцам. Только при таком понимании может быть достигнут широкий общественный консенсус и успех. В-третьих, принцип ПАРТНЕРСКОГО УЧАСТИЯ. Вся работа должна строиться на основе тесного взаимодействия государства, бизнеса и граждан. Задача власти здесь в том, чтобы обеспечивать рациональный баланс интересов государства, общества и личности. Именно в этом заключается подлинная справедливость. Важно активно развивать социальное партнерство, создавать условия для расширения участия негосударственного сектора в модернизации страны, прежде всего, социальной сферы. В-четвертых, принцип СТИМУЛИРОВАНИЯ. Государство создает условия для того, чтобы казахстанцы могли самостоятельно улучшать свое качество жизни. Государственная социальная поддержка направляется адресатам, чтобы побуждать их к трудовой, творческой и общественной активности. Да, государство будет помогать там, где без этого не обойтись. Но то, что под силу сделать самому гражданину, должен сделать он сам. И это справедливо! Еще раз подчеркну, сегодня глобальный тренд социального развития заключается в переходе к «обществу всеобщего труда». Поэтому выработка стимулов к честному труду, создание системы общественного поощрения трудовых достижений - один из краеугольных вопросов социальной модернизации в Казахстане. Об этом мне не раз говорили при встречах казахстанцы. В-пятых, принцип ПРОФЕССИОНАЛИЗМА. Все принимаемые решения должны быть досконально просчитаны, приниматься с учетом научно проработанной целесообразности на основе изучения мирового опыта. Именно такое понимание задач и принципов следует положить в основу процесса социальной модернизации.
Конкретность и системность социальной модернизации
Социальная модернизация требует конкретного подхода, нацеленного на реально ощутимые, позитивные изменения в жизни всего общества, каждой казахстанской семьи и каждого казахстанца. Социальная модернизация делается не для «государства вообще», она должна служить и приносить пользу каждому конкретному гражданину. Сегодня важны не просто «бездонные» финансовые вливания в социальную сферу. Нужны конкретные меры законодательного, организационного, мировоззренческого, информационного воздействия на общественные отношения с целью освобождения их от изживших себя наслоений, а также ложных социальных ориентиров. Модернизация станет успешной только в том случае, если, во-первых, будет реализовываться через Общенациональную концепцию и соответствующий план и, во-вторых, базироваться на реальных экономических достижениях, всецело связанных с форсированным индустриально-инновационным развитием. Вне индустриально-инновационного развития никакая модернизация просто невозможна. Это должен понимать каждый.
ПОРУЧЕНИЕ 1
Правительству совместно с НДП «Нур Отан» до 1 апреля 2013 года разработать проект Общенациональной Концепции социального развития Республики Казахстан на период до 2030 года, опирающейся на положение Стратегии «Казахстан-2030» и другие стратегические документы, совмещающей вопрос развития казахстанской социальной системы и общества с задачами экономической модернизации. Повестку дня социальной модернизации в Казахстане следует вести по пяти основным приоритетам.
1. Обновление социального законодательства За годы Независимости в Казахстане создана масштабная база социального законодательства. Все важнейшие сферы - образование, здравоохранение, культура, спорт, деятельность институтов гражданского общества и др. - регулируются специальными законодательными актами. Кодифицировано трудовое законодательство, в правовых рамках действует система социальной защиты населения. Вместе с тем в социально-правовой системе имеются и проблемы. Недостаточно задействованы резервы действующего в Казахстане социального законодательства. Например, согласно Закону «Об образовании», уже 9 лет в стране действует Единое национальное тестирование. Его проведение вызывает неоднозначные оценки в обществе. Ежегодно СМИ сообщают о нарушениях как со стороны должностных лиц, так и со стороны самих участников ЕНТ. Причем острота вопроса только усиливается. Одна из причин такой ситуации - в слабом правовом регулировании процедуры ЕНТ, осуществляемой лишь на основе утверждаемых министерством правил его проведения. В то же время нет положений о правовой ответственности за препятствия работе комиссий по проведению ЕНТ, вмешательство в проведение тестирования со стороны родителей учащихся, педагогов, должностных лиц, использование при тестировании средств связи в целях подсказок экзаменуемым и т. д. А ведь такие факты имеются! Значит, такую ситуацию надо решительно исправлять. Другой пример: в 2011 году был принят Закон «О медиации» - внесудебном рассмотрении споров и конфликтов. Однако практических мер по созданию общенациональной системы медиации пока не отмечается. Хотя резервы медиации могут быть использованы для нейтрализации трудовых конфликтов. Ряд законов морально устарели либо декларативны и по этим причинам эффективно не регулируют отдельные сферы общественных отношений. Закон «О профессиональных союзах» принят еще в 1993 году. В нем нет даже понятия о социальном партнерстве, механизме заключения и исполнения коллективных договоров и т. д. Поэтому не удивительно, что профсоюзные институты в Казахстане не всегда способны играть роль эффективного инструмента предотвращения и разрешения трудовых споров. Хорошо понимая ситуацию изнутри, я хочу сказать: чтобы рабочие чувствовали себя достойно, профсоюзное движение должно быть на высоте. Декларативность присуща Закону «О государственной молодежной политике», принятому в 2004 году. Об этом я подробно сказал в ходе последней сессии Ассамблеи народа Казахстана. Ряд законодательных норм не работают в связи с отсутствием подзаконных правовых актов, либо недостаточности контроля за их исполнением. Например, в Трудовом кодексе есть норма об испытательном сроке для вновь принимаемых работников. Однако порою она доводится до абсурда. Нередка практика, когда молодые выпускники вузов в качестве «испытуемых» работают в течение установленного законодательством срока без оплаты труда, но при полной рабочей нагрузке и даже сверхурочно. Более того, по завершении испытательного срока из 3-4 испытуемых лишь один зачисляется в штат, а остальные оказываются «за бортом». Особенно этим увлекаются негосударственные учреждения и частные структуры, в том числе и филиалы крупных банков. Но это же чистая эксплуатация нашей молодежи! Однако ни одного случая этого явного нарушения трудового законодательства не вскрывается государственной инспекцией труда. И это только несколько примеров. Я уверен, что практически каждая социальная отрасль обладает существенным резервом для повышения эффективности своей законодательной базы. В связи с этим требуется тщательная ревизия социального законодательства на предмет его эффективности не только сейчас, но и на среднесрочную перспективу.
ПОРУЧЕНИЕ 2
Правительству совместно с Парламентом и НДП «Нур Отан» до конца 2012 года провести инвентаризацию национального законодательства в социальной сфере, разработать и внести проект Концепции его реформирования в соответствии с целями и задачами социальной модернизации.
К этой работе важно подключить все государственные органы, а также акимов регионов, которые должны внести конкретные предложения по усилению эффективности действующих законов и плановой разработке новых законов. В частности, в рамках нового законодательства о молодежной политике, социальных трудовых местах важно создать механизмы «социальных лифтов» для молодых казахстанцев. Мы не можем оставить ситуацию с молодежью на самотек. Требуется законодательство о Национальной системе профессиональной квалификации. Казахстанскому обществу нужен закон о социальных стандартах и гарантиях социальных прав, который бы содержал минимальные ключевые индикаторы. Причем уже в период ближайшей сессии Парламента целесообразно рассмотреть наиболее востребованные законодательные акты. И надо взять за правило, что новые законы должны комплексно решать соответствующие вопросы, иметь прямое действие, соответствовать ожиданиям казахстанцев, делать жизнь народа проще и комфортнее, быть понятными и доступными для всех. Депутаты обязаны существенно активизировать свою работу.
ПОРУЧЕНИЕ 3
Правительству совместно с Парламентом и НДП «Нур Отан» в срок до конца 2012 года разработать и внести на согласование глубоко проработанный проект Концептуального Плана законотворческой работы на весь период работы Парламента пятого созыва. И всем этим обновление законодательства не ограничивается. Ниже сформулированы и другие поручения по конкретным законодательным актам в рамках приоритетов социальной модернизации.
2. Формирование эффективной модели социально-трудовых отношений Без сомнения, актуальнейшим вопросом социальной модернизации является создание эффективной модели социально-трудовых отношений. На это всем госорганам и бизнес-сообществу следует обратить особое внимание.
а) Развитие сферы занятости За два десятилетия Независимости сфера занятости претерпела колоссальные изменения. Численность занятого населения выросла более чем на 700 тыс. человек, достигнув 8,4 млн. человек. Значительная часть населения в 90-е годы «прошла школу вынужденной безработицы». Многие проявили способность к трудовой самоорганизации, самостоятельной смене трудовой квалификации, стали бизнесменами, в том числе и посредством целенаправленной поддержки со стороны государства. Сегодня мы реализуем индустриально-инновационную программу. Это вопрос номер один для будущего страны. Создаются новые рабочие места. Но мы видим, что не все безработные стремятся работать. К сожалению, психология такова, что человек лучше будет «таксовать» у базара, чем пойдет за новой квалификацией. Но если мы хотим стать конкурентной нацией, то эту психологию надо изживать! Надо осваивать новую квалификацию и идти на завод, на производство. И молодой, и взрослый казахстанец не должен сидеть на месте и все критиковать, а стремиться туда, где есть работа, где можно - ЗА-РА-БО-ТАТЬ! В других странах люди едут на заработки далеко за границу и без всяких гарантий. А мы создаем рабочие места, строим новое производство в своей собственной стране. Поэтому надо ехать туда, где есть работа. Ведь мы же мобильный народ! Из занятого населения 1/3 составляют так называемые «самозанятые». Однако методика оценки их численности условна. В этой категории есть владельцы частных подворий, имеющие скот (по сути, мелкие фермеры), частные извозчики на собственном автотранспорте, владельцы нескольких квартир, сдающие их в аренду. Значительную часть самозанятых составляют трудоспособные люди, имеющие непостоянную работу. Поэтому сегодня важно реализовать меры, направленные на обеспечение включения самозанятого населения в реальную экономику. И эти меры должны учитывать перспективы развития инфраструктуры, объектов Карты индустриализации. Правительству надо решать вопросы о создании новых объектов индустриальной и инновационной экономики в регионах с избыточным числом самозанятого населения.
ПОРУЧЕНИЕ 4
Министерству труда и социальной защиты населения РК до 1 июля 2013 года: - разработать методику соотнесения трудоспособного населения в группу самозанятых, адекватную реальной ситуации и перспективам сферы занятости; - совершенствовать методику определения уровня безработицы с учетом новой методики по определению самозанятого населения.
Важной частью работы по совершенствованию отношений в сфере занятости должно стать повышение правовой грамотности всех субъектов социально-трудовых отношений. Я хочу подчеркнуть: люди труда не должны быть в стороне от правовых вопросов. Устраиваясь на работу, все должны вникать в каждую бумагу, какую они подписывают. Принятие в 2007 году Трудового кодекса Республики Казахстан стало важным шагом на пути правового обеспечения всей сферы занятости. Однако многие эксперты отмечают сложность формулировок кодекса для восприятия широким кругом работников. Полагаю, что для разрешения данной проблемы необходима, во-первых, организация правового всеобуча наемных работников, возможно, за счет средств работодателей. Во-вторых, массированная пропагандистская работа, издание комментирующих материалов, в доступной форме излагающих основы трудового законодательства.
ПОРУЧЕНИЕ 5
Министерству труда и социальной защиты населения РК: - до 1 декабря 2012 года проработать вопрос об организации, начиная с 2013 года, системы всеобуча работников основам трудового законодательства Республики Казахстан; - разработать проект издания и распространения, в том числе через возможности Интернета и официальные сайты государственных органов, серии единых общенациональных справочников по основным положениям Трудового кодекса и других правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
b) Национальная система профессиональных квалификаций Надо признать, что каждый человек, особенно молодой, хочет видеть свою перспективу в той или иной профессиональной области. Это абсолютно нормальное желание. Человек целеустремленно идет к вершине, когда ее видит. Поэтому необходимо придать импульс всей работе по созданию национальной системы квалификаций (НСК), которая имеет не только нормативное значение, но и, по сути, является «дорожной картой» для каждой профессии. НСК позволит «построить» профессиональные лифты по каждой специальности. При этом квалифицированные рабочие должны быть включены в национальную систему. Основы нормативной базы для создания НСК сформированы с внесением дополнений в Трудовой кодекс в 2010 году. Однако этот процесс надо ускорить. Один из самых главных моментов в формирующейся национальной системе квалификаций заключается в том, что профессиональные стандарты, разработанные в рамках НСК, должны стать ориентиром для образовательных стандартов, применяемых в учебных заведениях при подготовке специалистов. Не должно быть разрыва между профессиональными и образовательными стандартами. В условиях Единого экономического пространства, предусматривающего создание общего рынка трудовых ресурсов, важна координация деятельности по созданию национальных систем квалификаций в трех странах.
Поручение 6
Правительству РК до 1 июля 2013 года: - разработать и принять План поэтапной разработки национальной системы квалификаций на период до 2020 года; - активизировать работу по созданию независимой системы подтверждения квалификации для выпускников ВУЗов и колледжей.
c) Профилактика, предупреждение и регулирование трудовых конфликтов Сегодня в Казахстане недостаточно развиты механизмы регулирования, предупреждения и профилактики трудовых споров и конфликтов. Конечно, не бывает идеального бесконфликтного общества, но, тем не менее, мы обязаны стремиться к тому, чтобы минимизировать такие риски. Во-первых, сегодня надо усилить контроль и обеспечение безопасности труда на производстве. Государственная инспекция по труду в соответствии с законодательством может осуществлять контроль по заявлению работников или в плановом порядке, предупредив работодателя за месяц вперед. Актуальность и фактор внезапности при такой проверке теряется, что нередко дает работодателям лазейку создавать видимость соблюдения условий труда. Такой порядок не соответствует требованиям ратифицированной Казахстаном Конвенции МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле». Почему я говорю об этой проблеме? Это не просто технический вопрос. Это жизни людей! Ведь в результате несчастных случаев, нарушений безопасности, отсутствия дисциплины страдают люди в самом трудоспособном возрасте. А у них есть семьи, дети. Поэтому здесь надо навести порядок. Во-вторых, недостаточна правовая ответственность за провоцирование социально-трудовой конфликтности. Нередко его стороной становится трудовой коллектив, спровоцированный намеренным ухудшением условий труда, срывом производственного процесса, задержками выплаты заработной платы и т. д. В то же время ни в Трудовом, ни в Административном, ни в Уголовном кодексах нет статей об ответственности за провоцирование трудовых конфликтов со стороны работодателей, должностных и иных лиц. Принуждение к забастовке, как и несвоевременность выплаты заработной платы работникам, влечет штраф всего в размере 10-20 месячных расчетных показателей, а невыполнение обязательств по коллективному договору - штраф от 200 до 500 МРП.
ПОРУЧЕНИЕ 7
Правительству РК до конца 2012 года внести предложения: - об изменениях и дополнениях в Закон РК «О государственном контроле и надзоре» и Трудовой кодекс в части проведения проверок на предприятиях в соответствии с ратифицированной Конвенцией МОТ; - о включении в Трудовой, Административный и Уголовный кодексы положений об ответственности за умышленное провоцирование трудовой конфликтности; - об усилении административной и уголовной ответственности за возбуждение социальной вражды, принуждение к забастовке, несвоевременную выплату зарплаты, невыполнение коллективных договоров и другие правонарушения.
В-третьих, необходимо выстроить эффективный многоуровневый механизм регулирования противоречий в сфере трудовых отношений. В качестве основных причин трудовых конфликтов можно назвать две: первая - отчужденность работников от вопросов управления предприятиями, вторая - слабость механизмов внесудебного урегулирования споров и конфликтов. Здесь надо использовать опыт ряда развитых стран, на предприятиях которых действуют производственные советы. В них входят представители рабочих и персонала, а также профессиональных союзов. Как правило, на них решаются многие вопросы состояния и улучшения условий труда, рассматриваются различные социально-бытовые вопросы работников. Следует отметить, что «народное IPO», которое даст возможность работникам стать миноритариями предприятий и компаний, также будет способствовать преодолению отчужденности рабочих и персонала. Сейчас начался процесс непосредственного проведения «народного IPO», реализуются акции национальной компании «КазТрансОйл». И в этом вопросе не может быть какого-либо поверхностного подхода. Правительству РК совместно с Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» надо провести масштабный анализ первого опыта «народного IPO», предусмотрев регулярное проведение предварительного экономического и юридического аудита акционируемых национальных компаний и доведение их результатов до потенциальных миноритариев. Сегодня надо усилить работу по созданию и использованию структур и процедур медиации, в том числе в сфере трудовых отношений. Структуры медиации надо создавать в национальных и крупных частных компаниях. В США, Австралии и других странах до трети всех споров урегулируются до судебного вмешательства исключительно в рамках процедур медиации. Со стороны государства сейчас важны инициативные шаги, которые позволят внедрить систему внесудебного разрешения споров и конфликтов, в том числе и в сфере социально-трудовых отношений.
ПОРУЧЕНИЕ 8
Правительству РК до конца 2012 года: - совместно с Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына» провести масштабный анализ первого опыта «народного IPO», предусмотрев регулярное проведение предварительного экономического и юридического аудита акционируемых национальных компаний и доведение их результатов до потенциальных миноритариев; - обеспечить принятие подзаконной правовой базы, нацеленной на развитие института медиации; - инициировать проведение Национальной конференции медиаторов в целях развития данного механизма внесудебного урегулирования споров и конфликтов.
- В-четвертых, необходимо провести модернизацию профсоюзных институтов. Одним из основных партнеров государства в вопросах совершенствования трудовых отношений выступают профсоюзы. Вместе с тем нынешний формат деятельности крупнейшего профцентра - Федерации профсоюзов Казахстана (ФПК) не соответствует требованиям времени, так как он строится по отраслевому принципу «советского образца». Существенным проблемным моментом является неэффективное законодательство о профессиональных союзах. В нем неясно изложены положения о коллективных договорах, об ответственности сторон за их выполнение. Поэтому сейчас требуются решительные шаги по модернизации профсоюзного движения, прежде всего ФПК.
ПОРУЧЕНИЕ 9 Правительству РК до конца 2012 года провести комплексный анализ законодательства о профессиональных союзах и разработать законопроект о его изменениях.
3. Казахстанский стандарт качества жизни
Социальная модернизация в Казахстане, и я в этом убежден, должна быть прежде всего направлена на повышение качества жизни всех казахстанцев, сокращение числа бедных и недопущение социальной маргинализации. Это тем более важно, что к 2020 году произойдет не только рост экономики, но и масштабное изменение социальной структуры. В частности, доля малого и среднего бизнеса в ВВП составит 40%. В структуре занятости доля квалифицированных специалистов также достигнет 40%. Иными словами в стране формируется массовый средний класс. Сегодня в Казахстане имеются потенциал и экономические предпосылки для того, чтобы установить определенные социальные стандарты качества жизни, в том числе гарантируемые государством. При этом я хочу подчеркнуть, что каждому казахстанцу надо начать с себя: со своего дома, города и аула, задуматься о своем здоровье и образе жизни. Без этого никакое новое качество жизни не придет. Каждый аул и город должен стать образцом чистоты, благоустроенности, порядка. А каждый казахстанец - трудолюбивым и бережливым хозяином, чтобы беречь и приумножать то, что у него есть. Ведь почему, например, Европа живет богато? Потому что там с давних времен научились искусству бережливости. А у нас часто хотят друг другу, как говорится, пыль в глаза пускать. Какая уж тут бережливость! В целях недопущения социальной маргинализации и последовательного повышения качества жизни целесообразно разработать соответствующее законодательство о социальных стандартах и гарантиях. Такой закон в первую очередь должен содержать обоснованные минимальные ключевые параметры и индикаторы качества жизни, включая уровень заработной платы, пенсий и пособий, объем гарантированных медицинских услуг, механизм формирования минимума потребительской корзины на одного казахстанца и т. д. Казахстанский стандарт качества жизни должен выполняться повсеместно - и в крупном городе, и в отдаленном ауле. Следует повысить ответственность за выполнение параметров социального стандарта не только отечественного, но и иностранного бизнеса, работающего в Казахстане. И законодатели должны создать для этого соответствующие правовые рамки. Частная форма бизнеса не дает права устанавливать свои «законы». Поэтому важно законодательно определить степень ответственности должностных лиц, работодателей за нарушения данных стандартов.
ПОРУЧЕНИЕ 10
Правительству РК до 1 июля 2013 года детально изучить и внести предложения по внедрению минимальных социальных стандартов и гарантий.
a) Стандарт жилищных условий: доступность и комфорт Жилье, дом, квартира - для каждого казахстанца - это первостепенный вопрос, это та прочная основа личной жизни и хорошего климата в семье, без которой благополучие и производительный труд просто невозможны. Поэтому по моему поручению уже реализуются новые масштабные программы «Доступное жилье-2020» и «Модернизация ЖКХ». Важно совершенствовать законодательство в целях развития рынка арендного жилья. Надо стимулировать создание специализированных компаний по управлению государственным жилищным арендным фондом, а также обеспечить защиту прав долгосрочных арендаторов путем разработки типовых контрактов. Все договоры арендного найма должны быть прозрачными и понятными. Важно оптимизировать процесс сбора документов на получение арендного жилья. Нужны новые импульсы для расширения объемов индивидуального жилищного строительства, особенно вокруг перспективных городских агломераций, моногородов. Здесь возможно введение налоговых льгот, облегченные условия кредитования для тех, кто желает и в состоянии строить собственный дом. Представляется необходимым создать и всемерно развивать систему страхования долевых вкладов в строительство жилья. В рамках модернизации ЖКХ важно сформировать единую общенациональную базу данных о состоянии сетей и объектов коммунального сектора. В каждом регионе надо разработать планы по модернизации коммунальных сетей. Акимы должны держать эту работу на постоянном контроле. Нужно разработать и внедрить гарантированные стандарты водоснабжения и канализации, подачи электроэнергии и тепла, а также других коммунальных услуг.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |