|
|
|
В. Бобров, советник налоговой службы I ранга, член Палаты налоговых консультантов РК
ДОЛЖЕН ЛИ ИП, ЗАНИМАЮЩИЙСЯ ГРУЗОПЕРЕВОЗКАМИ, ИСЧИСЛЯТЬ НАЛОГ НА ВЫВОЗ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ?
ИП занимается грузоперевозками на одном автомобиле Мерседес Спринтер. Режим налогообложения - упрощенный. Сдаются формы 910.00 и 870.00. В декларации по форме 870.00 исчисляются эмиссии в окружающую среду от передвижных источников загрязнения. В июле 2012 года было получено уведомление налоговой службы по нарушениям: не исчислены эмиссии в окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 492, пункта 6 статьи 495, пункта 1 статьи 496 Налогового кодекса, где говорится об эмиссии в окружающую среду от твердых бытовых отходов. Также в налоговом департаменте заставляют заключить договор с учреждением по вывозу бытового мусора. Должен ли ИП исчислять налог на вывоз твердых бытовых отходов по данным статьям Налогового кодекса, если у него нет твердых бытовых отходов? Относятся ли данные статьи к его виду деятельности? Правомерны ли действия служащих налогового департамента?
Комментарии. Если у ИП, задавшего данный вопрос, имеется какая-то производственная база и какое-то количество работников, то у него неизбежно будет накапливаться то или иное количество твердых бытовых отходов, которые необходимо вывозить. В общем случае, вывозкой твердых бытовых отходов в населенных пунктах занимаются специализированные предприятия, получившие лицензию на данный вид деятельности, с которыми заинтересованные организации заключают договоры на вывоз твердых бытовых отходов. Поэтому в этой части требования налоговых органов будут вполне справедливы. Помимо платы за размещение твердых бытовых отходов по ставкам, установленным подпунктом 1.1. пункта 6 статьи 495 действующего Налогового кодекса, к ИП вполне обоснованно могут быть предъявлены требования по внесению в бюджет платы за эмиссии в окружающую, как минимум, по подпункту 1.2.4. пункта 6 статьи 495 действующего Налогового кодекса, т.е. за размещение в окружающую среду не классифицированных промышленных отходов. Дело здесь заключается в том, что в процессе эксплуатации любого транспортного средства неизбежно возникают необходимые технологические отходы в виде заменяемых или изнашивающихся деталей автомобиля. Согласно техническим нормативам по эксплуатации любого транспортного средства, необходимо периодически менять смазочные масла, воздушные и масляные фильтры, автопокрышки и т.д. Также неизбежно изнашиваются и выходят из строя все металлические трущиеся детали в виде всевозможных подшипников, которых немало в любом автомобиле, поршневых колец и самих поршней, коленчатого вала, да и сами цилиндры не вечны. А порой возникает необходимость и в замене даже всего блока цилиндров, не говоря уже о более крупных заменах в случае попадания автотранспортного средства в серьезное ДТП. И если мелкие изношенные детали можно просто выбросить в ближайший мусорный ящик общего пользования, то с авто покрышками и крупными деталями дело обстоит несколько сложнее. Если же в составе промышленных отходов у ИП обнаружатся тяжелые металлы (свинец, олово, сурьма и т.д., которые могут быть в различных подшипниках, вкладышах или других деталях), то ставки платы за эмиссии в окружающую среду могут еще более повысится (пп. 1, 2 п. 6 ст. 495 НК). Количество же промышленных отходов легко может быть исчислено на основании технологических требований по уходу за автотранспортным средством или по количеству вновь закупленных деталей. Например, автопокрышки изнашиваются после определенного количества километров автопробега, как и замена масел или фильтров должна периодически производиться. У проверяющих, сразу же здесь возникает вопрос: «А куда дели старые списанные детали? Вывезли ли на полигоны или соответствующие свалки, или незаконно загрязнили окружающую среду?» Если вывез - докажи. Если официально вывоз всех этих отходов не будет производиться, то тогда ИП подпадает под действие пункта 3 статьи 492, т.е. как осуществление эмиссий в окружающую среду без разрешительных документов, за что, согласно пункту 10 статьи 495 Налогового кодекса, ставки платы повышаются в 10 раз. Рекомендации. Одновременно рекомендуем ИП разобраться с местными экологами, в какую группу попадают их промышленные отходы, потому что, если соответствующие налоговые органы разберутся, что отходы ИП подпадают под категорию промышленных отходов, а не твердых бытовых отходов, то ИП могут быть начислены дополнительные платежи со штрафами и пени.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |