|
|
|
11.08.2012 Доходов уже по осени недосчитаемся
Не успели жители мегаполиса прийти в чувство от существенного повышения стоимости проезда в общественном транспорте, которая теперь составляет 80 тенге, как о подорожании своих услуг заявили сразу несколько монополистов. С 1 сентября возрастет тариф за услуги отопления и горячего водоснабжения. По информации ТОО «Алматинские тепловые сети», плата за возможность помыться для потребителей, не имеющих приборов учета, жителей многоквартирных домов с централизованным водоснабжением и канализацией, оборудованных умывальниками, мойками и ванными, составит 1 238,23 тенге в месяц с человека с учетом НДС (ныне — 865,97 тенге без учета налога, ставка которого составляет 12%). В общежитиях квартирного типа с общими душевыми — 619,11 тенге с человека (ныне 432,99 тенге), с душевыми при всех жилых комнатах — 721,35 тенге (504,5 тенге). Стоимость блага для алматинцев, имеющих индивидуальные счетчики, в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, составит 350,3 тенге за кубометр с учетом НДС (ныне 244,87 тенге без НДС). Централизованное отопление для потребителей обойдется при круглогодичной системе взаиморасчетов в 72,82 тенге за квадратный метр площади в месяц с учетом НДС (ныне 49,60 тенге без НДС), при взимании платы только в отопительном периоде — 145,63 в месяц (ныне 99,2 тенге без НДС). Новость вызвала бурю негодования у горожан. Однако это еще не все потрясения, которые нас ожидают. 6 августа о намерении увеличить стоимость своего продукта заявило ТОО «АлматыЭнергоСбыт». - В связи с изменением тарифа АО «Алатау жарык компаниясы» (АЖК) на услуги по передаче и распределению электрической энергии планируется увеличение платы за свет для жителей Алматы и Алматинской области, - сообщили в компании. Как пояснили в ТОО «АлматыЭнергоСбыт», они получили уведомление от АЖК о повышении стоимости передачи электроэнергии на 30% с 1 сентября 2012 года. Отметим, что доля АЖК в отпускном тарифе «АлматыЭнергоСбыт» составляет 34,7%. В связи с этим предприятие подало заявку в департамент Агентства РК по регулированию естественных монополий на увеличение тарифа на электроэнергию для потребителей региона также с начала учебного года. Разрешат ли коммунальщикам воплотить задуманное, пока неизвестно. Учитывая, что рост коммунальных платежей, так или иначе спровоцирует удорожание и продуктов питания, и услуг, можно предположить, что с началом осени жизнь в южной столице станет не по карману пенсионерам, бюджетникам и тем категориям граждан, чья заработная плата не поспевает за аппетитами монополистов. А Алматы возьмет сомнительную пальму первенства как самый дорогой для проживания город в республике. «Люди, сколько можно это терпеть? Излишняя терпеливость стала нашим бичом. Наш народ на все согласен, все «проглатывает». Только по «Хабару» все хорошо показано, а так беспредел по всей стране...» — высказал свое недовольство алматинец на одном из информационных сайтов.
Пора сменить пластинку Необоснованное повышение тарифов может привести к социальным конфликтам, считают эксперты. Есть ли у населения Казахстана возможность сдерживать рост коммунальных платежей и добиваться их снижения? С этим вопросом мы обратились к специалистам в области защиты прав потребителей. По мнению президента Союза защиты предпринимателей и собственников Василия Резвана, законодательство, существующее в республике, дает в обиду население: - Возможность влиять есть, но она приносит минимальный результат. Более того, за последние годы она уменьшилась в связи с реорганизацией всех монополистов на передающие, потребляющие, считающие и прочие. В общем, все запутано так, что жителю республики очень трудно во всей этой схеме разобраться. Поэтому нужно кардинальное реформирование законодательства. Что касается бизнес-структур, они еще менее предохранены. Поскольку субъекты предпринимательства не включены в Закон «О защите прав потребителей». А между тем каждый бизнесмен или компания также пользуются электричеством, водой, газом. И в данном случае их интересы отстаивает только Гражданский кодекс. По мнению эксперта, необходима реформа потребительского законодательства, а именно регламентация публичных слушаний, на которых монополисты отчитываются о своей работе. - Следует четко прописать, какую информацию монополисты должны озвучивать, за что отчитываться. Возьмите же их сегодняшние доклады, выходит руководитель той или иной компании и говорит: «Последний раз мы повышали тариф три года назад, за это время ситуация на рынке изменилась, цены выросли и так далее». И содержание этого «плача» не меняется из года в год, только и слышно: «Дайте денег из бюджета или повысьте тариф». Это неправильно. Давайте посмотрим на ситуацию по-новому, предположим, подняли тариф, и в итоге монополист получил, к примеру, миллиард тенге. Руководитель предприятия должен отчитаться, что было сделано на эти деньги, к примеру, внедрили передовые технологии, новые маркетинговые ходы или же это позволило модернизировать инфраструктуру. Сейчас же получается, что улучшений нет, а цены растут. Нужно менять «песню», — считает Василий Резван. По его мнению, и гражданам республики необходимо более активно высказывать свои жалобы и даже выходить на митинги. - Как вариант можно организовать общественное объединение, которое лоббировало бы снижение тарифов. Правительство также должно осознавать, что требуется реформа законодательства о монополистах в части защиты прав потребителей, иначе неминуемы социальные конфликты, как это было в Кыргызстане. Кстати, все революции в этой стране возникали на почве необоснованного повышения тарифов монополистами. И в Казахстане это слабое место, куда могут ударить враги, — со всей ответственностью заявляет эксперт. По мнению же президента Национальной лиги потребителей Казахстана и депутата парламента Светланы Романовской, в законодательстве нашей страны есть рычаги, которые потребители могут использовать для отстаивания своих интересов. Кроме того, есть множество дискуссионных площадок, где население страны вправе высказать свое мнение. - Я думаю, что в таких ситуациях люди должны быть более активными и открыто высказывать свое недовольство. Можно и даже нужно писать на сайт президента, правительства, обращаться к депутатам. На самом деле сейчас рычагов воздействия очень много, просто нужно научиться ими пользоваться. Однако у нас пока гражданская активность слабая. Казахстанцам нужно понимать, что за них никто ничего не сделает. Необходимо учиться отстаивать свои права, — считает Светлана Романовская.
Рост цен на комуслуги остановит только конец света Повышение тарифов неизбежно, считают энергетики и винят во всем инфляцию. Агентство РК по регулированию естественных монополий заявляет, что принимает меры для сдерживания аппетитов коммунальщиков. Разъяснение причин повышения тарифов в минувший вторник, 7 августа, дали генеральный директор ТОО «Алматинские тепловые сети» Даурен Алимбеков и директор ДАРЕМ по Алматы Даурен Жандарбек.
Старая песня По словам чиновника, компания «Алматинские тепловые сети» обратилась с заявкой на утверждение нового тарифа на тепловую энергию с ростом на 12,2% еще несколько месяцев назад. По итогам проведенной департаментом экспертизы утвердили запрос не в полной мере. Надбавка составила 9,2%, или 4 249,48 тенге/Гкал без НДС против действующей стоимости 3 891,8 тенге/Гкал. - Основными причинами повышения тарифа являются рост цен на материальные расходы, индексация заработной платы персонала, увеличение стоимости услуг сторонних организаций и источников тепловой энергии: АО «Алматинские электрические станции» и ТОО «Алматытеплокоммунэнерго», — пояснил Даурен Жандарбек. — Стоит отметить и то, что тариф ТОО «Алматинские тепловые сети» не пересматривался с 2009 года. Кроме того, как рассказал представитель ДАРЕМ, в соответствии с п. 4 ст. 8 Закона РК «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» население производит оплату за потребленный товар по ставкам, дифференцированным в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета. - Согласно утвержденной методике расчета тарифов на регулируемые услуги субъектов естественных монополий по снабжению тепловой энергией для населения и потребителей, не имеющих общедомовых счетчиков тепловой энергии, тариф применяется с коэффициентом 1,2, то есть на 20% больше — 5 099,38 тенге/Гкал без НДС. А для прочих категорий, например, бизнес-структур, — 1,5, получается на 50% больше — 6 374,22 тенге/Гкал без НДС. Это делается для стимулирования населения устанавливать приборы и для повышения энергосбережения, — отметил чиновник. Выходит, что жители домов, в которых установлены счетчики тепла, а также проведено утепление, будут платить меньше. Однако, по словам Даурена Алимбекова, в южной столице только 26% домов имеют необходимые приборы и только шесть-восемь процентов производят оплату по ним. - Если говорить о том, почему остальные потребители, установившие счетчики, не платят согласно показаниям, то тут проблема, возможно, в том, что в их домах не совершены мероприятия по энергосбережению. Это в итоге при использовании приборов может дать обратный результат, а именно увеличение платежей, — отметил г-н Алимбеков.
Рост тарифов неизбежен В ходе брифинга спикерам был задан вопрос о том, будут ли тарифы продолжать расти и какие меры применяет ДАРЕМ для сдерживания аппетитов монополистов. - В соответствии с законодательством предусмотрены правила формирования тарифов. Кроме того, компании имеют ограничения на увеличение своих расходов. В заявке ТОО «Алматинские тепловые сети» просило увеличить расценки на 12%, но после экспертизы были утверждены лишь девять процентов. В целях поддержки отдельных слоев населения государство проводит программу жилищных пособий, которой предусматривается покрытие затрат на коммунальные услуги семей, чьи расходы на них превышают десять процентов от доходов, — ответил Даурен Жандарбек. По словам генерального директора ТОО «Алматинские тепловые сети», тариф будет повышаться, пока есть инфляция. - Что такое тариф? Это плата предприятию за услугу, необходимая для ее поставки. Для того чтобы получать товар определенного качества нам необходима конкретная сумма затрат. Нужно своевременно давать заработную плату сотрудникам, покупать материалы и сырье. В коммунальных компаниях работают такие же граждане Казахстана, как и все остальные, им тоже необходимо повышать оклады. Естественно, что это необходимо каким-то образом компенсировать, — пояснил Даурен Алимбеков. — Отвечая на вопрос, когда же прекратится рост тарифов, могу сказать, что с экономической точки зрения это невозможно, пока есть инфляция. Тариф на тепло не повышался с 2009 года. Давайте посчитаем, на сколько все за эти годы подорожало. Получается, что данное увеличение цены на услуги — это вынужденная мера.
Игорь Зенин Источник: Деловая газета «Взгляд» №28 (256) от 8 августа 2012 года
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |