|
|
|
Заключение Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 27 ноября 2001 года № 5-4-365 по проекту Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров" Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе, рассмотрел проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров". Комитет в целом поддерживает концепцию данного законопроекта, направленную на усиление уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, а также включение Списка наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан и Сводной таблицы об отнесении наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, обнаруженных в незаконном хранении или обороте, к небольшим, крупным и особо крупным размерам, в качестве приложений в Закон "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими". Новая редакция статьи 38 Закона Республики Казахстан "О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими", предусматривающая применение привлечения к ответственности лиц согласно прилагаемым к Закону Списка и Сводной таблицы, позволяет решить правовую коллизию, связанную с тем, что наличие определенного размера обнаруженных наркотиков и прекурсоров, как и самих этих веществ, остается важнейшим условием наступления ответственности (административной либо уголовной) за нарушения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, и потому должно быть закреплено в законе, как, того требует статья 3 Уголовного кодекса Республики Казахстан, а не в подзаконном акте - постановлении Правительства Республики Казахстан "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах, подлежащих контролю" от 9 марта 1998 года № 186. Заключения по данному законопроекту представлены всеми комитетами Мажилиса и Отделом законодательства Аппарата, которые положительно оценили данный законопроект. Представленные заключения носят, в основном, редакционный и уточняющий характер. Всего Комитетом было проведено более десяти заседаний, с участием представителей разработчиков - Министерства юстиции, а также представителей Генеральной прокуратуры, Верховного Суда, Комитета национальной безопасности и Министерства внутренних дел Республики Казахстан. В ходе обсуждения данного законопроекта у депутатов Комитета возникли ряд замечаний принципиального характера и не поддержано предложение Правительства Республики Казахстан об усилении уголовной ответственности по статье 250 Уголовного кодекса Республики Казахстан. Наиболее активное обсуждение и споры вызвали поправки, предлагающие перевести ответственность за рассматриваемую контрабанду, предусмотренную частью первой статьи 250 Уголовного кодекса Республики Казахстан, из категории преступлений средней тяжести в категорию тяжких преступлений. В соответствии со статьей 285 Уголовно-процессуального кодекса на органы дознания возлагается производство дознания только по преступлениям небольшой и средней тяжести. В связи с чем вносимое разработчиками изменение потребует внесения изменений и дополнений в статьи 192 и 285 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, что не предусмотрено рассматриваемым законопроектом. Кроме того, проведенный в ходе изучения законопроекта анализ статистических данных свидетельствует об отсутствии каких-либо объективных и правовых оснований внесения поправок в действующую редакцию статьи 250 Уголовного кодекса Республики Казахстан. Так, в 1999 году всеми судами Республики по части второй статьи 250 Уголовного кодекса Республики Казахстан рассматривались всего 2 дела, по части третьей - ни одного, в 2000 году соответственно - 7 и 2, за первое полугодие 2001 года - 0 и 1. Практика применения статьи 250 Уголовного Кодекса Республики Казахстан показывает, что к ответственности за наркотические преступления привлекаются лица, использующие наркотические вещества для личного пользования, т.е. больные люди. В результате чего в места лишения свободы направляются фактически больные люди, нуждающиеся в соответствующей медицинской помощи. В связи с чем в процессе рассмотрения проекта, членами рабочей группы было предложено внести изменение и дополнение в статью 259 Уголовного кодекса Республики Казахстан. В приложении законопроекта приведена Сводная таблица об отнесении наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, обнаруженных в незаконном хранении или обороте к небольшим, крупным и особо крупным размерам. От депутата Макашева З.М. поступило предложение о целесообразности дополнить статью 259 Уголовного кодекса Республики Казахстан примечанием, согласно которому при определении размеров наркотических средств необходимо руководствоваться данной таблицей. Кроме того, Комитетом внесен ряд предложений по юридической технике. В соответствии с правилами юридической техники необходимо подпункты 3), 4) и 5) объединить, поскольку они предусматривают внесение изменений в одну статью. Также, подпункт 9) проекта предлагается исключить, так как он не несет правовой нагрузки. Рабочей группой внесено более 30 поправок в данный проект Закона, которые отражены в итоговой сравнительной таблице. С учетом внесенных изменений и дополнений, Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе предлагает проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам контроля над оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров" одобрить и направить на рассмотрение в Сенат Парламента Республики Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |