|
|
|
Итог конструктивной языковой политики
Бакытжан Ниязов, председатель Алакольского районного суда № 2 Алматинской области
Ежегодно в Казахстане в сентябре отмечается День языков - общий для всех народов Казахстана праздник. Объединяющей идеей этой даты стало осознание непреходящей ценности каждого языка и каждой культуры, понимание того, что любой язык - это частица духовного наследия всего человечества. В статье 7 Конституции РК записано: «В Республике Казахстан государственным является казахский язык. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана». В то время, как во многих постсоветских государствах ломали копья при обсуждении языковой политики, у нас за эту редакцию Основного закона проголосовали на всенародном референдуме. Толчком к возникновению многих конфликтов, переходящих во вражду, в новейшей и прежней истории человечества выступает зачастую неконструктивная языковая политика. И тут нельзя не отметить именно дальновидность и мудрость политики Н. Назарбаева, заключающейся в создании условий для развития всех языков, на которых говорят граждане страны. Ни у кого при этом не вызывает негативных чувств то утверждение, что казахский язык как государственный должен занять свое достойное место. О развитии казахского языка заботились еще за десятилетия до того, как наша страна стала независимой. Так, на страницах газеты «Дала уалаятынын газети» («Газета Степного края», 1888-1902 гг.) и журнала «Айкап» (1911-1915 гг.) опубликован целый цикл статей по вопросам орфографии и чистоты казахского языка. В изданиях печатали свои статьи известные в то время деятели, беспокоящиеся о том, чтобы казахский язык не «растворился» во времени и пространстве. В 1919 году в Семипалатинске выходит в свет газета «Қазақ тілі» («Казахский язык»), в публикациях ведется целенаправленная работа по популяризации родного языка. Первый Декрет о языках был принят 22 ноября 1923 года Центральным Исполнительным Комитетом КАССР. 26 июня 1924 года принимается постановление «Об увеличении числа сотрудников, владеющих казахским языком». Принятие этих документов благоприятно отразилось на жизни многих казахов и позволило увеличить их занятость в промышленности и в органах управления. Краевой комитет ВКП (б) принял постановление, в котором говорилось о необходимости привлечения к ответственности лиц, не желающих изучать казахский язык. В соответствии с постановлением Краевого комитета ВКП (б) от 4 апреля 1933 года предусматривался полный перевод делопроизводства на казахский язык в центральных государственных органах республики. Предприятия, не имевшие возможности (малочисленность сотрудников-казахов) для полного перевода на казахский язык, должны были обеспечить ведение делопроизводства на двух языках. В тех регионах, где титульное население составляло более 40 процентов, документооборот должен был вестись на казахском языке. Во исполнение данной директивы ЦИК КАССР совместно с Советом народных комиссаров приняли дополнительное распоряжение «О льготах для специалистов, владеющих казахским языком». При приеме на работу за знание казахского языка к окладу устанавливалась надбавка от пяти до десяти процентов, применяющим язык в делопроизводстве - 15. Профессорам, ассистентам, доцентам в вузах республики устанавливалась 25-процентная прибавка к основным ставкам за ведение лекций на казахском языке. Следующим шагом по повышению статуса казахского языка явилось принятие в 1934 году постановления ЦИК республики «Об обязательном изучении казахского языка в неказахских школах». Социально-политические реалии Казахстана как суверенного государства требовали модернизации языковой политики, отвечающей потребностям полиэтнического населения страны и учитывающей особенности языковой, демографической и политической ситуации. Поэтому началась разработка стратегии государственной политики в области сохранения и функционального развития языков с определением задач государства по созданию условий для развития казахского языка как государственного, не допуская при этом дискриминации граждан по мотивам незнания государственного и иных языков страны. При разработке Концепции языковой политики и Закона РК «О языках в Республике Казахстан» были детально изучены и проанализированы соответствующие законы более чем 30 стран, свыше 75 конституций и опыт всех правовых государств мира. Впервые в языковой политике учтен полиэтнический характер государства и созданы правовые предпосылки, определяющие необходимость уважительного отношения ко всем без исключения языкам, употребляемым в Республике Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |