|
|
|
26.09.2012 Устраняя административные барьеры
Мурат Абилов, начальник Департамента юстиции Карагандинской области
Остались позади первые годы становления молодого государства, определившего своими целями демократическое развитие и экономическую независимость. Фундамент нашей независимости становится незыблемым, достигнутые успехи стали возможны благодаря эффективному правовому обеспечению и дальнейшему реформированию национального законодательства. Непосредственное участие в процессе развития государства приняло Министерство юстиции. За годы независимости принимались всевозможные меры по упрощению возложенных на органы юстиции процедур, которые не только облегчили получение услуг населением, а также повысили имидж республики на международном уровне. Одно из приоритетных направлений деятельности органов юстиции - государственная регистрация нормативных правовых актов. История этого института начинается с 16 июня 1993 года, когда был принят Указ Президента РК «О мерах по повышению эффективности правовой реформы в Республике Казахстан». За прошедшие годы в нашей стране сформировалась значительная нормативная правовая база. На Министерство юстиции возложена координация деятельности министерств, государственных комитетов и ведомств, местных исполнительных органов, предприятий, учреждений и организаций по осуществлению правовой реформы. Нормативные правовые акты, изданные госорганами, должны быть зарегистрированы в органах юстиции. В мае 1994 года в центральном аппарате Министерства юстиции был создан отдел регистрации ведомственных нормативных правовых актов. Следует отметить, что до этого времени государственной регистрации нормативных правовых актов вообще не существовало и все последующие изменения касательно государственной регистрации вносились системно. Например, в связи с необходимостью создания благоприятных условий для развития и защиты интересов частного предпринимательства был принят Закон РК «О частном предпринимательстве», что обеспечило участие субъектов частного предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы частного предпринимательства, путем вынесения экспертных заключений, представляющих собой консолидированное мнение членов аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства. В целях защиты прав и свобод граждан, обеспечения национальной безопасности от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, в Правила государственной регистрации нормативных правовых актов были внесены изменения, предусматривающие представление нормативного правового акта на государственную регистрацию с обязательным приложением копии заключения научной антикоррупционной экспертизы. Местное нормотворчество является одним из этапов реализации законодательных актов: для того, чтобы законы эффективно работали необходимо своевременное принятие качественных и юридически грамотно составленных актов местных органов государственного управления. Деятельность государственных органов по принятию нормативных правовых актов неразрывно связана с развитием законодательства в целом. При этом важным моментом является соответствие таких актов актам более высокого уровня. Важность и необходимость государственной регистрации нормативных правовых актов сомнений уже не вызывает, и это подтверждено практикой. Еще одним приоритетным направлением в работе органов юстиции является регистрация актов гражданского состояния и юридических лиц, их филиалов и представительств. В этом году портал «электронного правительства» запустил новую услугу - «Подача заявления на регистрацию брака», которая является ноу-хау для граждан. Молодые люди, планирующие вступить в брак, могут подать заявление на регистрацию брака через Интернет. Интернет-пользователи могут оценить преимущество этой услуги уже сегодня - ведь теперь можно подать заявление на вступление в брак, находясь в разных городах и странах! Чтобы подать электронную заявку, достаточно авторизоваться на портале и заполнить заявление - ввести в систему данные о лицах, вступающих в брак, и с помощью электронной цифровой подписи подписать заявление на регистрацию брака, избежав ожидания в очередях и посещения государственных органов. При поступлении он-лайн заявления на регистрацию брака отделом рагс моментально оформляется уведомление о назначении даты и времени регистрации брака. С начала текущего года указанной услугой уже воспользовались 129 пар. Государственная регистрация юридических лиц является сегодня традиционным институтом правовой системы любого государства. Создание, реорганизация, ликвидация, иное изменение статуса организаций имеют значение для общества и государства в целом. Глава государства, Правительство уделяют постоянное внимание вопросам развития и укрепления малого и среднего бизнеса. Согласно Посланию Президента народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» с 13 февраля 2007 года в Казахстане введен в действие Закон «О национальных реестрах идентификационных номеров», в соответствии с которым регистрирующий орган осуществляет формирование бизнес-идентификационных номеров (далее - БИН) для юридических лиц, филиалов и представительств и переоформление ранее выданных документов на новые. В настоящее время в Карагандинской области всем действующим юридическим лицам, филиалам и представительствам присвоены БИНы, согласно сведениям электронного регистра и реестра значатся около 35 тысяч юридических лиц, филиалов и представительств. С 1 апреля 2010 года прекращена выдача статистической карточки юридическим лицам, филиалам и представительствам. В дальнейшем для снижения административных барьеров процедура внесения изменений и дополнений в учредительные документы стала носить уведомительный характер. Исключена процедура регистрации внесенных поправок в учредительные документы в случае изменения местонахождения юридического лица, видов уставной деятельности. Принятые меры положительно отразились на позиции Казахстана в рейтинге «Doing Business». По индикатору «Регистрация предприятий» Казахстан улучшил свои показатели на 38 позиций (по итогам 2009 года Казахстан занимал 85-е место, по итогам 2011 года - 47-е). На портале «электронного правительства» реализована возможность получения информационных справок о зарегистрированных юридических лицах, филиалах и представительствах. Прежде для этого нужно было обращаться с письменным запросом в органы юстиции. Дальнейшая работа Министерства юстиции направлена на упрощение процедуры ликвидации юридических лиц, филиалов и представительств. Из перечня документов, представляемых для ликвидации, будут исключены промежуточный и ликвидационный балансы, решения об их утверждении, а также документ, подтверждающий снятие с учета филиалов и представительств ликвидируемого юридического лица. Наряду с субъектами малого предпринимательства будет отменено обязательное нотариальное удостоверение учредительных документов субъектов среднего и крупного бизнеса. Концепция правовой политики на 2010-2020 годы предусматривает основные направления совершенствования правового регулирования всех сфер жизнедеятельности общества и государства. Воплощение ее положений в жизнь позволит реализовать потенциал Основного закона страны, что, безусловно, укрепит состояние законности, защищенность конституционных прав граждан, тем самым, обеспечив поступательное социально-экономическое развитие государства.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |