|
|
|
Созданы необходимые гарантии
Игорь Рогов, председатель Конституционного Совета РК
Председатель Конституционного Совета РК Игорь Рогов стал участником XVII Ереванской международной конференции на тему «Взаимодействие конституционных судов и других институтов по обеспечению исполнения решений конституционных судов». Его выступление было посвящено взаимодействию Конституционного Совета Республики Казахстан с другими государственными органами в процессе исполнения его решений. Раздел шестой Конституции РК содержит основополагающие нормы, учреждающие конституционный контроль в республике, осуществление которого возложено на Конституционный Совет. Он не входит в судебную систему, является самостоятельным государственным органом, обеспечивающим верховенство Конституции республики как Основного Закона на всей территории Казахстана. Принимаемые им нормативные постановления призваны служить правильной интерпретацией принципов и норм Конституции различными субъектами общественных отношений, что является гарантией устойчивого и стабильного развития государства. Правовые позиции Конституционного Совета играют важную роль не только в восстановлении конституционности в соответствующих правоотношениях, но и выступают ориентирами в развитии текущего законодательства и формировании правоприменительной практики. Решения Конституционного Совета вступают в силу со дня их принятия, являются общеобязательными на всей территории республики, окончательными и обжалованию не подлежат. Они являются действенным гарантом от выхода законодательства страны до его правоприменения. Своевременная и полная реализация правовых позиций и рекомендаций итоговых решений Конституционного Совета по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, а также практики применения законодательства рассматривается как одно из главных требований обеспечения конституционной законности в республике. Юридическая природа итоговых решений Конституционного Совета, заложенная в Конституции и Конституционном законе «О Конституционном Совете РК», обусловливает непосредственность их исполнения. Конституция сама не определяет порядок исполнения решений Конституционного Совета. Согласно ст. 40 упомянутого Конституционного закона Конституционный Совет может определить порядок и сроки исполнения принятых им решений. В 2008 году по инициативе Главы государства в эту статью внесены изменения, усиливающие механизмы исполнения решений Конституционного Совета. Теперь содержащиеся в его решениях рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства подлежат обязательному рассмотрению уполномоченными государственными органами и должностными лицами с обязательным уведомлением Конституционного Совета о принятом решении. О мерах, принятых во исполнение решения Конституционного Совета, сообщается ему соответствующими государственными органами и должностными лицами в срок, установленный Конституционным Советом. В случае, если решение Конституционного Совета требует увеличения государственных расходов или сокращения государственных доходов, то Конституционный Совет определяет сроки исполнения принятых им решений по согласованию с Правительством РК. Парламентом, Правительством и другими государственными органами Казахстана принят ряд важных мер по укреплению правовых механизмов исполнения итоговых решений Конституционного Совета. В этом году для повышения эффективности исполнения нормативных постановлений Конституционного Совета, принимаемых по обращениям судов, Парламентом принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации ст. 78 Конституции Республики Казахстан», который был инициирован депутатами Мажилиса Парламента. Он направлен на урегулирование вопросов правовых последствий признания Конституционным Советом неконституционными законов или иных нормативных правовых актов по представлениям судов. Внесенные в Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях поправки предусматривают оптимизацию процедур пересмотра решений судов и других правоприменительных органов, основанных на нормативных правовых актах, ущемляющих конституционные права и свободы человека и гражданина. Положительный импульс реализации решений Конституционного Совета оказывает ежегодное обсуждение данного вопроса на заседании консультативно-совещательного органа - Совета по правовой политике при Президенте РК, с определением ответственных государственных органов и дачей конкретных поручений. В прошлом году были внесены изменения и дополнения в Регламент Правительства, Положение о Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности и Правила организации законопроектной работы в уполномоченных органах, согласно которым формирование текущих и перспективных планов законопроектных работ Правительства будет осуществляться, в том числе, исходя из нормативных постановлений и посланий Конституционного Совета, а концепции законопроектов, а также сами законопроекты должны разрабатываться уполномоченными органами с учетом итоговых решений Конституционного Совета. Информация, содержащаяся в посланиях и нормативных постановлениях Конституционного Совета, используется при проведении правового мониторинга в соответствии с Правилами проведения правового мониторинга нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства РК от 25 августа 2011 года № 964. Одна из задач Конституционного Совета - подготовка ежегодных посланий о состоянии конституционной законности в Республике. В этом документе Конституционный Совет по итогам рассмотренных обращений подвергает анализу действующее законодательство и практику его применения с точки зрения их соответствия нормам Конституции, обращает внимание соответствующих государственных органов на имеющиеся недостатки, в том числе в сфере исполнения решений Конституционного Совета. Механизм исполнения решений Конституционного Совета работает довольно эффективно. За эти годы государственными органами и должностными лицами принят ряд законодательных, организационных и иных мер, направленных на исполнение конкретных итоговых решений Конституционного Совета. Так, Законом РК от 9 ноября 2011 года № 490-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства» Уголовный кодекс РК от 16 июля 1997 года № 167-I дополнен новой статьей 319-1, устанавливающей уголовную ответственность за воспрепятствование деятельности Конституционного Совета. Принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма и обналичивания денег», направленный на исполнение нормативного постановления Конституционного Совета от 20 августа 2009 года № 5. Во исполнение нормативных постановлений, рекомендаций ряда посланий Конституционного Совета усовершенствованы механизмы реализации конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи. В ряде посланий Конституционного Совета говорилось о необходимости создания системы ювенальной юстиции. Президентом РК 4 февраля 2012 года издан Указ об образовании специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних во всех регионах страны. Этот перечень можно было бы еще продолжить. Однако, полагаю, что в этом нет необходимости. Достаточно отметить, что в сфере исполнения решений Конституционного Совета созданы необходимые институциональные, законодательные и другие гарантии. Этому вопросу уделяет особое внимание Глава государства как гарант Конституции и его Администрация. Как закономерный результат, у нас больших проблем по исполнению решений Конституционного Совета нет, а возникающие текущие вопросы находят свое решение.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |