Становление института алеаторных договоров в Республике Таджикистан
Автор кандидат юридических наук, доцент российско-таджикского (славянского) университета Т. Султонова о взаимосвязи между гаданием и азартной игрой
Существует предположение, что современные алеаторные договоры произошли из гаданий, совершавшихся с использованием жребия, поскольку в них, как и в алеаторных правоотношениях, исход предрекает воля случая, а не человеческое воздействие. В частности, взаимосвязь между гаданием и азартной игрой обнаруживает И.В. Миронов, прослеживая генезис игры через гадания, жребий и ордалии /1/. Еще раньше такую взаимосвязь усмотрел нидерландский историк и культуролог Й. Хейзинга. В своей книге «Homo ludens» («Человек играющий»), посвященной всеобъемлющей сущности феномена игры и универсальному ее значению в человеческой цивилизации, ученый путем приведения множества исторических примеров обращает внимание на связь жребия, права и азартной игры в архаических культурах /2/. «Элемент случая и тем самым игры, - пишет он, - все больше и больше выступает на первый план, по мере того как мы перемещаемся в более примитивное правосознание. Перед нами будто предстает сфера мышления, где понятие о решении, источниками которого могли быть предсказание оракула, божий суд, выпавший жребий, иными словами - игра (ибо непреложность решения вытекает лишь из правил игры), а вместе с ним и сам приговор, воспринимались еще как единое целое» /3/. И действительно, в истории человечества во все времена найдутся свидетельства того, что люди, не приходя к соглашению по возникшему вопросу и не желая обращаться к содействию третьих лиц или же когда в случаях неопределенности требовалось принять какое-либо решение, признавали над собой, судьею именно случай. Путем случайного определения жребия решались многие жизненно важные вопросы. Взять, к примеру, игральную кость, которую использовал перед пересечением реки Рубикон Гай Юлий Цезарь для того, чтобы узнать Высшую волю, после чего стала крылатой произнесенная им известная фраза «Alea jacta est» («Жребий брошен»). Даже в Библейских писаниях упоминается 77 случаев бросания жребия: при распределении Ханаанских земель между коленами Израиля (Числа 26:52-56), при выборе ополченцев на войну или иные предприятия (Книга Судей Израилевых 20:9), при выявлении (определении) виновного (Первая книга Царств 14:41-42), при выборе священников на служение (Первая книга Паралипоменон 24:3,5), при делении одежд Иисуса бросали жребий солдаты (Матфея 27:35) и т.д. Уместно здесь также упомянуть о библейских камнях уриме и туммиме, по-другому называвшимися «судом сынов Израилевых» и являвшимися символом справедливого суда Бога. Большинство богословов считают, что урим и туммим были предназначены для того, чтобы первосвященник мог кидать жребий, решение которого было Божьей волей для народа Божия. При этом считается, что урим и туммим выполняли роль слов «да» и «нет» или «истинно» и «ложно» /4/. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 800 тг
|