|
|
|
Автор: Евгений Порохов, директор НИИ финансового и налогового права, к.ю.н. член научно-консультативного совета Верховного Суда РК
Точка зрения автора может не всегда совпадать с мнением GTZ, Верховного Суда РК и других специалистов в данной сфере.
Для подтверждения факта обоснованности или необоснованности требования налогоплательщика о возврате ему суммы переплаты по НДС налоговые органы обязаны надлежащим образом исполнить все возложенные на них НК РК обязанности по проведению встречных проверок прямых контрагентов сделок с налогоплательщиком и не вправе злоупотреблять предоставленными им полномочиями в целях отказа налогоплательщику в реализации его законного и обоснованного права
Налогоплательщик обжалует в суд отказ возвратить из бюджета налог на добавленную стоимость (далее - «НДС») по причине неподтверждения достоверности сумм, предъявленных в 2007 году к возврату из бюджета. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением коллегии по гражданским делам суда апелляционной инстанции, заявление удовлетворено частично. Признаны незаконными действия Налогового комитета по отказу в возврате НДС по поставщикам 1-го уровня и по поставщикам 2-го уровня. Надзорная коллегия областного суда решение суда первой инстанции отменила и приняла новое решение об отказе в удовлетворении заявления налогоплательщика. В качестве обоснования для отказа приводится довод о том, что в соответствии с законодательством не производится возврат сумм НДС, достоверность которых не подтверждена. Надзорная коллегия Верховного суда РК своим постановлением в 2008 году вывод нижестоящей надзорной коллегии находит ошибочным и его решение отменяет, а выводы суда первой инстанции, поддержанные судом апелляционной инстанции, находит правильными и его решение оставляет в силе по следующим причинам. В возврате НДС налоговым органом было отказано ввиду отсутствия сведений, подтверждающих достоверность сумм, предъявленных к возврату. Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела было установлено, что надлежащие сведения не были получены самим налоговым органом, вследствие того, что он своевременно не исполнил своей обязанности по проведению встречных налоговых проверок поставщиков 1-го уровня налогоплательщика. Своим бездействием налоговый орган нарушил требования пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса и Правил назначения встречных проверок поставщиков плательщика НДС для подтверждения достоверности предъявленных к возврату сумм НДС, утвержденных приказом председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 29.06.2005 г. № 288, (действовавшими на момент проверки) (далее - «Правила встречных проверок»), согласно которым подтверждение достоверности предъявленных к возврату сумм НДС осуществляется путем назначения и проведения встречных проверок. По поставщикам 2-го уровня основанием для отказа в возврате НДС послужили требования подпункта 5) пункта 173 Методических рекомендаций по проведению налоговых проверок налогоплательщиков, утвержденных приказом председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 25.12.2006 г. № 654, согласно которым возврат НДС не производится в части, приходящейся на случаи, когда налоговым органом не может быть проведена встречная проверка поставщика экспортера и, соответственно, не подтверждена достоверность сумм НДС, предъявленных к возврату из бюджета, в том числе при выявлении нарушений у поставщиков второго и более уровней. Однако, данное требование противоречит пункту 4 статьи 252 Налогового кодекса, предусматривающего обязательность проведения встречных проверок только в отношении непосредственных поставщиков налогоплательщика. Налоговый орган, отказывая налогоплательщику в возврате НДС, допустил неправильное толкование вышеупомянутой нормы Налогового кодекса, не предусматривающей дифференциацию контрагентов налогоплательщика по уровням. В связи с чем отказ в возврате НДС должен быть признан неправомерным. Оценка выводов суда первой инстанции, поддержанных гражданской коллегией областного суда, была произведена Верховным судом надлежащим образом. В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса, налоговый орган обязан произвести возврат НДС в течение шестидесяти рабочих дней на основании соответствующего заявления и при условии подтверждения достоверности сумм налога, предъявленных к возврату. Достоверность должна подтверждаться в соответствии с актом налоговой проверки, произведенной налоговым органом. На момент подачи заявления о возврате НДС порядок проведения проверок регулировался Правилами встречных проверок, согласно которым встречная проверка поставщиков налогоплательщика проводится самим налоговым орган, без необходимости участия в проверке самого налогоплательщика. То есть обязанность по подтверждению достоверности однозначно предъявленных к возврату сумм НДС возлагалась на налоговый орган. Таким образом, непроведение проверки в установленный срок, что явилось причиной невозможности подтвердить достоверность предъявленных к возврату сумм налога, является прямым нарушением со стороны налогового органа, и не может быть признано в качестве основания для отказа в возврате НДС налогоплательщику. Налоговые органы не могут злоупотреблять предоставленными им правами и полномочиями, если это вызвано мотивами отказать налогоплательщику в реализации его законного права, и не могут недобросовестно исполнять при этом свои обязанности. Что касается поставщиков 2-го уровня, норма ст. 252 Налогового кодекса РК не требует проведения проверки каких-либо иных, кроме непосредственных, поставщиков налогоплательщика. Таким образом, необоснованным является довод налогового органа о том, что возврат НДС не производится в части, приходящейся на случаи, когда налоговым органом не может быть проведена встречная проверка поставщика экспортера и, соответственно, не подтверждена достоверность сумм НДС, предъявленных к возврату из бюджета, в том числе при выявлении нарушений у поставщиков второго и более уровней. Этот довод основан на требованиях подзаконного акта, по юридической силе занимающего нижестоящий по отношению к Налоговому кодексу уровень, а именно - на нормах подпункта 5) пункта 173 Методических рекомендаций по проведению налоговых проверок налогоплательщиков, утвержденных приказом председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 25.12.2006 г. № 654. Вместе с тем, в п. 3 ст. 4 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» установлено, что каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней, а в п. 1 ст. 6 того же закона предусмотрено, что при наличии противоречий в нормах нормативных актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня. Таким образом, налоговый орган не имел права руководствоваться нормами указанных методических рекомендации при их противоречии нормам Налогового кодекса. Программа GTZ заранее благодарит за возможные предложения и Ваши отзывы относительно целесообразности и будущей тематики подобных извлечений и комментариев к судебной практике. Наш электронный адрес: Alice.Kotoyanz@gtz.de
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |