|
|
|
02.11.2012 Минимизируя административные барьеры
Гульмира ХАМЗИНА, гл. специалист отдела Департамента юстиции г. Алматы
В 1995 году органам юстиции переданы функции регистрации юридических лиц, которые с этого времени являются единственным государственным органом, осуществляющим эту регистрацию. Вопросы регистрации юридических лиц всегда являлись частью государственной программы поддержки и развития предпринимательства. Создание благоприятных правовых и организационных условий, необходимых для формирования развитого частного сектора экономики, было и остается одной из главных задач государства и Правительства РК. Благодаря принятию ряда законодательных актов была упрощена процедура открытия своего бизнеса, установлены льготы для малого бизнеса. До 2000 года регистрация юридических лиц велась только на бумаге, и только в текущем году была введена в эксплуатацию единая информационная база, которая объединила все территориальные органы в одну сеть. В сентябре 2004 года в регистрационную деятельность был введен принцип «одного окна», включивший регистрацию в органах юстиции, статистики и налоговых органах в одну процедуру. С 2007 года началась процедура присвоения всем зарегистрированным юридическим лицам, филиалам и представительствам бизнес-идентификационного номера (БИН). Таким образом, был осуществлен переход к единой идентификационной системе - замена номера, присвоенного органами юстиции, статистики и РНН, единым бизнес-идентификационным номером. В 2010 году были внесены поправки в ряд законодательных актов (отмена нотариального удостоверения устава, снижение минимального размера уставного капитала для субъектов малого предпринимательства со 100 МРП до 100 тенге), которые сыграли положительную роль в развитии предпринимательства в стране. В настоящее время наравне с упрощением законодательства по регистрации юридических лиц принимаются меры по автоматизации ряда государственных услуг, в том числе по линии регистрации юридических лиц. Так, в декабре 2010 года на портале «электронного правительства» была реализована возможность регистрации юридических лиц через Интернет, получения дубликата свидетельства и электронных справок о юридических лицах. На сегодняшний день регистрация юридического лица, работающего по типовому уставу, осуществляется в режиме-онлайн в полной мере. Вместе с тем большая часть предпринимателей до сих пор не знает об имеющихся возможностях, не пользуется ими. Для электронной регистрации всего лишь нужно подать заявление о регистрации, подписать его электронной цифровой подписью, оплатить услуги посредством платежного шлюза и направить напрямую в Государственную базу данных «Юридические лица». Преимуществом подачи заявления на регистрацию юридического лица через Интернет является экономия времени и средств предпринимателей. Промежуточные результаты введения этой услуги дают слабый повод для оптимизма. В 2012 году Департаментом юстиции города Алматы зарегистрированы всего лишь десять юридических лиц по электронному заявлению. Совместным приказом Министерства юстиции от 2 августа 2010 года № 194 и Министерства связи и информации от 17 августа 2010 года № 231 утвержден перечень электронных услуг государственных органов, предоставляемых через портал «электронного правительства». Так, на сегодня, в список реализованных и доступных электронных справок, выдаваемых для всех пользователей портала, а также для операторов центров обслуживания населения (далее - ЦОН), включены справки: о зарегистрированном юридическом лице, филиале или представительстве; о наличии филиалов и представительств юридического лица; об участии юридического лица в других юридических лицах; об участии физического лица в юридических лицах. Выдача вышеперечисленных справок начата с конца 2010 года. Однако на сегодня предусмотренная электронная услуга по линии регистрации юридических лиц, предоставляемая ЦОНами, не востребована населением в полном объеме. Об этом свидетельствуют обращения за справками о юридическом лице, которые до сих пор поступают напрямую в канцелярию Департамента юстиции г. Алматы. И это несмотря на то, что сроки их рассмотрения в Департаменте юстиции занимают намного больше времени (в течение 15 календарных дней), чем аналогичная электронная услуга, предоставляемая пользователю портала моментально. В будущем планируется осуществление ряда мер, которые также будут направлены на совершенствование регистрационной деятельности, тем самым облегчая условия для развития предпринимательства.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |