|
|
|
20.11.2012 А. Перуашев: многократное повышение акцизов на табачные изделия - это шаг в интересах табачных производителей России и под давлением России
- Азат Турлыбекович, чем обусловлено принятие решения об увеличении акцизов на табачные изделия? - Группа мажилисменов выступила с инициативой о резком, примерно трехкратном увеличении акцизов на табачные изделия. - Это инициатива, предложенная первым заместителем руководителя депутатской фракции партии «Нур Отан» Ергеном Дошаевым? - Да, но там подписались и другие депутаты мажилиса. Разработчики поправок считают, что значительный рост акцизов приведет к моментальному сокращению количества курильщиков. Но, поддерживая в целом движение в этом направлении, должен отметить, что экономика не терпит резкого ужесточения нагрузок. Я больше склоняюсь к предсказуемым и планомерным шагам. По данной отрасли у нас уже заложено в Налоговом кодексе поэтапное увеличение акцизов на 25% в год, и оно уже происходит второй год подряд. Как экономист, не вижу убедительных аргументов в пользу новых резких скачков в этом вопросе. Такие скачки в экономике всегда чреваты неоднозначными последствиями. - Но мы же не первые в мире решаемся на значительное повышение акцизов. Что получили другие страны, поднявшие одномоментно ставки? - Опыт практически всех стран, которые одномоментно подняли акцизы - будь то хоть Азия или Восточная Европа, хоть цивилизованные Великобритания и Германия - показывает, что это привело только к значительному росту нелегального рынка сигарет, но никак не к сокращению числа курильщиков. К примеру, в результате таких решений доля контрафактного (то есть, завезенного и реализуемого по нелегальным каналам) рынка табака в образцово-дисциплинированной Германии подскочила до 20%, в Великобритании - от 20 до 50% по разным категориям продукции, в Болгарии - свыше 30, а в Малайзии - до 40%. Следует отметить, что в Казахстане доля нелегальной продукции в настоящий момент составляет менее 1%. Вопрос в том, кого это не устраивает? И когда нас уверяют, что в этих странах произошло снижение потребления табака - то это просто очередное статистическое лукавство. Ведь статистика учитывает только официальный оборот, а реальное потребление в этих же странах надо умножать на долю нелегального рынка. И тогда никакого снижения не получается. Просто значительную часть курильщиков, которые не могут позволить себе пачку сигарет за 2-3 евро, вытолкнули в теневой оборот. Внешняя картинка может и получилась более благополучная, но курильщиков-то от этого меньше не стало. И второй вопрос: а много ли у нас граждан, готовых платить по 200-300 тенге за пачку официальных сигарет? Или кто-то все же предпочтет покупать их у нелегалов, но по 100 или даже 70 тенге? На черном рынке в соседних Узбекистане и Таджикистане продаются и еще более дешевые сигареты пакистанского производства. Пока наш рынок был в пределах возможностей среднего казахстанца - путь сюда для подобных изделий был заказан. Но теперь даже не сомневаюсь, что в Казахстане появятся нелегальные и низкокачественные пакистанские, китайские, северокорейские и т.п. сигареты. Другая сторона этой монеты - то, что нелегальный оборот продукции служит объектом и источником финансирования таких же нелегальных и преступных групп, поскольку сам по себе имеет криминальное происхождение. Есть данные о том, что за счет нелегальной торговли табаком в Турции финансируется деятельность Курдской рабочей партии, которая считается там террористической организацией. Аналогичным образом, криминальными и откровенно террористическими структурами контролируется нелегальный оборот сигарет в Европе (ИРА), на Ближнем Востоке (Хезболлах, ФАРС) и т.д. Есть информация и о том, что поставки контрафактной продукции из Пакистана на узбекский и таджикский черные рынки осуществляется группировками «Аль-Каиды» и Талибана. Готовы ли мы к тому, что вместе с дешевыми контрафактными сигаретами к нам в страну войдут и их покровители? Надо также учитывать, что Казахстан не только потребитель, но и крупный производитель табачной продукции. В этой отрасли заняты более 200 фермерских хозяйств в Алматинской и Жамбылской областях, в каждом из которых заняты десятки семей. На двух табачных фабриках заняты еще две тысячи работников. Не стоит забывать и о реализаторах сигарет - а это более 60 тысяч пунктов продаж. Это в основной массе так называемые «магазины у дома», где торговля сигаретами дает до 60% выручки. - Ну и какой же выход? - Я сам не курю, в моей семье не курят, мне неприятно, когда рядом со мной дымят сигаретами и я всегда категорически поддерживал запрет на курение в общественных местах. Считаю, что курение - это огромное социальное зло, представляющее самую реальную угрозу здоровью и качеству жизни людей, через формирование никотиновой зависимости. Но в вопросе акцизов необходим более взвешенный, экономически просчитываемый подход, который не просто выбросит на улицу работников отрасли и отдаст наш сигаретный рынок (который на самом деле никуда не исчезнет) на откуп криминальным дельцам. Ну и, кроме того, я уверен, что запреты и давление - не самый лучший путь. Вспомните хотя бы антиалкогольную кампанию Горбачева: разве не разливали на свадьбах коньяк в чайниках? Или была проблема купить бутылку у таксистов? Нелегальная торговля алкоголем стала тогда целой индустрией, с которой не платились налоги, а вся прибыль уходила криминальным воротилам. Зато на фоне резкого удорожания повсеместно появилось самогоноварение, из-под полы продавалась брага, выросла токсикомания... Для того, чтобы реально заботиться о здоровом образе жизни, надо не столько ограничивать «запретный плод», сколько создавать условия для позитивного досуга и образа жизни. Открывать бесплатные спортзалы и технические секции, причем не только в городах, а в каждом селе. Проводить молодежные соревнования и конкурсы, пропагандировать качество жизни не на словах, а на деле. Сегодня на некоторых объектах, построенных к Азиаде, стоимость детской тренировки стала 5-10 тысяч тенге. Какая семья сможет их оплачивать? Здоровый образ жизни, те же тренировки должны быть доступнее и дешевле, чем сигареты. В этом направлении ведет политику и глава государства - так, в рамках программы социальной модернизации им дано поручение ввести надбавки к зарплате сельским учителям физкультуры за ведение спортивных секций. Но неужели о таких вопросах должен думать только президент? В целом же, судя по всему, в вопросе повышения ставок акцизов на сигареты мы имеем дело не столько с экономическими, сколько с политическими мотивами. - А какая тут политика? - Под политическими мотивами я подразумеваю возможное давление со стороны наших российских партнеров по Таможенному союзу. Но это противоречит вообще самой логике Таможенного союза, в рамках которого мы действительно договорились о ведении единой таможенной политики. Но налоговая политика - а акцизы это часть налоговой политики - это суверенное право каждого государства. - Вы видите в этом вопросе российское лобби? - Здесь явная российская составляющая. Так называемая «гармонизация» акцизов в действительности лоббирует интересы российских производителей табачной продукции на территории Казахстана. Ведь при сопоставимой налоговой нагрузке выигрывает тот, у кого меньше себестоимость товара. А себестоимость распределяется на масштаб рынка. И если у российских табачников масштабы в 10-12 раз больше, чем у казахстанских - ясно ведь, у кого появляется конкурентное преимущество. Проблема в том, что повышая акцизы, мы априори отдаем будущие поступления по КПН, индивидуальному подоходному налогу, рабочие места и т.д. - российской экономике и российскому бюджету. Мне остается только сожалеть о том, что казахстанские переговорщики не проявляют столько же принципиальности в вопросах защиты отечественной отрасли и заранее сдают наш рынок под импортную и контрафактную продукцию. Более того, этот случай лишь закрепляет тенденцию «подминания» наших экономических интересов российскими. Если взглянуть на эту проблему шире, то мы увидим, что россияне просто в очередной раз продавливают свои отраслевые интересы в разных сегментах экономики. Нас отжали по алкоголю - практически весь рынок Казахстана сегодня заполнен российской продукцией, на полках супермаркетов им отводятся лучшие места. Мы сдали алкоголь в рамках переговоров, подняв акцизы до российского уровня. Наша продукция не только не ввозится в Россию, но уже практически проиграла борьбу на внутреннем рынке. Еще раньше нам «выставили флажки» по мясной продукции - и стали редким исключением «прорывы» казахстанских пищевиков на рынок Российской Федерации. В сфере технического регулирования продолжается «молочная война» против казахстанских производителей, причем, тоже не за российский, а за наш собственный рынок. Идет полномасштабное и жесткое соревнование. И очень тревожно, что борьба против наших отраслей порой ведется нашими же руками. Я приведу в этой связи пример Болгарии, когда-то бывшей чуть ли не главным поставщиком сигарет в СССР: кто из нас не знает марки «Опал», «Родопи», «Ту-134»? До вступления в Евросоюз Болгария имела 9 табачных заводов, на которых работало 15 тысяч человек. 90% внутреннего рынка сигарет обеспечивали отечественные производители, доля нелегальной продукции была менее 5%. В 2007-2009 годах, при вступлении в ЕС, эта страна была вынуждена поднять акцизы на 34% и дважды по 10%. В итоге сегодня там закрылись 7 из 9 производств, остались без работы 13 тысяч из 15 тысяч служащих. Доля отечественной продукции на рынке упала с 90% до 30%; доля импорта (в основном из Германии и Голландии) выросла с 10% до 70%, доля черного рынка выросла с 5% до 30%. Это наглядный пример деградации отрасли в стране, имевшей собственное табачное производство, что, думаю, весьма важно для нас. Пример того, как интересы национальной экономики приносятся в жертву иностранным производителям. Инициаторы повышения акцизов уверяют, что табачные компании в Казахстане не закроются и продолжат работу. Не знаю, это их дело. Но то, что, даже продолжая работу, местные компании фактически вытесняются с собственного рынка - наглядно говорит болгарский пример. И ясно, что национальная экономика от этого тоже не выигрывает. - Вам не удалось отстоять свою позицию на уровне рабочих групп при рассмотрении данных поправок в Налоговый кодекс? - На пленарном заседании мажилиса, а это будет второе чтение поправок в Налоговый кодекс, будет приниматься весь пакет поправок. На рабочих группах парламентское большинство проголосовало за свою позицию по акцизам. Но среди поправок в кодекс есть и другие позитивные моменты, например, отказ от арестов счетов и т.д. Поэтому мы считаем, что поправки надо принимать. Но в вопросах, связанных с акцизной политикой, я бы предложил через два-три года после этого решения вернуться и посмотреть - получили ли мы те результаты, которые нам так радужно рисовали. Думаю, что, скорее всего, произойдет падение уровня легального рынка, рост контрабанды и увеличение объема иностранной продукции. Курильщики будут по-прежнему покупать сигареты, но в выигрыше от этого окажется уже не наша экономика, а в лучшем случае - российская. В худшем - криминальные и экстремистские группировки. Я никого не запугиваю, вся приведенная мной информация взята из открытых источников, доступных любому человеку, желающему просто вникнуть в проблему. Самое безрадостное в этой тенденции - то, что перед казахстанской экономикой, вместо индустриального развития, все реальнее становится перспектива деградации целых отраслей, ее деиндустриализация. Мы уже почти перестали выпускать текстиль, остановились сахарные заводы, производители минеральной плиты, никак не оживет кожевенная промышленность, бьют в колокола переработчики молочной продукции. Остается бороться за то, чтобы здравый смысл не позволил забыть об этих решениях, когда их ущербность станет очевидной не только экономистам. - Спасибо за интервью!
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |