|
|
|
22.11.2012 Сохранить атмосферу единства
Инна Еньшина
В республике продолжают подводить итоги регистрации религиозных объединений. О том, как ее прошла Православная церковь Казахстана, о значимости и своевременности Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и об уникальном опыте нашей страны в сфере религиозной толерантности мы поговорили с управляющим делами Синода Православной церкви Казахстана епископом Каскеленским Геннадием. - Владыка Геннадий, какова, на ваш взгляд, роль Казахстана в укреплении межконфессионального согласия на постсоветском и мировом пространстве? - Казахстан представляет собой совершенно уникальную страну, совершенно уникальное общество, где живут люди разных религиозных конфессий, разных национальностей, и казахстанский народ представляет собой некий монолит. Задача государства - создать такие условия для всех граждан, чтобы они не потеряли это единство, ощущение общности и в то же время могли свободно исповедовать свои религии и свободно следовать своим этническим традициям. Это очень сложная задача и в истории человечества не так много стран могли ее решить. Но если страна успешно решала такую задачу, то этим она обеспечивала на много столетий вперед свое мирное существование и свою силу. Мы надеемся, что казахстанское общество, народ Казахстана, в генах которого заложена идея веротерпимости, насчитывающая даже не столетия, а тысячелетия, решит эту задачу. - В этой связи актуальна тема Съезда лидеров мировых и традиционных религий, регулярно проводимого в Астане. На ваш взгляд, какую роль он играет в укреплении межрелигиозного согласия и толерантности? - Безусловно, этот съезд играет большую роль и не только в плане презентации Казахстана на мировой арене. Он помогает сформировать благотворный общественный климат в самой стране. Когда нам удается объединить большие группы представителей разных религий за одним столом, снимается напряженность в отношениях. Узнавая друг друга, люди проникаются уважением. В конечном итоге каждый человек имеет некие общечеловеческие представления о единых ценностях как духовно-нравственном инварианте, который заложен в природу человека самим Богом. И к числу таких общих представлений относится истина, что невозможно религию, веру навязать насильно. Религия не терпит принуждения. И такие съезды, как и любые межконфессиональные мероприятия, которые мы всегда стараемся поддерживать, неизбежно пробуждают в совести каждого человека это изначальное представление, что способствует формированию климата толерантности, межконфессионального сотрудничества, без которого ни одно общество не выживет. - Каково, по вашему мнению, значение принятого в 2011 году Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»? - Безусловно, этот закон является очень актуальным. Если бы мы раньше принимали такой закон, то наверняка он мог бы пробудить какое-то противодействие. А будучи принятым в настоящее время, он встретил практически единодушное одобрение в обществе. Общество созрело к принятию такого закона. В начале 90-х годов в религиозно неграмотном постсоветском обществе существовало убеждение, что все, что духовно, все от Бога, ведет ко благу. Но мы очень скоро поняли, что это далеко не так, что не всякая духовность со знаком плюс, не всякая духовность от Бога, что существуют религиозные практики, которые негативно влияют на природу, на душу человека, унижают и уничтожают человеческую личность, вносят деструктивные явления в общественную жизнь. И убедившись в этом, общество и государство принимают меры, чтобы навести порядок в религиозной сфере. Мы уверены, что представители традиционных религий, всех религиозных организаций, которые нацелены на созидательную деятельность, с удовлетворением отметили появление этого закона. Мы его поддерживаем. Хотя я оговорюсь, что у закона есть некоторые несовершенства технического плана, которые можно очень легко исправить. К примеру, вы знаете, что православная церковь устроена по иерархическо-территориальному принципу, и местные религиозные организации объединены на уровне области в одну епархию. А по новому закону мы не можем епархию, которая объединяет местные религиозные организации на территории одной области, зарегистрировать как региональную религиозную организацию. И получается юридический нонсенс: мы должны ее регистрировать на одном юридическом уровне с местной религиозной организацией, хотя фактически эти религиозные организации в нее входят. Это создало для нас определенные трудности в процессе подготовки уставных документов, но православная церковь всегда была готова к компромиссам, и в тесном взаимодействии с управлением юстиции, с Агентством по делам религий мы пришли к согласию относительно подготовки наших документов. А в целом, конечно, этот закон очень важен и очень нужен, и как это отмечалось разработчиками, он поможет противостоять такому острому вызову современности, как религиозный экстремизм. - Сколько объединений зарегистрировано в Православной церкви Казахстана? - В православной церкви на данный момент зарегистрирована 261 местная религиозная организация. - Как вы считаете, повлияет ли принятие Закона «О религиозной деятельности» на сокращение количества сект в Казахстане и ограничение их пагубной деятельности? - Для того, чтобы противостоять экстремистскому сектантству на религиозной почве, конечно, одного закона мало. Должна проводиться системная работа. Знаете, один религиозный деятель сказал, что государство никогда не может создать рай на Земле, государство может только помочь обществу не оказаться в аду. Государство может принимать внешние меры воздействия, но для того, чтобы по-настоящему гармонизировать общественные отношения, необходима системная работа, нужно, чтобы традиционные религиозные организации раскрывали свой созидательный потенциал. Мало воспитывать наших детей только с точки зрения ограничений, необходимо показать красоту религиозной жизни. И человек, особенно молодой человек, который находит свое счастье в жизни в соответствии с евангельскими религиозными идеалами, конечно, всегда будет источником любви и добра, а не источником деструктивных явлений. В Евангелии об этом сказано очень хорошо: «Что человек посеет, то и пожнет». Это евангельское изречение, которому мы должны руководствоваться, сея разумное, доброе, вечное, говоря словами Некрасова.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |