|
|
|
30.11.2012 Что стало с обещанием газифицировать самые холодные регионы страны?
Послание в никуда Недавно Нурсултан Назарбаев подписал закон «О республиканском бюджете на 2013-2015 годы», разработанный на основе его посланий народу Казахстана. К сожалению, не все пожелания президента нашли отражение в этом важнейшем финансовом документе. В частности жители самых холодных регионов республики снова лишились надежды на газификацию своих домов, несмотря на то, что в январе т.г. глава государства поручил правительству запланировать и приступить к реализации трубопроводной системы «Запад - Север - Центр», которая обеспечит «голубым топливом» северные и центральные регионы Казахстана, включая столицу. Бюджет принят, проект заморожен, и никто даже не объяснил населению, по каким причинам его реализацию переносят на неопределенный срок. Казалось, ничто не предвещало такой развязки. Механизм был запущен, поручение президента активно обсуждалось на уровне акимов, министров, в экспертных и деловых кругах. А НК «КазМунайГаз» даже осуществила разработку технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации, с охватом территорий Костанайской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областей, в том числе Щучинско-Боровской курортной зоны. На эти цели уже было затрачено более 5 млрд. тенге. Общая стоимость проекта составляет 209 млрд. тенге. Ранее мы уже писали о намерении ФНБ «Самрук-Казына» в 2013 году профинансировать этот проект на сумму 120 млрд. тенге («Дело - труба!» от 16 сентября с.г.). Но теперь, когда стало известно, что в бюджете не предусмотрены расходы, необходимые для компенсации фонду затрат на газификацию, наивно ожидать от него финансовых вливаний без соответствующих гарантий от государства. Но стоит еще раз вспомнить недавнее заявление министра финансов РК Болата Жамишева о том, что «сейчас проектирование на конечной стадии, и в следующем году начнется строительство, в 2014-м мы с «Самрук-Казыной» определимся по вопросу компенсации этих расходов из бюджета». Т.е. еще в октябре все вроде бы шло как по маслу и не предвещало сбоев. А может, глава Минфина и сам был не готов к такому повороту? Впрочем, Б.Жамишев не скрывал, что видит сложности в реализации проекта. Главная из них связана с низкой концентрацией в данном регионе крупных потребителей, в то время как протяженность газопровода - значительная. Поэтому проект, заверял он, был тщательно проработан с целью достижения максимальной приемлемости с экономической точки зрения. С момента выступления министра прошел месяц, большая часть страны успела вступить в пятимесячный период холодов, однако чиновники в хорошо отапливаемых кабинетах все еще не предпринимают никаких активных действий. Достучаться до правительства не удалось даже депутатам парламента, которые направили несколько обращений в адрес бывшего и нового премьеров. По их мнению, перенос реализации проекта на более поздние сроки значительно увеличит его стоимость с учетом инфляции и подорожания материалов. Столкнулись лобби в лобби Как предполагалось разработчиками проекта, магистральный газопровод «Запад - Север - Центр» пройдет по маршруту Тобол - Кокшетау - Астана. Его протяженность должна составить более 830 км, диаметр трубы - 720 мм, мощность - 1,5 млрд. куб. м газа в год. С запуском газопровода появится возможность газифицировать около 600 населенных пунктов, в которых проживают более 2,6 млн. человек. Планировалось, что ресурсной базой для газопровода станет российский газ, поставляемый за счет СВОП-операций с карачаганакским газом… - Мне этот проект представляется достаточно сомнительным, - говорит экономист и общественный деятель Петр Своик. - Необходимость в нем, безусловно, есть. Но как с запада Казахстана на чужом газе подпитывать центр Казахстана? Тут вообще миллион вопросов, начиная со стоимости этого газа и заканчивая тем, как этот трубопровод вообще прокладывать. К примеру с газопроводом «Бейнеу - Бозой - Шымкент» все понятно - и в плане необходимости, и в плане окупаемости, а вот газопровод «Запад - Север - Центр» мне кажется непроработанным. Поэтому когда я увидел в Послании президента упоминание об этом проекте, то сильно удивился. У меня складывается подозрение, что это все останется на уровне идеи. Более того, я думаю, что не президент, а кто-то другой «родил» это поручение. Он вышел с этой идеей, абсолютно не проработав ее, и до сих пор дело не продвинулось… Но кто бы ни был инициатором «северной трубы», на сей раз он оказался в проигрыше. Слишком многим стало невыгодно допустить этот проект до бюджетного пирога. Сенатор Гани Касымов связывает это с деятельностью лоббистов в казахстанском правительстве. И вполне возможно, что этот довод имеет право на жизнь, если вспомнить, что цена на ГСМ равномерно повышается и нет очевидной связи этого повышения с колебаниями мировых цен на нефть. А если учесть, что ТЭЦ и многие владельцы частных домов используют для отопления мазут и дизель, то можно представить, какой прибыли лишатся производители ГСМ в случае перехода этих потребителей на газ. Также рынка сбыта и части прибыли лишится угольная промышленность. Хотя это и незначительные убытки, так как экспортный рынок сохраняется. Туманная газификация Необходимо напомнить, что Казахстан обладает огромными запасами природного газа, имеющего как экспортный потенциал, так и ценность на внутреннем рынке. И если продажи «голубого топлива» за рубеж уже налажены и доходы от них поступают регулярно, то населению газ подается только в южном и западном направлениях, в то время как самые холодные регионы лишены доступа к этому благу. В Центральном, Северном и Восточном Казахстане в качестве топлива используют уголь, мазут и электричество. Электрическое отопление чрезвычайно дорого, и отапливать дома таким способом неподъемно для большинства владельцев частных домов. Уголь и мазут при сходной с газом цене нужно регулярно завозить, хранить, а затем еще и утилизировать отходы. Загрязнение воздуха, когда в зимний период частными потребителями и ТЭЦ в качестве топлива используется уголь и мазут, приобретает все большую угрозу в связи с ростом городов. Особенно это чувствуется в Астане и активно развивающейся Щучинско-Боровской курортной зоне. Если учесть вышеизложенное, то опасения министра Жамишева объясняют пассивность правительства при реализации проекта. Но ведь социальных функций государства никто не отменял. Высокие затраты на строительство могут стимулировать социально-экономическое развитие региона и улучшение экологической обстановки. Проект сугубо социальный, и не стоит ждать от него коммерческой выгоды - ее получит следующее поколение. Первоначально планировалось уже в 2014 году подвести к столице магистральный газопровод, а затем начать строительство внутренних городских газовых сетей. Если до настоящего момента эта работа шла по графику, то теперь отсутствие активных действий со стороны государственных органов делает туманными дальнейшие перспективы проекта. Является это следствием влияния топливного лобби или отсутствия коммерческой выгоды в ближайшей перспективе? Кто несет ответственность за невыполнение обещания президента страны, данного им в своем ежегодном Послании? На запрос редакции в ТОО «АстанаГаз КМГ» (компанию, реализующую данный проект) о сроках его реализации получен лаконичный ответ, что вопрос в данный момент решается в правительстве. Вызывает недоумение отсутствие официального информирования о ходе реализации проекта газификации, о сроках его окончания, ориентировочной стоимости газа и других вопросах, вызывающих живой интерес у населения. Сауле Исабаева
Источник: Газеты «Central Asia Monitor» (https://camonitor.com)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |