|
|
|
Фундамент национального суверенитета
М. Сарсембаев, член ЦИК РК, доктор юридических наук, профессор (Институт законодательства)
В Казахстане должность президента республики была введена по решению Верховного Совета Казахской ССР 24 апреля 1990 года, после учреждения 14 марта того же года должности президента СССР Следует отметить, что на начальном этапе президентская власть была ограниченной, и это являлось закономерным результатом ее существования в условиях сохраняющейся советской государственной системы. Формируя новые управленческие структуры, Президент столкнулся с противодействием ряда сторон. В первую очередь, конечно, со стороны агонизировавшей тогда, но еще сильной Коммунистической партии Советского Союза (КПСС). Тут необходимо вспомнить, что в период с апреля 1990 по август 1991 года на властном олимпе республики параллельно действовали два аппарата: ЦК Компартии Казахстана и Президента Казахской ССР. После избрания Президента Казахской ССР внешне каких-то разногласий между аппаратами ЦК и Президента не было видно. Тем не менее многие партийные функционеры не могли смириться с тем, что у них забрали часть властных полномочий. Например, заведующий отделом или заведующий сектором Аппарата ЦК считали себя выше по статусу таких же руководителей Аппарата Президента. Поэтому они пытались руководить, мотивируя это тем, что в Аппарате Президента работали коммунисты, а значит - они «должны были подчиняться партийной дисциплине», «партийным органам». И были попытки эту практику перенести в отношении Президента и формировавшихся тогда подразделений. Представительная власть в лице Верховного Совета, к сожалению, не стала естественным союзником Президента. В итоге в стране образовались два центра власти, в известном смысле, двоевластие - власть Верховного Совета и власть Президента (в аппарате которого находились сторонники демократических и рыночных преобразований), что мешало развитию страны и требовало своего разрешения. Тем не менее Президенту страны удалось пройти через все эти тернии и на основе ныне действующей Конституции 1995 года привести страну к существенным политическим и экономическим преобразованиям. Следует подчеркнуть, что со стороны Президента это была не борьба за власть, а борьба за установление новой более эффективной формы государственного правления. Несмотря на все эти трудности, именно в те первоначальные 90-е годы Первый Президент страны Нурсултан Назарбаев фактически заложил фундамент будущего государственного и национального суверенитета, сформировав его основы. С действиями Президента связаны трансформация Верховного Совета республики в профессиональный Парламент, поддержка политического плюрализма, решительные меры по укреплению правопорядка и соблюдению законности, сохранение межнационального согласия на основе принципа равенства прав всех казахстанцев. История президентского правления неразрывно связана с историей независимого Казахстана. Можно говорить о следующих этапах становления и развития института президентства. Первый этап становления президентской формы правления охватывал период с апреля 1990 года по январь 1993 года и был, как мы видели, достаточно драматичным. Согласно Постановлению Верховного Совета от 16 октября 1991 года в стране были проведены всенародные прямые выборы Президента Казахской ССР. Получив 98,7% голосов от числа принявших участие в голосовании, Президентом страны стал Н. А. Назарбаев. В этот период этот факт стал свидетельством юридического оформления института президентства. Второй этап характеризуется усилением института президентства, который охватывает период с декабря 1993 года по август 1995 года. Роспуск в декабре 1993 года Верховного Совета XII созыва привел к уточнению формулировок, направленных на повышение статуса Президента. Представительный орган своим постановлением временно предоставил Президенту законодательные полномочия. В этой связи Президент реализовал полномочия по принятию достаточно большого числа жизненно важных указов, которые имели силу не только обычных законов, но и конституционных законов. Третий этап, который охватывает период с августа 1995 года до ноября 2001 года, можно назвать периодом конституционного оформления и стабилизации президентской формы правления в Казахстане. Согласно положениям Конституции 1995 года Президент стал символом и гарантом единства народа и государственной власти и получает право принимать законы, что ранее было исключительной прерогативой Парламента. Четвертый этап (конец 2001 года по настоящее время) можно обозначить как период усиления парламента в условиях функционирования президентской формы правления в Казахстане. В завершение хочу сказать: стратегическое направление Президента - «вначале экономика, а потом политика» - принесло свои плоды, солидные западные газеты пишут о том, что даже в условиях мирового экономического кризиса Казахстан входит в тройку самых динамично развивающихся государств мира. Поэтому не случайно, что на последних президентских выборах 2011 года за Нурсултана Назарбаева было подано 95,5 процента голосов от общего числа проголосовавших казахстанских избирателей. Мне как члену Комитета ООН по правам человека в течение текущего 2012 года было приятно слышать, как Председатель Комитета г-жа Майодин, члены Комитета отзывались о Н. Назарбаеве как о мудром Президенте Казахстана, об исключительно компетентном в вопросах политики и экономики государственном деятеле. А это взгляд со стороны, объективный взгляд.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |