|
|
|
К равным правам и возможностям
А. Балтабаев, заведующий канцелярией Шахтинского городского суда Карагандинской области
Республика Казахстан, присоединившись в 1998 году к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, приняла обязательство проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин, в том числе включить принцип равноправия мужчин и женщин в Конституцию и обеспечить с помощью закона и других средств практическое осуществление этого принципа. Согласно конвенции «дискриминация в отношении женщин» означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами (независимо от их семейного положения) прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области». Важнейшая особенность этого определения состоит в том, что понятие дискриминации применяется не только к юридическому равноправию мужчин и женщин, но и к их фактическому положению. Цели стратегии перехода от равенства прав к равенству возможностей мужчин и женщин обуславливают необходимость разработки специального закона, предметом правового регулирования которого являлись бы права женщин и мужчин как социально-демографических групп, определяющие их социальный статус в обществе, и который обеспечивал бы практическую реализацию их прав и равных возможностей. Необходимость принятия правового акта, обеспечивающего практическую реализацию норм, направленных на обеспечение гендерного равенства, была подчеркнута также в пункте 21 Заключительных рекомендаций Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (далее - Комитет), направленных в адрес Правительства РК после защиты первоначального странового доклада о выполнении данной конвенции 21 января 2001 года. Официальная статистика свидетельствует, что насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье; около 30 процентов от общего числа преднамеренных убийств совершается в семье; более чем половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами (ревность, месть, алкоголизм, хулиганство и т.п.), предшествуют продолжительные семейные конфликты. При этом 40 процентов жертв домашнего насилия не обращаются в правоохранительные органы из-за неуверенности в своих возможностях. Таким образом, в обществе возрастает осознание сложности этой проблемы и несоответствия существующих законов. Право на защиту от семейно-бытового насилия включает в себя право на жизнь, свободу, безопасность, которые провозглашаются во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах. Декларация тысячелетия ООН, принятая в сентябре 2000 года, призывает вести борьбу со всеми формами насилия в отношении женщин и последовательно осуществлять Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Декларация ООН, регламентирующая основные принципы правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, справедливо не делает каких-либо различий ответственности в зависимости от родственных отношений между правонарушителями и жертвой, а также их полом. Эффективное законодательство в сфере семейно-бытового насилия способно существенно улучшить ситуацию с правом на жизнь, свободу и личную безопасность. В Республике Казахстан принят Закон «О бытовом насилии». Данный документ обеспечивает интегрированный, целостный подход к проблеме, определяет правовые и организационные основы предупреждения насилия в семье, органы и учреждения, на которые возлагается осуществление мер по предупреждению насилия в семье. Центральной в законе является идея единства общесоциальных и специально-криминологических мероприятий противодействия семейному насилию, направленных на устранение причин и условий, ведущих к семейному насилию. Предупреждение насилия в семье является важным направлением защиты прав человека. Создание реальной системы предупреждения насилия позволит устранить причины неравенства и несправедливости, обеспечить приемлемое качество жизни. В целях повышения эффективности законодательства о насилии в семье следует более четко сориентировать его на гендерный аспект, сделать более емким и систематизированным. Все более острое звучание в нашей республике приобретает проблема неравенства пожилых мужчин и женщин. Процессы реформирования практически всех секторов экономики и социальной сферы в стране привели к существенным различиям в положении мужчин и женщин на рынке труда, дифференциации по доходам, уровню жизни. Несмотря на значительное превышение уровня образованности женщин над мужчинами, в целом наблюдается более низкая доля женщин в общей численности работающих по найму по отраслям экономики. Кроме того, в Казахстане уровень оплаты труда женщин в среднем ниже уровня оплаты труда мужчин. Учитывая, что наше пенсионное законодательство постепенно переходит из распределительной в накопительную систему, при которой размер пенсии напрямую зависит от доходов работника и продолжительности получения этих доходов, а также то, что пенсионный возраст для женщин меньше, чем у мужчин, размеры пенсионных выплат у женщин в скором будущем будут значительно меньше пенсий мужчин. Таким образом, повышается риск бедности для пожилых женщин. В целом роль женщин в принятии решений на всех уровнях продолжает оставаться незначительной. Представительство женщин на высоких государственных должностях не соответствует реальному вкладу в процесс социального развития. Недооценка женщин оборачивается взаимным непониманием между мужчинами и женщинами, раздорами в семье, скрытыми и явными конфликтами в трудовых коллективах, что не может не отражаться на стабильности и устойчивости общественного устройства. Остается серьезной проблемой жестокое обращение и насилие в отношении женщин, особенно бытовое насилие в семье. Ситуация усугубляется латентным характером фактов насилия, а также отношением общества к этой проблеме не как к преступлению, а как к «личному делу» супругов. Бытовое насилие, отсутствие перспектив являются причинами, способствующими вовлечению в сексуальную эксплуатацию и рабство. Вместе с тем в законодательстве Казахстана произошли изменения, обусловленные влиянием правозащитных организаций, присоединением страны к конвенциям о ликвидации всех форм расовой дискриминации, «О политических правах женщин», «О гражданстве замужней женщины», рекомендациям Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин по отчетам республики и Пекинской платформы действий. Через апеллирование к международным договорам и стандартам международные организации (ПРООН, ЮНИФЕМ, ОБСЕ) ориентируют государственную политику на соблюдение прав женщин. Казахстан определил своим приоритетом в области внешней политики интеграцию с мировым сообществом. В Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций (2000 г.), которую подписало большинство стран мира, поощрение равенства мужчин и женщин, расширение прав и возможностей женщин определены в качестве основных целей развития человечества в третьем тысячелетии. В настоящее время во всем мире исторически сложившееся доминирование мужчин над женщинами претерпевает изменения. В промышленно развитых и социально ориентированных странах женщины практически достигли равенства с мужчинами в вопросах своих прав и возможностей. За годы независимости Казахстан также достиг определенного прогресса в области защиты прав и законных интересов мужчин и женщин. Результатами деятельности государства по имплементации международных стандартов в области положения женщин стали разработка и реализация Национального плана действий по улучшению положения женщин в Республике Казахстан, Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы, направленные на выравнивание положения женщин и мужчин, осуществление мониторинга реализации гендерной политики со стороны государства и гражданского общества. Стратегия является основополагающим документом, направленным на реализацию гендерной политики государства, инструментом ее реализации и осуществления мониторинга со стороны государства и гражданского общества, важным фактором становления демократии. В этой связи в каждый раздел стратегии включены разработанные совместно с региональным офисом Женского фонда ООН (ЮНИФЕМ) индикаторы по достижению гендерного равенства в политике, экономике, образовании, семье, вопросах охраны здоровья и предотвращения насилия в отношении женщин и детей. В целях достижения равных прав и возможностей были поставлены следующие задачи: добиваться того, чтобы как можно больше женщин были представлены в органах власти на уровне принятия решений; совершенствовать законодательство и сформировать институты обеспечения гендерного равенства, ускорить принятие Закона Республики Казахстан «О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин», продолжить работу по обеспечению правовых механизмов защиты прав женщин; создать условия для того, чтобы женщины активно включились в экономическую жизнь; создавать экономические льготы и преференции для женщин, принимать меры по улучшению здоровья матери и ребенка, обеспечить существенное повышение правовых и социальных гарантий для женщин; возрождать нравственные ценности, культивировать позитивный образ семьи и брака. Реализация Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан будет способствовать созданию условий для реализации женщинами и мужчинами их права на жизнь без дискриминации по признаку пола. Стратегия возводит на государственный уровень реальное обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин. Стратегия определяет четкие цели и задачи, представляет реальные шаги по расширению прав и возможностей женщин во всех сферах жизни и деятельности государства. Реализация этих целей, конечно, будет способствовать продвижению Казахстана вперед и выполнению задачи по вхождению в число 50 развитых стран мира.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |