|
|
|
По вопросам местного самоуправления
М. Габдуалиев, к. ю. н., ведущий научный сотрудник Института законодательства РК, член Рабочей группы по реализации Концепции развития местного самоуправления
Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев 14 декабря 2012 года в Послании народу Казахстана - «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» указал на необходимость грамотного проведения децентрализации управления. «Суть идеи децентрализации заключается в предоставлении прав и необходимых ресурсов для принятия решений от центра к региональным органам власти. В 2013 году мы должны принять конкретные меры по разграничению ответственности и полномочий между центром и регионами, усилить местные исполнительные органы», - отметил Глава государства. Указом Президента РК от 28 ноября 2012 года № 438 была утверждена Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан. Цель концепции - определить основные концептуальные направления дальнейшего развития системы местного самоуправления в нашей стране, которое предполагается осуществить в два этапа. На первом этапе (2013-2014 годы) будет расширен потенциал действующей системы на нижних уровнях управления. Второй этап (2015-2020 годы) будет направлен на дальнейшее развитие местного самоуправления. Практическая отработка в течение 2013-2014 годов механизмов управления и финансирования станет базовой предпосылкой для дальнейшего развития местного самоуправления. После 2014 года будут рассмотрены вопросы дальнейшего разграничения функций местного государственного управления и самоуправления (с передачей функций), проработаны вопросы формирования бюджета и собственности органов самоуправления, а также оптимизации административно-территориальных единиц на уровне сельских округов (с целью увеличения потенциала для формирования полноценного местного самоуправления). В целях организации эффективной работы по дальнейшему совершенствованию законодательства по вопросам местного самоуправления приказом Министра экономического развития и торговли РК от 14 декабря 2012 года № 338 была создана Рабочая группа по реализации Концепции развития местного самоуправления. Членами рабочей группы разрабатывается законопроект, направленный на: - определение порядка формирования, проведения и полномочий собраний и сходов и оформления их решений; - предоставление права участия местного населения в мониторинге за использованием бюджетных средств, выделенных на решение проблем местного значения; - формирование собственных доходных источников акимов аулов (сел), поселков, городов районного значения; - открытие специальных счетов в органах казначейства аппаратам акимов аулов (сел), поселков, городов районного значения; - передачу части районной коммунальной собственности акимам аулов (сел), поселков, городов районного значения. В настоящее время в Законе РК «О местном государственном управлении и самоуправлении» (пункт 1 статьи 39-3) определено, что для обсуждения вопросов местного значения путем прямого волеизъявления могут проводиться собрания (сходы) местного сообщества. В теории муниципального права и практике зарубежных стран «собрания» и «сходы», которые в казахстанском законе определены как равнозначные категории, имеют различную политико-правовую природу и выполняют различные функции. Например, Федеральный закон 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрел сходы как институт публичной власти для поселений с небольшой численностью населения, в то время как собрания относятся к консультативным институтам непосредственной демократии. Причем сход является формой осуществления властных функций для всей соответствующей территории небольшого муниципального образования, в то время как собрания проводятся лишь на части территории муниципального образования. Концепция правовой политики содержит указание на необходимость разграничения понятий «сход местного сообщества» и «собрание местного сообщества». В соответствии с Концепцией развития местного самоуправления сходы местного сообщества будут проводиться по наиболее важным вопросам, требующим всеобщего обсуждения (отчет акима, определение состава участников собраний и т. д.). Собрание местного сообщества будет проводиться для обсуждения текущих вопросов местного сообщества: бюджетных программ, формирования и использования собственных доходных источников и других вопросов. Участники собрания местного сообщества будут формироваться из представителей, делегированных сходом, представляющих интересы отдельных групп населения: ветеранов, по делам семьи и женщин, по делам молодежи, старейшин, домовых, уличных и квартальных комитетов и других. Представители собраний местного сообщества делегируются на период, определяемый законодательством, и осуществляют свою деятельность на постоянной основе. Решения акимов нижних уровней по вопросам местного значения согласовываются и одобряются представителями собраний. В случае отсутствия компромисса в решении соответствующих вопросов они будут переходить в компетенцию вышестоящего органа. Во избежание исполнения акимом противоправных решений и в целях исключения лоббирования интересов отдельных групп и слоев населения, будет закреплено положение об обязательности рассмотрения акимом решений собраний и сходов и информирования населения о принятии (либо отклонении) им решения с учетом соблюдения законности. Президент РК в Послании народу Казахстана указывает на то, что «общество и граждане должны быть непосредственно вовлечены в процесс принятия государственных решений и их реализацию. Через органы местного самоуправления нужно предоставить населению реальную возможность самостоятельно и ответственно решать вопросы местного значения». Концепция развития местного самоуправления предусматривает создание и развитие механизмов активного вовлечения городского населения в процесс принятия управленческих решений. Так, за маслихатами городов будет закреплено право создания общественных структур для взаимодействия акима города с населением, финансирование деятельности которых предлагается осуществлять за счет средств местного бюджета по государственному заказу. Созданные общественные структуры будут содействовать акимам городов в обеспечении охраны общественного порядка и безопасности граждан в порядке, определенном законом, а также надлежащего функционирования жилищно-коммунальных служб, санитарного состояния в населенных пунктах. Будут повышены общественная и гражданская активность и заинтересованность местного населения в улучшении условий жизнедеятельности на проживаемой территории и в целом социально-экономического развития населенного пункта. Глава государства Н. Назарбаев принял решение ввести выборность аульных акимов через маслихаты. Выборы планируется провести в 2013 году. Всего будут избираться 2 533 акима, в том числе акимы сельских округов, поселков, а также 50 акимов городов районного значения (91,7% от общего числа акимов всех уровней). Концепция развития местного самоуправления предусматривает введение выборности акимов в городах районного значения, аульных (сельских) округах, аулах (селах), не входящих в состав аульного (сельского) округа маслихатами районов (городов). Внесение на рассмотрение соответствующего маслихата кандидатов в акимы будет осуществляться акимом района (города) на альтернативной основе. При введении выборности акимы будут сочетать в себе функции как исполнительного, так и представительного органа без образования отдельного представительного органа местного самоуправления в ауле (селе) и городе районного значения. При этом порядок назначения акимов областей, городов Астаны и Алматы, районов будет сохранен. Конституционная норма, что «Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан» (пункт 4 статьи 87 Конституции), позволяет регламентировать выборы сельских (аульных) акимов соответствующим Указом Главы государства. Тем не менее, второй этап развития местного самоуправления в нашей стране потребует внесения изменений и дополнений в главу 14 «Выборы в иные органы местного самоуправления Республики Казахстан» Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан». Конституционная норма, что «местное самоуправление осуществляется населением… через маслихаты и другие органы местного самоуправления» (пункт 2 статьи 89 Конституции) должно получить свое реальное содержание после выработки по итогам реализации первого этапа Концепции единых подходов к форматированию «других органов местного самоуправления». Вместе с тем необходимо отметить, что Президент РК Н. Назарбаев указал на то, что «децентрализация не должна привести к ослаблению вертикали власти, снижению исполнительской дисциплины и порядка. Этого допустить нельзя. Акимы на местах, Правительство должны это держать на особом контроле».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |