|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
02.02.2013 В текущем году страны Таможенного союза вступили на новый этап более тесного сотрудничества
С этого года устойчивость экономического развития наших стран определяется количественными ориентирами в размере не выше 3 процентов ВВП годового дефицита государственного бюджета, не более 50 процентов уровня государственного долга к ВВП и не превышающий более чем на 5 процентов уровень инфляции государства, имеющего наименьший рост цен. Эти ориентиры определяют по-настоящему новый уровень проведения макроэкономической политики. В этих условиях Беларусь становится балластом для союзных экономик, подобно Греции для Евросоюза. Теперь представители государственных органов вынуждены будут сесть за стол переговоров и решить, в каком направлении двигаться дальше при нынешнем раскладе. Насколько своевременны меры по вступлению макроэкономического соглашения в силу? В 2013 году для Единого экономического пространства, которое формируется на территории Беларуси, Казахстана и России, начинается уникальный этап. С 1 января вступили в силу количественные ориентиры для проведения согласованной макроэкономической политики. Это означает, что теперь страны «тройки» должны находиться в определенных границах своих макроэкономических показателей при проведении государственной политики. В истории становления Европейского союза этот период был ознаменован принятием Маастрихтского договора, и странам-участницам дали куда больше времени для подстройки к новым условиям регулирования. Тем не менее новые реалии, которые созданы для Беларуси, Казахстана и России, требуют незамедлительной реакции. С этого года устойчивость экономического развития наших стран определяется количественными ориентирами в размере не выше 3 процентов ВВП годового дефицита государственного бюджета, не более 50 процентов уровня государственного долга к ВВП и не превышающими более чем на 5 процентов уровень инфляции государства, имеющего наименьший рост цен. Эти ориентиры определяют по-настоящему новый уровень проведения макроэкономической политики. Если раньше в осуществлении тех или иных мер государственного регулирования можно было усмотреть противоборство наших стран (стоит вспомнить, к примеру, девальвацию 2009 года, когда Национальный банк Казахстана «отпустил» курс тенге, в том числе по причине более выгодных условий для экспортеров России из-за опережающих темпов снижения рубля к доллару), то сейчас мы становимся союзниками, и подобные вещи уже вряд ли пройдут. Во всяком случае за этим будет следить, согласно тексту соглашения, Евразийская экономическая комиссия. Страны «тройки» подвели итоги года, и сказать, что будет сложно, - ничего не сказать. Если в случае с Казахстаном и Россией ситуация соответствует новоявленным ориентирам, то Беларуси придется очень тяжело. Так, по итогам года в Беларуси инфляция сложилась на уровне в 21,8 процента, в России - 6,6 процента, а в Казахстане - 6 процентов. По новым ориентирам уровень цен в Беларуси не должен превышать 11 процентов, что является немыслимой величиной для экономических реалий нашего союзного государства. Новое соглашение, однако, говорит о том, что центральные банки имеют право проводить денежно-кредитную и курсовую политику, независимо от согласованных интервальных значений макроэкономических показателей. Но есть при этом несколько нюансов. Помимо официальных ориентиров появилась необходимость согласования на трехлетний период интервальных значений цен на нефть, темпов роста мировой экономики и курсов национальных валют к доллару США. Все это нужно для построения максимально похожих прогнозов социально-экономического развития. Все правильно. Государственные органы садятся за стол переговоров и решают, в каком направлении двигаться. В случае каких-то проблем у одного из государств вступает в силу механизм консультаций, и проблема решается. Но объективно система самого макроэкономического прогнозирования в наших странах находится на различных стадиях своего развития. Стоит посмотреть главные документы стран в области денежно-кредитной политики, и можно сделать кое-какие выводы. Россия и Казахстан практикуют так называемые сценарные прогнозы развития. Есть несколько сценариев развития, и каждый показатель выводится для отдельного сценария. Набор показателей не сильно отличается и составляет порядка 10-12. Национальный банк Республики Беларусь несколько по-иному подходит к макроэкономическому прогнозированию. В его документах не найти различных сценариев развития экономики, нет столь пестрого количества прогнозируемых показателей. И самое главное - в основных направлениях денежно-кредитной политики на 2013 год при официально обозначенной цели в виде соблюдения ценовой стабильности отсутствует целевой показатель инфляции. Не просто придется, видимо, и Казахстану. Во время форума в швейцарском Давосе глава правительства РФ Дмитрий Медведев четко обозначил главного врага России - это инфляция. Более того, в марте этого года должно состояться назначение нового руководителя Банка России, и именно в Давосе называли кандидатуру нынешнего заместителя председателя российского регулятора Алексея Улюкаева. Улюкаев водрузил на свои плечи масштабную работу по переходу ЦБ к режиму таргетирования инфляции, и, если именно он займет кресло первого руководителя, политика банка в этом направлении только ужесточится. Это означает, что Россия будет постепенно переходить к свободному плаванию своей валюты, нынешние коридоры колебания которой и без того высокие. Как это повлияет на Казахстан? Дело в том, что экспортеры Казахстана находятся в более выгодных условиях, нежели их российские коллеги. Тенге вот уже четыре месяца обесценивается быстрее российского рубля к доллару. Это связано с более узким коридором колебания тенге, который удерживает Национальный банк Казахстана. Новые количественные ориентиры и комбинация вышеобозначенных факторов затруднят проведение такой политики. Своевременны ли меры по вступлению данного соглашения в силу, покажет время. Можно лишь вспомнить пока единственный в мире пример из этой области. Маастрихтский договор вступил в силу в 1992 году, но начался он со сближения показателей стран Еврозоны, после чего лишь в 1998 году страны - члены ЕС начали проводить политику, направленную на достижение заданных Маастрихтским договором критериев. В этом же году был представлен доклад о тех странах, которые не вошли в валютный союз. Мы нашли свой путь. Посмотрим, к чему он приведет. Алексей ХРАМКОВ, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |