|
|
|
Комментарий к Закону Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года № 220-I
Климкин С.И., к.ю.н., профессор КОУ, член Экспертного совета по правовым вопросам при АО «ФНБ «Самрук-Казына»
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом 1. Настоящий Закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан правовое положение товариществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, права и обязанности их участников, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации товариществ. 2. Особенности товариществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, создаваемые с иностранным участием, могут определяться законодательными актами об иностранных инвестициях. Особенности товариществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, осуществляющих отдельные виды банковских операций либо являющихся профессиональными участниками страхового рынка, могут определяться законодательными актами Республики Казахстан. 2-1. Участие государства в товариществах с ограниченной ответственностью и особенности управления ими определяются Законом Республики Казахстан «О государственном имуществе». 3. К товариществу с дополнительной ответственностью применяются правила настоящего Закона, поскольку иное не предусмотрено статьей 3 настоящего Закона. 1. Помимо комментируемого Закона, правовое положение товариществ с ограниченной и дополнительной ответственностью определяется Нормативным постановлением Верховного суда РК № 2 от 10 июля 2008 г. «О некоторых вопросах применения законодательства о товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», ГК РК, а также в соответствующей части Законом о хозяйственных товариществах. 2. Кроме общих положений о юридических лицах в целом (ст.ст. 33-57) и о хозяйственных товариществах - в частности (ст.ст. 58-62), ГК посвятил товариществам с ограниченной ответственностью семь статей (ст.ст. 77-83) и одну (ст. 84) - товариществам с дополнительной ответственностью. Данное обстоятельство дает основание говорить о Кодексе как об отсылочном акте, что вряд ли соответствует его пониманию в свете Закона РК от 24 марта 1998 г. № 213-I «О нормативных правовых актах». Согласно подп. 9) ст. 1 этого Закона, под кодексом понимается закон, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения. Очевидно, что присутствие в ГК лишь семи статей, посвященных ТОО, и наличие развернутого специального законодательства о них противоречит самой идеи кодификации. 3. Закон о хозяйственных товариществах, который изначально был издан в форме Указа Президента РК, имеющего силу закона, в своей первой редакции состоял из двух разделов, пяти глав, объединявших 79 статей. В настоящее время, в связи с принятием комментируемого Закона и выведением акционерных обществ из состава хозяйственных товариществ (их правовое положение регулируется Законом РК от 13 мая 2003 г. № 415-II «Об акционерных обществах»), что повлекло исключением глав, посвященных правовому регулированию ТОО, ТДО и АО, названный Закон в основном своем объеме регулирует правовое положение лишь полных и коммандитных товариществ. 4. Следует также иметь в виду, что на товарищества с ограниченной и дополнительной ответственностью распространяет свое действие целый ряд иных нормативных правовых актов (в области регистрации, банкротства, налогообложения, трудовых и социальных отношений, отдельных видов деятельности и т.д.). 5. Статья допускает установление специальным законодательством особенностей правового положения товариществ с иностранным участием. Однако в связи с принятием Закона РК от 8 января 2003 г. № 373-II «Об инвестициях» и отменой Закона РК от 27 декабря 1994 г. «Об иностранных инвестициях» данная оговорка в большей степени утратила свое значение. Как известно, Закон «Об иностранных инвестициях» особо выделял предприятия с иностранным участием, подразделяя их на иностранные и совместные предприятия. Действующий Закон РК «Об инвестициях» такого деления не содержит. Тем не менее, следует учитывать то обстоятельство, что Закон о госрегистрации предъявляет дополнительные требования к перечню документов, представляемых для государственной регистрации юридических лиц с иностранным участием. Так, согласно части девятой ст. 6 этого Закона, дополнительно должны быть представлены: - легализованная выписка из торгового реестра или другой легализованный документ, удостоверяющий, что учредитель-иностранное юридическое лицо является юридическим лицом по законодательству иностранного государства, с нотариально засвидетельствованным переводом на государственный и русский языки; - копия паспорта или другой документ, удостоверяющий личность учредителя-иностранного физического лица, с нотариально засвидетельствованным переводом на государственный и русский языки. 6. Ограничения для иностранного участия могут быть связаны с осуществлением отдельных видов деятельности. Так, например, п. 1 ст. 5 Закона РК от 23 июля 1999 г. № 451-I «О средствах массовой информации» запрещается иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами акций (долей, паев) юридического лица-собственника средства массовой информации в Республике Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере. Согласно подп. 2) п. 4 ст. 5 Закона РК от 19 октября 2000 г. № 85-II «Об охранной деятельности», иностранные юридические лица, юридические лица с иностранным участием, иностранцы, а также лица без гражданства не вправе учреждать или быть учредителями (участниками) частных охранных организаций. 7. В отношении учредителей ТОО-иностранцев необходимо учитывать также требования Закона РК от 22 июля 2011 г. № 477-IV «О миграции населения». В указанном Законе используется термин «бизнес-иммигранты», под которыми понимаются иммигранты, прибывшие с целью осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Пунктами 1, 2 ст. 40 этого Закона установлено, что обязательным условием пребывания бизнес-иммигрантов на территории Республики Казахстан является осуществление предпринимательской деятельности. Бизнес-иммигрант в течение двухмесячного срока со дня въезда на территорию Республики Казахстан обязан: - зарегистрировать юридическое лицо в Республике Казахстан или вступить в состав участников (акционеров) коммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан; - внести в банк второго уровня Республики Казахстан сумму денег не менее минимального размера, установленного законодательством Республики Казахстан, при регистрации юридического лица для формирования его уставного капитала. В случае неисполнения бизнес-иммигрантами обязанностей, установленных настоящей статьей, уполномоченный орган по вопросам миграции населения на основании ходатайства местных исполнительных органов принимает решение о сокращении срока пребывания бизнес-иммигрантов на срок, необходимый для их добровольного выезда. Запрещаются создание юридического лица, а также участие в уставном капитале коммерческих организаций путем вхождения в состав участников юридических лиц иностранцам, не получившим визы на въезд в качестве бизнес-иммигрантов. 8. Пункт 1 ст. 3 Закона РК от 28 марта 2003 г. № 400-II «О кредитных товариществах» устанавливает, что кредитные товарищества создаются в форме товариществ с ограниченной ответственностью на основании учредительного договора и действуют в соответствии со своим уставом. Согласно п. 4 ст. 3 этого Закона, кредитное товарищество является коммерческой организацией, осуществляющей отдельные виды банковских операций без лицензии уполномоченного государственного органа, осуществляющего регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций. Названное положение ставит вопрос о возможности распространения на кредитные товарищества, как и на иные организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, действия п. 3 ст. 3 ГК. Считаем, что с учетом требований ст. 6 ГК о буквальном толковании норм гражданского законодательства, приоритет банковского законодательства над гражданским действует лишь в отношении организаций, прямо названных «банками». 9. Согласно п. 1 ст. 16-1 Закона РК от 18 декабря 2000 г. № 126-II «О страховой деятельности», организационно-правовой формой страхового брокера является товарищество с ограниченной ответственностью или акционерное общество. Подпункт 17) ст. 3 этого Закона определяет, что страховой брокер - это юридическое лицо, представляющее страхователя в отношениях, связанных с заключением и исполнением договоров страхования со страховщиком по поручению страхователя, или осуществляющее от своего имени посредническую деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования или перестрахования, а также консультационную деятельность по вопросам страхования и перестрахования. 10. Пунктом 1 ст. 9 Закона РК от 6 марта 2003 г. № 392-II «О микрокредитных организациях» установлено, что микрокредитные организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ. Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 2-1 ст. 30 Закона РК от 31 августа 1995 г. № 2444 «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям не относится деятельность по предоставлению микрокредитов юридическими лицами, зарегистрированными в качестве микрокредитных организаций в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан. 11. В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона РК от 20 февраля 2006 г. «О проектном финансировании и секьюритизации», специальная финансовая компания может быть создана оригинатором или иным лицом для участия в сделке проектного финансирования или секьюритизации в организационно-правовой форме акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственностью. При этом под специальной финансовой компанией понимается юридическое лицо, создаваемое в соответствии с настоящим Законом для осуществления сделок проектного финансирования и секьюритизации, в пользу которой уступаются права требования. 12. Закон РК от 1 марта 2011 г. № 413-IV «О государственном имуществе», помимо иных положений, устанавливает, что в товариществах с ограниченной ответственностью с участием Республики Казахстан от лица Правительства Республики Казахстан право участника на участие в управлении товариществом с ограниченной ответственностью осуществляет уполномоченный орган по государственному имуществу. Права владения и пользования государственной долей участия в уставном капитале, находящейся в республиканской собственности, по решению Правительства Республики Казахстан могут быть переданы уполномоченным органом по государственному имуществу уполномоченному органу соответствующей отрасли. Право распоряжения долей участия в уставном капитале, находящейся в республиканской собственности, остается у уполномоченного органа по государственному имуществу. Уполномоченный орган соответствующей отрасли, осуществляющий права владения и пользования государственной долей участия в уставном капитале, представляет интересы государства как участника по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания участников, в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В товариществах с ограниченной ответственностью с участием административно-территориальной единицы право административно-территориальной единицы как участника на участие в управлении ТОО осуществляет местный исполнительный орган. 13. Пунктом 2 ст. 171 Закона о госимуществе установлено, что в зависимости от размера принадлежащей государству доли участия в уставном капитале ТОО они подразделяются на: i) контролируемые государством, в уставном капитале которых государству принадлежит контрольная доля участия. Контрольная доля означает, что государству принадлежит более пятидесяти процентов участия в уставном капитале; ii) с недоминирующей долей участия государства - товарищества с ограниченной ответственностью, не обладающие вышеуказанными признаками. 14. Статья не учитывает особый правовой статус хлебоприемных предприятий, определяемый Законом РК от 19 января 2001 г. № 143-II «О зерне». Между тем, п. 3 ст. 3 ГК установлено, что отношения, связанные с созданием, реорганизацией, ликвидацией хлебоприемных предприятий, контролем за их деятельностью регулируются Кодексом в части, не противоречащей законодательным актам, регулирующим деятельность хлебоприемных предприятий. В соответствии с подп. 6) ст. 1 названного Закона, хлебоприемное предприятие - это юридическое лицо, имеющее на праве собственности зернохранилище (элеватор, хлебоприемный пункт), на котором осуществляется хранение зерна. Таким образом, хлебоприемное предприятие может быть создано в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью, и его правовое положение будет в приоритетном порядке регулироваться специальным законодательством. Так, например, указанный Закон устанавливает отличную от предусмотренной п. 1 ст. 51 ГК очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации хлебоприемного предприятия: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое хлебоприемное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; во вторую очередь производятся расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору; в третью очередь удовлетворяются требования держателей зерновых расписок, содержащих сведения о залоге; в четвертую очередь удовлетворяются требования держателей зерновых расписок, не содержащих сведения о залоге; в пятую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого хлебоприемного предприятия; в шестую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет; в седьмую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательными актами.
Статья 2. Понятие товарищества с ограниченной ответственностью 1. Товариществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами товарищество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники товарищества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены Гражданским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом. Товарищество с ограниченной ответственностью считается созданным на неопределенный срок, если учредительными документами товарищество не предусмотрено, что оно создается на определенный срок или для достижения определенной цели. 2. Товарищество с ограниченной ответственностью является юридическим лицом. 3. Товарищество с ограниченной ответственностью отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество не отвечает по обязательствам своих участников. 4. Участники товарищества, не полностью внесшие вклады в уставный капитал, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости невнесенной части вклада каждого из участников.
1. Данное определение ТОО текстуально совпадает с содержащейся в п. 1 ст. 77 ГК дефиницией. 2. По общему правилу, участники товарищества несут риск убытков от его деятельности лишь в пределах размера заявленного в учредительных документах вклада в уставный капитал. Однако следует учитывать имеющиеся исключения из этого правила. В комментарии к настоящей статье рассматриваются лишь некоторые из них. Анализ иных случаев дополнительной ответственности участников ТОО будет содержаться в комментариях к соответствующим статьям Закона. 3. Частью первой п. 1 ст. 5 Закона РК от 21 января 1997 г. № 67-I «О банкротстве» определено, что собственник имущества должника (уполномоченный им орган), учредитель (участник) и/или должностные лица юридического лица-должника несут субсидиарную ответственность перед кредиторами несостоятельного должника принадлежащим им имуществом за преднамеренное приведение должника к неплатежеспособности (умышленное банкротство). Пункт 3 ст. 44 ГК устанавливает, что если банкротство юридического лица вызвано действиями его учредителя (участника) или собственника его имущества, то при недостаточности средств у юридического лица, учредитель (участник) или соответственно собственник его имущества несет перед кредиторами субсидиарную ответственность. Очевидно, что несмотря на то, что оба законодательных акта регулируют одну и ту же ситуацию, делают они это по-разному. Так, Закон о банкротстве говорит о преднамеренном, то есть умышленном приведении должника к несостоятельности; ГК же этого вопроса не затрагивает. Закон говорит как о действиях, так и бездействии соответствующих лиц, ГК - лишь о действиях. В этой связи практика может столкнуться перед проблемой выбора в применении того или другого законодательного акта. Согласно Закону о НПА, приоритет должен отдаваться Кодексу. Но при этом, с учетом системного толкования законодательства, к указанной ответственности участников ТОО по его долгам возможно привлечь лишь при доказанности наличия с их стороны действий, умышленно направленных на доведение товарищества до банкротства. 4. Ответственность участников ТОО предусмотрена также ст. 94 ГК. i) Прежде, чем перейти к анализу этой статьи, следует определиться с понятием «преобладающее участие в уставном капитале» как одним из оснований возникновения схемы «дочерняя - основная организация». Необходимо учитывать, что преобладание может быть как абсолютным, так и относительным. Абсолютное преобладание возможно при наличии у участника такой доли в уставном капитале, которая бы обеспечивала его контрольное участие (как правило, это 50% плюс один голос). Второй вариант толкования - преобладание относительно других участников, не требующее контрольного участия (например, наличие 25%, тогда как иные участники имеют доли меньших размеров). ii) В соответствии с п. 2 ст. 171 Закона о госимуществе, в зависимости от размера принадлежащей государству доли участия в уставном капитале ТОО они подразделяются на контролируемые государством с недоминирующей долей участия государства (см. комментарий ст. 1 Закона). iii) В соответствии с частью второй п. 2 ст. 94 Кодекса, основная организация, которая по договору с дочерней организацией (либо иным образом) имеет право давать последней обязательные для нее указания, отвечает субсидиарно с дочерней организацией по сделкам, заключенным последней во исполнение таких указаний. Следует иметь в виду, что наличие лишь самого факта взаимоотношений двух организаций по схеме «дочернее - основное» не является основанием для привлечения основной организации к ответственности, поскольку таковая может наступать лишь при исполнении дочерней организацией указаний, давать которые основная организация имеет право. На практике нередки случаи, когда руководитель организации, имеющей контрольное участие в другой организации, буквально, отдает приказы руководителю «дочки», в том числе по поводу заключения сделок, а руководитель соответствующего ТОО их безропотно исполняет. Может ли в таком случае основная организация быть привлечена к субсидиарной ответственности по сделкам, заключенным дочерней организацией во исполнение таких указаний? Считаем, что нет, поскольку у основной организации нет права давать дочерней обязательные для нее указания. Наличие контрольного участия - это возможное основание для определения основной организацией решений, принимаемых высшим органом дочерней организации, то есть лишь для возникновения схемы «дочернее - основное». iv) Частью третьей п. 2 ст. 94 ГК установлено, что в случае банкротства дочерней организации по вине основной организации последняя несет субсидиарную ответственность по ее долгам. Эта норма является частным случаем, подпадающим под общее правило, предусмотренное п. 3 ст. 44 ГК. v) Согласно п. 3 ст. 94 Кодекса, участники дочерней организации вправе требовать возмещения основной организацией убытков, причиненных по ее вине дочерней организации, если иное не установлено законодательным актами. Данное положение направлено на защиту интересов тех участников дочерней организации, которые оказались в меньшинстве и не контролируют ее деятельность. 5. Часть вторая п. 1 комментируемой статьи корреспондируется с подпунктами 1), 2) п. 1 ст. Закона о хозяйственных товариществах, устанавливающими, что хозяйственное товарищество прекращается по истечении срока, на который оно было создано, либо по достижении цели, для которой оно было создано. В данных нормах какой-либо юридический смысл отсутствует. Юридическое лицо не может прекратиться «само по себе». Для этого необходимы либо судебное решение о принудительной ликвидации (п. 2 ст. 49 ГК), либо решение собственника имущества организации или уполномоченного им органа, или решение органа юридического лица, обладающего соответствующей компетенцией (часть первая п. 1 ст. 49 ГК). Поэтому указанные основания прекращения товарищества охватываются подпунктом 3) п. 1 ст. 9 Закона о хозяйственных товариществах: «по соглашению между участниками». 6. Пункт 2 комментируемой статьи определяет, что ТОО является юридическим лицом. Это также следует из п. 3 ст. 34 ГК и п. 2 ст. 1 Закона о хозяйственных товариществах. Статья 33 ГК устанавливает, что юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо имеет печать со своим наименованием. В этой связи товарищество с ограниченной ответственностью, как и иные виды хозяйственных товариществ, нельзя путать с простым товариществом. Хотя в обоих случаях присутствует слово «товарищество», между ними существуют принципиальные отличия. Так, согласно п. 1 ст. 228 ГК, простое товарищество образуется на основании договора о совместной деятельности. По договору о совместной деятельности (договору простого товарищества) стороны обязуются совместно действовать для получения доходов или достижения иной, не противоречащей закону, цели. Простое товарищество не является юридическим лицом, субъектом права. Также нельзя относить к хозяйственным товариществам сельскохозяйственные товарищества - разновидность некоммерческих организаций, правовое положение которых определяется Законом РК от 25 декабря 2000 г. № 133-II «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях». Согласно ст. 3 этого Закона, сельскохозяйственное товарищество - это юридическое лицо, создаваемое на основе членства путем добровольного объединения имущественных взносов сельскохозяйственных товаропроизводителей для удовлетворения их потребностей в сбыте, хранении, переработке сельскохозяйственной продукции, снабжении материально-техническими ресурсами, водообеспечении или другом сервисном обслуживании членов товарищества. 7. Несмотря на свое название «товарищество с ограниченной ответственностью», это коммерческое юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. При этом следует учитывать п. 4 ст. 49 ГК: если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо может быть ликвидировано в порядке, установленном законодательством о банкротстве. 8. Статья определяет, что товарищество не отвечает по обязательствам своих участников. На самом деле это не так. Согласно ст. 83 ГК, при недостаточности имущества участника товарищества с ограниченной ответственностью для покрытия личных долгов кредиторы могут потребовать в установленном порядке выделения доли участника-должника. В таком случае доля (ее часть) этого участника погашается, что влечет уменьшение размера уставного капитала. Таким образом, в этом случае происходит уменьшение чистых активов товарищества. При этом следует иметь в виду, что п. 2 ст. 37 Закона допускает возможность выкупа самим товариществом доли (ее части) участника, на имущество которого наложено взыскание, с последующей продажей другим участникам или третьим лицам, либо уменьшением размера уставного капитала. 9. Редакцию п. 4 нельзя признать безупречной. На самом деле участники, не полностью внесшие вклады в уставный капитал, в части невнесенных вкладов несут не «ответственность», а риск убытков в пределах заявленных вкладов (взносов) в уставный капитал. Под солидарной следует понимать такую ответственность, при которой кредитор вправе требовать исполнения обязательства как от всех должников, так и от любого из них в отдельности, причем как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников (ст. 287 ГК).
Статья 3. Товарищество с дополнительной ответственностью 1. Товариществом с дополнительной ответственностью признается товарищество, участники которого отвечают по его обязательствам своими вкладами в уставный капитал, а при недостаточности этих сумм - дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным ими вкладам. 2. Предельный размер ответственности участников предусматривается в уставе. 3. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам товарищества с дополнительной ответственностью распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами.
1. При рассмотрении особенностей правового положения товарищества с дополнительной ответственностью следует отметить следующее: i) во-первых, правовое положение и ТОО, и ТДО определяются одним нормативным правовым актом; ii) во-вторых, его правовое положение очень схоже с правовым положением товарищества с ограниченной ответственностью. Поэтому к товариществам с дополнительной ответственностью применяются правила настоящего Закона, поскольку иное не предусмотрено настоящей статьей. 2. Товарищество с дополнительной ответственностью является крайне редкой организационно-правовой формой коммерческих организаций в РК. Законодательством многих стран такая форма товарищества вообще не используется. Более того, поскольку предельный размер рисков участников ТДО ограничивается кратностью к вкладам в уставный капитал, то ТДО, по сути, следует рассматривать как разновидность товариществ с ограниченной ответственностью. 3. Из текста комментируемой статьи следуют несколько выводов: i) законодатель предлагает не вполне корректное определение ТДО. Обращаем внимание на выражение «а при недостаточности этих сумм». Но товарищество отвечает по обязательствам всем своим имуществом, а не внесенными участниками вкладами. Поэтому корректней говорить о дополнительной ответственности участников в случае недостаточности имущества у товарищества; ii) предельный размер своей дополнительной (субсидиарной) ответственности участники вправе определять для себя сами в учредительных документах товарищества; iii) Закон оставил без внимания вопрос о минимальном размере дополнительной ответственности участников при недостаточности имущества у товарищества. В этом его отличие от ранее действовавшего в соответствующей части Закона о хозяйственных товариществах, п. 2 ст. 53 которого устанавливал, что дополнительная ответственность участников ТДО не может быть меньше кратной двум их вкладов в уставный капитал. 4. В этой связи определенную сложность вызывает толкование выражения «в размере, кратном внесенным ими вкладам», с которой сталкивается практика. Означает ли это, что дополнительная ответственность участников, определенная уставом, может составлять, например, 2,5; 1,3; 0,5; 0,1 и т.п. вклада в уставный капитал? Нет, не может. Слово «кратный» означает «делящийся без остатка на какое-нибудь число». Таким образом, размер дополнительной ответственности участников, определенный в уставе, должен всегда составлять число целое, а минимальный ее размер не может быть менее единицы, то есть одного вклада в уставный капитал. 5. С учетом вышесказанного, следует признать, что товарищество с дополнительной ответственностью по своей сути является разновидностью товарищества с ограниченной ответственностью. Ведь с точки зрения пределов ответственности участников между ними нет разницы. Сравним пределы возможного риска убытков участника ТОО с вкладом в уставный капитал, например, в размере 400 000 тенге, с ответственностью участника ТДО, уставом которого предусмотрена дополнительная ответственность участников в размере, кратном одному вкладу в уставный капитал, при его вкладе в размере 200 000 тенге. В обоих случаях при банкротстве этих товариществ участники рискуют потерять по 400 000 тенге. И в обоих случаях их ответственность заранее ограничена этими суммами. В этом заключается принципиальное отличие ТОО и ТДО от полных и коммандитных товариществ, участники которых, за исключением вкладчиков коммандитных товариществ - коммандитистов, несут дополнительную ответственность, возможные пределы которой им заранее не известны. 6. В Законе отсутствует специальная норма о минимальном размере уставного капитала ТДО. Но поскольку к ТДО применяются правила о товариществе с ограниченной ответственностью, этот размер, по общему правилу, составляет 100 месячных расчетных показателей (см. комментарий ст. 23 Закона). 7. Закон, говоря о распределении ответственности участника при его банкротстве между остальными участниками товарищества, вряд ли верно использует выражение «пропорционально их вкладам». Правильнее говорить в этом случае не о вкладах, а о долях участников ТДО, поскольку, согласно п. 1 ст. 28 и п. 6 ст. 23 Закона, размер долей участников не обязательно должен зависеть от размеров их вкладов в уставный капитал. Рассмотрим ситуацию с привлечением участников к дополнительной ответственности при банкротстве одного из них на примере. Предположим, что при размере дополнительной ответственности участников, кратном двум вкладам, доли трех участников ТДО с уставным капиталом 300 000 тенге определены следующим образом: 1 участник - 20% (при вкладе 60 000 тенге); 2 участник - 30% (при вкладе 90 000 тенге); 3 участник - 50% (при вкладе 150 000 тенге). Допустим, что первый участник признан банкротом и, соответственно, не может исполнить лежащую на нем субсидиарную ответственность в двукратном размере своего вклада. Обращаем внимание на следующее обстоятельство. Пропорции долей оставшихся участников определяются отношением не к уставному капиталу, а друг к другу, то есть 0,375 и 0,625. В таком случае ответственность участника-банкрота возлагается на других участников следующим образом: на 2-го участника: (60 000 тенге х 2) х 0,375 = 45 000 тенге; на 3-го участника: (60 000 тенге х 2) х 0,625 = 75 000 тенге.
Статья 4. Фирменное наименование товарищества с ограниченной ответственностью 1. Товарищество с ограниченной ответственностью имеет фирменное наименование, которое должно содержать наименование товарищества, а также слова «товарищество с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру «ТОО». Фирменное наименование товарищества с дополнительной ответственностью должно содержать соответственно слова «товарищество с дополнительной ответственностью» или аббревиатуру «ТДО». Под таким фирменным наименованием товарищество подлежит государственной регистрации. Товарищество вправе также использовать сокращенную форму фирменного наименования и его эквиваленты на иностранных языках. 2. В фирменное наименование товарищества с ограниченной ответственностью, создаваемого с иностранным участием, может быть включено указание на государственную принадлежность его учредителей. 1. Фирменное наименование ТОО позволяет отличать его от других юридических лиц. Оно состоит, как минимум, из двух частей: указания на организационно-правовую форму (то есть «товарищество с ограниченной ответственностью» или «ТОО») и названия (например, «Заман»). 2. В некоторых случаях законодательство обязывает указывать в фирменном наименовании ТОО дополнительную информацию. Так, п. 2 ст. 3 Закона РК от 28 марта 2003 г. № 400-II «О кредитных товариществах» установлено, что наименование кредитного товарищества должно содержать слова «кредитное товарищество». Ни одно юридическое лицо, не зарегистрированное как кредитное товарищество, не может именоваться кредитным товариществом. 3. В наименовании товарищества не допускается использование названий, противоречащих требованиям законодательства или нормам общественной морали; собственных имен лиц, если они не совпадают с именем участников либо если участники не получили разрешения этих лиц (их наследников) на использование собственного имени. Запрещается использование в фирменных наименованиях товариществ указаний на официальные названия государственных органов Республики Казахстан, установленные законодательными актами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан. Возможность выявления противоречия используемых в фирменных наименованиях ТОО названий нормам общественной морали основывается на сугубо субъективной оценке. Так, например, на вопрос, будут ли являться аморальными наименования «Товарищество с ограниченной ответственностью «Казахстанский стрип-бар» или «…гей-клуб», либо «…плэйбой», ответить однозначно нельзя. Запрет на использование указаний на официальные названия государственных органов Республики Казахстан также порождает ряд вопросов. Так, известен случай, когда в учредительных документах коммерческой организации были использованы слова «Кабинет Министров РК». Думается, буквальное толкование действующего законодательства не позволяет говорить о необходимости отказа в государственной регистрации по данному основанию, поскольку в настоящее время высший исполнительный орган нашей страны называется «Правительство Республики Казахстан». 4. На практике нередки случаи, когда в учредительных документах встречаются положения, например, следующего рода: «Наименование товарищества: - на русском языке: «ТОО «Встреча»; - на казахском языке: «Кездесу» ЖШС»; - на английском языке: «Meeting Ltd». Это недопустимо, и регистрирующие органы должны отказывать в государственной регистрации, поскольку на самом деле в таких случаях речь идет о трех различных наименованиях. По этому же основанию нельзя согласиться с положением, установленным частью второй ст. 19 Закона РК от 1 июля 1997 г. № 151-I «О языках в Республике Казахстан», согласно которому наименования совместных, иностранных организаций должны даваться с транслитерацией на государственном и русском языках. Выполнение данного требования приводит к возникновению вышеуказанных ситуаций. 5. Товарищество имеет исключительное право использования своего фирменного наименования. Лицо, неправомерно использующее чужое фирменное наименование, по требованию обладателя обязано прекратить использование такого наименования и возместить причиненные убытки.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |