|
|
|
По принципу нулевой терпимости
Серик АКЫЛБАЙ, председатель Комитета Сената Парламента РК по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам
Послание «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», озвученное Президентом Н. Назарбаевым, - это документ, в котором определены контуры и стратегические цели политического и экономического развития республики на ближайшие полвека. Один из основных аспектов Послания - принцип нулевой терпимости к беспорядку, который предусматривает жесткие наказания даже за незначительные правонарушения, чтобы продемонстрировать правонарушителям решимость государства пресекать любые беспорядки. Данный принцип должен стать важным шагом в укреплении общественной безопасности и борьбе с преступностью. Одной из важнейших задач в условиях новых вызовов следует считать активное содействие совершенствованию организации общества, укреплению законности и правопорядка, предупреждению преступности, а также устранение причин, которые ее порождают. В прошлом году эти и другие вопросы обсуждались на конференции в Сенате Парламента РК на тему «Предупреждение преступлений и профилактика правонарушений: современное состояние и перспективы совершенствования». Рекомендации, выработанные по итогам встречи, были направлены в заинтересованные государственные органы. Анализ правоприменительной практики и законодательства позволяет нам сделать вывод о том, что нормы, способствующие предупреждению преступлений, содержатся практически во всех отраслях и подотраслях права. Ключевой момент заключается в том, что преступность является динамичным и приспосабливающимся явлением, при этом изучение причинного комплекса должно быть постоянным и системным. С января 2011 года началась планомерная работа по обеспечению достоверности состояния преступности и искоренению фактов укрытия преступлений. В результате принимаемых мер за 9 месяцев 2012 года в стране уровень зарегистрированных преступлений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года возрос на 52,5 процента, в том числе тяжких преступлений - на 10,5 процента. К концу 2013 года планируется добиться реальной картины преступности в стране. Следует отметить, что принимаемые сегодня меры по исполнению положений Закона РК «О профилактике правонарушений» не приносят ожидаемых положительных результатов, в связи с чем целесообразно изучить международный опыт по профилактике правонарушений. За рубежом широко используется работа с общественностью с ориентацией на самозащиту, предоставление вознаграждения за информацию, имеющую оперативно-профилактическое значение, распространение советов по профилактике преступлений по радио и телевидению, а участие граждан в укреплении правопорядка позволило снизить количество правонарушений. Изучая зарубежный опыт можно констатировать, что профилактика без реального финансирования со стороны государства не дает желаемого эффекта. Сегодня привлечение общественных институтов к охране общественного порядка возложено на органы внутренних дел, при этом местные исполнительные органы не оказывают реальной поддержки. Так, размер денежного вознаграждения в 10 МРП в квартал недостаточен для стимулирования граждан оказывать содействие правоохранительным органам. Поэтому необходимо совершенствовать методы профилактической работы. Практика показывает, что некоторые проблемные вопросы необходимо решить на законодательном уровне. Так, Законом «О профилактике правонарушений» утвержден перечень лиц, подлежащих профилактическому контролю. Однако в него не вошли такие категории, как ранее судимые, хотя именно эти лица оказывают негативное влияние на рецидивную преступность. Кроме того, необходимо ужесточение законодательства в борьбе с экстремизмом и терроризмом. Целесообразно устанавливать административный надзор в отношении всех лиц, осужденных за преступления, связанные с экстремизмом и терроризмом, а также замеченных в связях с членами радикальных религиозных течений в местах лишения свободы. Нужно законодательно закрепить норму об их постановке на профилактический учет до погашения судимости. Одновременно с этим целесообразно запретить условно-досрочное освобождение лиц, осужденных за экстремизм. На сегодняшний день такой запрет уже введен в отношении лиц, отбывающих наказания за совершение террористических актов. Требует совершенствования система контроля за прибытием лиц к постоянному месту жительства, освобождаемых условно-досрочно из мест лишения свободы. В действующем законодательстве нет ответственности за неприбытие или несвоевременное прибытие к месту жительства условно-досрочно освобожденных лиц. В настоящее время актуален вопрос трудового и бытового устройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, так как он напрямую связан с рецидивной преступностью. В связи с чем местным исполнительным органам необходимо решить вопрос расширения квоты рабочих мест для лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Следует отметить, что в стране функционирует 22 центра социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства. Однако во многих областях количество койко-мест не превышает 50, а это приводит к малоэффективной работе указанных центров. Необходимо увеличить количество койко-мест, а также активизировать работу по оказанию психологической помощи лицам, оказавшимся в данных центрах. Учитывая изложенное, необходимо развивать систему ресоциализации как меру по профилактике правонарушений. Сегодня Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам службы пробации» ограничился созданием небольшой группы в рамках существующих уголовно-исполнительных инспекций, и то только для условно-осужденных лиц. Для создания более эффективной системы ресоциализации необходимо создание полноценной службы пробации с учетом зарубежного опыта. Пробация в нашей стране могла бы охватить и досудебные стадии, и постпенитенциарный этап. Местные исполнительные органы, а в будущем и органы местного самоуправления, должны более эффективно участвовать в ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Также остро стоит проблема увеличения числа правонарушений и преступности среди несовершеннолетних. Дети и подростки требуют усиленного социального контроля со стороны семьи, школы, общественности, так как в этом возрасте происходит формирование личности. Одним из основных направлений работы учреждений образования является выявление и учет детей, не посещающих или регулярно пропускающих по неуважительным причинам занятия. Одной из важной составляющей профилактической работы является организация досуговой (кружки, спортивные секции) и трудовой занятости в свободное от учебы время (летний период). Умение найти индивидуальный педагогический подход к «трудным детям» является большим вкладом в дело профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Кроме того, в настоящее время поднимается вопрос введения школьной медиации - это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы образования. Многие конфликты между школьниками скрыты от педагогов, психологов и родителей. Школьная медиация поможет сократить количество конфликтных ситуаций и облегчить их последствия. Это поможет детям в будущем решать спорные вопросы путем переговоров, а не при помощи противоправных действий в отношении своих оппонентов. Важной задачей является реабилитация и адаптация к жизни детей, отторгнутых семьей, школой и другими социальными институтами. В стране создано 18 центров адаптации несовершеннолетних для оказания им своевременной психологической помощи. Также функционируют специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания несовершеннолетних детей с 11 до 18 лет. Основной их деятельностью является обучение, воспитание и социальная реабилитация несовершеннолетних, а также создание условий для коррекции девиантного поведения. С учетом новых вызовов и задач, поставленных Главой нашего государства в «Стратегии «Казахстан-2050» назрела необходимость введения новых методов профилактики. Сегодня необходима качественно иная стратегия борьбы с преступностью, которая предполагает разработку государственной межотраслевой программы профилактики правонарушений, интегрированной в новую модель социально-экономической модернизации. Также задачи, поставленные Президентом страны по реформированию правоохранительной службы, диктуют необходимость создания самостоятельного структурного подразделения, способного осуществлять эффективный государственный контроль и объективную оценку работы субъектов профилактики. В заключение хотелось отметить, что решая задачи предупреждения преступности, государство и общество достигает социально значимые цели, связанные с правосознанием, идеологией и нравственными ценностями. Все это повышает авторитет государства, снижает уровень правового нигилизма и способствует дальнейшему развитию демократического общества.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |