|
|
|
Самоограничение власти в пользу прав человека
Оксана Даирова
О необходимости формирования новых принципов правого государства, изменения в целом правосознания казахстанцев рассказывает член Конституционного Совета, кандидат юридических наук Анар Жаилганова. - Анар Нуралыкызы, на недавнем совещании с руководителями правоохранительных органов Глава государства отметил, что повышение эффективности силовых структур и судов решается одновременно с повышением уровня правосознания населения. Какие здесь нужны меры? - В преодолении правового нигилизма крайне заинтересовано не только государство, регламентирующее общественную жизнь посредством права. Повышение эффективности этого рода деятельности лежит в сфере общего и индивидуального интереса. Это правильно воспринимается большинством граждан тогда, когда законы и иные нормативные правовые акты социально ориентированы, юридически безупречны и подлежат исполнению каждым носителем прав и обязанностей независимо от его статуса и ранга. Здесь на первый план выходит вопрос правовой пропаганды среди населения. И здесь очень важен вопрос правовой культуры, поскольку человек, незнающий своих прав и обязанностей, легко становится объектом манипулирования, он более склонен к совершению противоправных действий. Поэтому еще со школьной скамьи детям необходимо прививать чувство ответственности за свое поведение в обществе, уважительного отношения к людям, толерантности и терпимости к социальному окружению и, наконец, чувство патриотизма. Правовое образование и воспитание в соответствующих формах должны начинаться в раннем детстве и продолжаться всю сознательную жизнь. Элементарной предпосылкой преодоления правового нигилизма со стороны граждан является знание ими соответствующих положений тех или иных нормативных правовых актов, информированность о них. Необходимо сформировать в обществе уважительное отношение к Конституции как Основному закону страны, к государственным символам, лучше преподавать основы права в школах, повысить роль правозащитных неправительственных организаций в обществе. - Правовая база в области защиты прав и свобод человека в целом в Казахстане сформирована. В каких еще направлениях должна вестись работа? - Говоря о главных итогах нашего правового развития, необходимо отметить создание конституционно-правовых основ суверенного Казахстана, признание высшими ценностями человека его жизнь, права и свободы, а также единой государственной власти, осуществляемой на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и формирование всех основных отраслей национального законодательства и многое другое. Одним словом, сделано очень много и нам есть чем гордиться. Вместе с тем и «почивать на лаврах» рано. Куда двигаться дальше? Конечно, в соответствии с теми приоритетами, которые обозначил Президент страны - Лидер нации Н. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана 14 декабря 2012 года и в соответствии с требованиями Концепции правовой политики до 2020 года. Ведь правовое развитие государства, защита прав и свобод человека неразрывно связаны с общегосударственным развитием в целом. А развитие общества должно учитывать современные вызовы. К ним относятся: рост преступности, связанной с коррупцией, терроризмом, религиозным экстремизмом, финансово-экономический кризис и т.д. Каждый из перечисленных факторов требует не просто пристального внимания, но и безотлагательного решения, причем на общегосударственном уровне. Поэтому сейчас готовятся специальная концепция борьбы с коррупцией, государственная программа по противодействию экстремизму и терроризму, принят новый Закон «По вопросам противодействия терроризму». Одновременно ведется работа по развитию моногородов, развитию социальной сферы, по всемерной поддержке малого и среднего бизнеса, по развитию местного самоуправления. В соответствии со ст. 89 Конституции в Казахстане признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Его особенность заключается в том, что органы местной власти имеют собственную легитимность, ибо формируются непосредственно населением либо при его участии и действуют в рамках собственных полномочий, которые реализуются местными органами по своему усмотрению в зависимости от финансовых возможностей. О защите прав и свобод человека я говорю не только вкупе с правоохранительной и судебной деятельностью, но и с вопросами экономическими и социальными. И это не случайно - центральным звеном всей этой громадной и одновременно кропотливой государственной работы является человек, его права и законные интересы, качественные стандарты его жизни. Важно не просто реализовать все эти программы, но и получить обратную связь, то есть адекватное восприятие каждым казахстанцем всех этих достижений, которые мы уже имеем и к которым мы еще только стремимся. - В своем Послании народу Казахстана Президент страны расставил приоритеты нашего развития до 2050 года. Каково ваше мнение о необходимости внесения изменений в Концепцию правовой политики, в особенности касательно судебной системы по разрешению экономических споров? - Судебная власть имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров РК. И насколько скоро и законно будет осуществляться правосудие, насколько качественно суд будет осуществлять свою правозащитную функцию, настолько конкурентоспособной будет страна. Суд при разрешении экономических споров должен не только руководствоваться формальными требованиями закона, но и уметь анализировать экономический блок законодательства. Суд должен давать правовую оценку не только возникшему гражданско-правовому конфликту, но и понимать экономические последствия своего решения. По сути, решение суда должно исчерпывать конфликт, а не порождать новые конфликты между сторонами, втянутыми в судебную тяжбу. Если обратимся к зарубежному опыту, то там судьи при принятии решения по существу дела руководствуются экономическим анализом права (Law and Economics). Это свидетельствует в первую очередь о том, что судьи не стоят в стороне от общегосударственных дел, от экономической и социальной политики государства. Они не только разрешают конфликт, оказавшийся в орбите судопроизводства, но и предвосхищают возможные конфликты после вынесения решения. Ценность данного подхода состоит в том, что при разрешении сложных дел суду предлагается руководствоваться целью улучшения общественного благосостояния и стремиться к достижению наибольшей эффективности. Конечно, в наших условиях эти цели будут обусловлены принципами юридического равенства и верховенства права, а отнюдь и не только требованием экономической эффективности. Поэтому в Концепции правовой политики до 2020 года можно было, хотя бы в общих чертах, определить такую тенденцию в разрешении экономических споров. - Вы сказали, что развитие правовой политики государства должно соответствовать современным вызовам общества. Одним из таких вызовов является финансово-экономический кризис в мировой экономике. Как они соотносятся? - Глава государства, Лидер нации Н. Назарбаев в Послании народу Казахстана указал, что наша главная цель - к 2050 году создать Общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей Всеобщего Труда. Глава государства настаивает на человеке труда, на пути к «Обществу Всеобщего Труда», потому что человечество, особенно в последние десятилетия, находилось в обществе всеобщего потребления. И это привело к тому, что государства «наобещали» своим гражданам социальную безопасность и поддержку, а в итоге с этими обещаниями не справились. Яркий тому пример - Греция. В обществе произошел дисбаланс между реальным производством и потреблением, между пополнением государственной казны за счет налогов и социальными обязательствами государства перед населением. А ведь государство обязано в силу принципов конституционного права обеспечивать сбалансированность в экономической и социальной сфере. В конституционно-правовой идее об общем благе, которого должно достигать государство, содержится ответ и на такие острые вопросы, как, надо ли вводить прогрессивную систему налогообложения доходов, должно ли государство заниматься состоянием социальной структуры гражданского общества. В силу конституционного принципа экономической и социальной сбалансированности необходимо постоянно искать баланс между доходами и расходами государства. В соответствии с Конституцией основное содержание предпринимательской деятельности - это не только конкуренция, а инициатива и работа в поиске новых факторов производства. Человек Труда (предприниматель) - это основная сила в экономике, несущая конституционно-правовую ответственность за экономический рост государства в целом. Здесь и кроется ответ, почему Глава государства выступил с этой идеей в своей известной программной статье, а далее продолжил эту концепцию в Послании народу Казахстана. Поэтому и возникает необходимость в ревизии действующего трудового и социального законодательства. Впрочем, эта работа уже начата. - В упомянутом совещании с правоохранительными органами Глава государства говорил о необходимости принятия новых УК, УПК, УИК и КоАП. Что, на ваш взгляд, в первую очередь должно быть отражено в новом УК, какова концепция проекта? - Нужно придерживаться направления, определенного Концепцией правовой политики до 2020 года, принятого в августе 2009 года. Там очень хорошо сказано о развитии уголовного права. В частности, отмечено, что развитие уголовного права должно осуществляться с учетом двухвекторности уголовной политики: гуманизация должна касаться лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также социально уязвимых групп населения - беременных и одиноких женщин, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, людей преклонного возраста. Одновременно нужно проводить жесткую политику в отношении лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, скрывающихся от уголовного преследования, и при рецидиве преступлений. Ну и, конечно, нужно проводить декриминализацию экономических преступлений, но аккуратно балансируя с принципом неотвратимости наказания, поскольку конституционализм - это самоограничение власти в пользу прав человека. - Как единственная женщина в составе Конституционного Совета республики, что вы можете сказать о спорах по повышению пенсионного возраста для женщин? - Поскольку согласно Конституции Казахстан утверждает себя социальным государством, то, естественно, социальные гарантии для граждан прописаны в нормах нашей Конституции. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Гражданину республики гарантируется минимальный размер зарплаты и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям. Данные конституционные положения показывают, что социальные права (в большинстве своем) не являются всеобщими, а касаются только тех, кто стар, болен, утратил кормильца, стал инвалидом и так далее. Отсюда вывод, что государство не является чем-то всесильным, чтобы накормить и обеспечить всех и вся. И этот момент нужно понимать. Конституция не устанавливает точного объема социальных прав, и это правильно, поскольку рост размера социальных благ всегда изменчив и зависит от многих экономических факторов развития государства. Например, Конституционный Суд Украины в своем постановлении указал, что «с оскудением бюджета или страховых фондов просто необходимо менять размер пособий, изменение возрастного состава населения делает обязательным изменение возраста выхода на пенсию, в отсутствие рабочего места работник должен быть уволен, при нехватке социального жилья, части возможных его получателей должно быть отказано в притязаниях на него». Этот пример свидетельствует, что диспропорция в количестве между людьми пенсионного возраста и людей трудового возраста, повышение продолжительности жизни человека, слабая работа накопительных пенсионных фондов - все эти факторы, в конечном итоге влияют на повышение пенсионного возраста, в том числе женщин. В целом хочу добавить, что установление пенсионного возраста как для мужчин, так и для женщин находится в компетенции законодателя. - Спасибо за интервью.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |