|
|
|
20.02.2013 Столичный экспресс держит высокую марку на стальных магистралях страны
В начале ХХ века профессия кочегара паровоза рассматривалась как одна из самых тяжелых работ. За одну поездку кочегар закидывал совковой лопатой в паровозную топку до семи тонн угля. Поистине каторжный труд. Впрочем, не легче была и доля помощника машиниста поезда, который должен был не только поддерживать пар в котле, но и помогать кочегару. Труд на железной дороге считался в те времена непосильным. С той поры многое изменилось. На казахстанских дорогах на смену допотопным паровозам и деревянным пассажирским вагонам пришли современные локомотивы «Эволюшен» и скоростные поезда «Тальго». Трудно забыть восхищение одного украинца, доехавшего из Киева на поезде до Алматы и отписавшего в Интернете свои впечатления от увиденного. Его поразили комфорт и красота современных железнодорожных вокзалов в Астане и Алматы. «Вот только я одного не понял, - пишет украинец, - почему убрали из зала ожидания механические автоматы, показывающие расписание приезда поездов? Это же было удобно». На что кто-то из казахстанских комментаторов не без ехидства заметил: «Странный какой-то этот киевлянин. Там же компьютеры стоят». Труд современного казахстанского железнодорожника полностью механизирован и компьютеризован. Что, кстати, и было учтено совсем недавно по итогам республиканского конкурса «Сенiм», проводимого во второй раз Ассоциацией HR-менеджеров РК. Группой независимых экспертов было рассмотрено состояние дел на казахстанской железной дороге, включающее самые разные позиции - от технологической оснащенности производства до социальной составляющей. По результатам этого конкурса, проходившего в семи номинациях, АО «Казахстан темир жолы» признано по праву лучшим работодателем среди национальных компаний Казахстана. Что весьма и весьма почетно… А ведь это не просто лауреатство и грамота, но и признание заслуг казахстанских железнодорожников перед всей страной, как в советское время получить переходящее Красное Знамя Труда и даже еще ценнее. Собственные впечатления От Алматы до Астаны можно долететь на «Боинге», добраться на «Тальго» или доехать на автомобиле. При этом из всех видов транспорта, когда необходимо ехать в столицу, я предпочитаю скоростные поезда 9-го и 10-го направления. Новые комфортабельные вагоны, стерильные биотуалеты, вежливые проводники. В каждом купе розетки для подключения ноутбука, можешь ехать и заниматься работой. Да еще проводники выдают пассажирам чай, кофе, одноразовые стаканы, небольшие пеналы, в которые уложены расческа, зубная паста, щетка, мыло, ложка для обуви. Мелочь, а приятно. Конечно, кто-то скажет, что «Тальго» добирается до столицы быстрее, но зато в «девятке» и «десятке» можно курить в тамбуре, что лично для меня, курильщика с многолетним стажем, очень важно. Да и сами вагоны шире, нет ощущения сковывающего пространства. Словом, добираться из Алматы в Астану и обратно в скоростных поездах девятого и десятого направлений с недавних пор стало просто удовольствием, если сравнить со старыми составами, что курсировали по этому маршруту буквально год назад. Но хотя руководитель АО «Казахстан темир жолы» Аскар Мамин заявляет, что к 2018 году весь парк пассажирских вагонов республики полностью обновится, верится в это пока еще с трудом. Неужели и мы доживем до таких светлых дней! Чистыми руками А между тем в Алматинском отделении железной дороги происходящие перемены просто бросаются в глаза. Здесь уже отходили свое советские тепловозы 2ТЭ10Л, истекавшие мазутом и соляркой буквально из всех щелей. Нет и маневровых тепловозов ТГМ. На смену им пришли тепловозы нового поколения СКД и ТЭ33 (известный в народе больше по своему американскому имени «Эволюшен»). У этих локомотивов легче ход, они более экономичные, при этом более мощные, но главное - они комфортабельные. Для сравнения, если раньше, для того чтобы попасть в кабину машиниста, ты брался за дверной поручень и руки у тебя сразу оказывались в мазуте, то теперь этого нет и в помине. Всюду чисто. Исчезло понятие «рабочая спецовка». Машинист может ехать в костюме и галстуке. В кабине тепловоза установлен кондиционер, горят цифровые табло, работает компьютер. И важно, что «Эволюшен» практически не ломаются, от очередного до следующего сервисного обслуживания откатывая по 90-120 дней. Когда еще такое было?! Вспомним, те же советские тепловозы больше ремонтировались, чем ездили на собственной тяге. И отсюда еще одно наблюдение: сократилась ремонтная база. На территории Алматинского локомотивного депо выстроен новый большой сервисный центр по обслуживанию локомотивов. А старые, занимавшие огромные площади ремонтные мастерские, «заточенные» под ремонт тепловозов, доставшихся молодой республике по наследству от «совка», закрыты за полной их ненадобностью. В кабине современного отечественного локомотива «Эволюшен» я беседую с машинистом Александром Теофиловым. «Ощущение, - говорит он, - когда четыре года назад я вошел в кабину этого тепловоза, было сродни тому, как если бы я с «Запорожца» пересел на «Мерседес». Тут тебе и биотуалет, и кондиционер, все есть. Все прекрасно. Удобно для работы». Своего коллегу поддерживает помощник машиниста Бахытжан Жарылгасинов: «Дизель, ходовая локомотива - все усовершенствованно. Никаких нареканий не вызывает. Машина очень хорошая, созданная для человека, причем приятно вдвойне, что она собирается здесь, в Казахстане». Такая вот картина. Разговор с директором Район «Пятилетки» в Алматы расположен недалеко от магистральной железной дороги, называвшейся раньше «Турксибом». Я тут был много лет назад, поэтому есть с чем сравнивать. Исчезли пустыри и бесхозные земли. «Пятилетка» еще более уплотнилась частными строениями и гаражами. Такое ощущения, что сами улицы сузились. Или, может, подобное «видение» возникает оттого, что дороги в этой отдаленной городской провинции занесены сугробами, сводящими проезжую часть в две тонкие асфальтовые колеи посреди выступающих бугров и наростов льда и снега. Ехать по такой дороге - кошмар. А задеть крылом встречную машину, соскользнув с очередной ледяной горки, и вовсе плевое дело. И как тут не чертыхнуться, вспоминая недобрым словом наши городские коммунальные службы. А между тем в административном корпусе локомотивного депо, куда лежит мой путь, к тому времени уже закончилась планерка. Мой собеседник - Булат Оспанов, директор филиала АО «Алматинское эксплуатационное локомотивное депо», представляет собой особый тип хозяйственника. С такими мне уже приходилось сталкиваться. С ними приятно работать. Отходчивый, добрый по своей природе, но в то же время и требовательный. Такой директор может своего подчиненного и неласковым словом «пригладить»… но все равно подчиненные таких руководителей любят в силу их человечности. «Трудно было в девяностые годы, - говорит Болат Мусагажинович. - А сегодня железная дорога на подъеме. В своем большинстве наши специалисты со средним техническим и высшим образованием. Работа железнодорожника очень ответственная, не знающая ни суббот, ни воскресений, ни праздников. Мы перевозим грузы, пассажиров. И весь этот механизм надо отладить так, чтобы не было сбоев и опозданий. Что сказывается на ритмичной работе десятков тысяч казахстанских предприятий большого, малого и среднего бизнеса. Словом, для того чтобы народно-хозяйственный механизм страны работал хорошо, должна четко функционировать железная дорога. И далее разговор переходит к конкретике. Сегодня 180 тепловозов серии «Эволюшен», собираемых в Астане, курсируют по всему Казахстану. Договоры о продаже казахстанских локомотивов заключены со странами Прибалтики, Россией, Киргизией. Шесть новых тепловозов проданы Таджикистану. Причем алматинские железнодорожники были первыми, кто освоил эксплуатацию этих машин. И здесь же я узнаю, сколько у нас сегодня получают машинисты и помощники машинистов тепловозов. Средняя зарплата машиниста доходит до 160 тысяч тенге. При этом железная дорога помогает им с приобретением жилья и оказывает другую социальную помощь. «А вы знаете, что сегодня под Джаркентом мы построили целый железнодорожный город Нур-Кент, с детскими садами, школами, магазинами. Не считая эксплуатационщиков, там сегодня квартиры получили двадцать семь семей наших локомотивщиков. Вот «Казахстан темир жолы» и выигрывает республиканские конкурсы среди лучших работодателей, потому что заботится о своих сотрудниках», - улыбается под конец разговора Булат Мусагажинович. И вместо эпилога Сегодня наши телеканалы пестрят сюжетами о недобросовестных руководителях, месяцами задерживающих зарплату своим сотрудникам или выплачивающих своим рабочим такой мизер, за который надрываться - просто смех и грех. И это правильно. Телевидение и газеты должны нести социальную нагрузку, вскрывая нарывы общества. У меня же цель была иная - показать трудовые будни тех, кто может, хочет и умеет работать; тех, кто не тянет нас в темное прошлое, а приближает день грядущий, светлый и праздничный. Поскольку я уверен, за такими людьми и за такой страной, где уважаются незыблемые права людей на образование, здравоохранение, получение достойной работы и жилья, наше будущее… Серик МАЛЕЕВ, Алматы-Астана-Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |