Кодекс Туркменистана
Введен в действие с 1 ноября 2004 года Законом Туркменистана от 25 октября 2004 года № 244-II
Кодекс Туркменистана «О воде» направлен на повышение значения рационального использования и охраны водных ресурсов. В комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия настоящий Кодекс будет способствовать формированию водно-экологического правопорядка и обеспечению экономической безопасности Туркменистана. В условиях развития государственного и частного производства, а также градостроительства, роста материального благосостояния населения и увеличения разносторонних потребностей в воде возникает необходимость разработки и соблюдения научно-обоснованных, наиболее эффективных правил рационального использования водных ресурсов и их охраны от загрязнения, засорения и истощения.
Глава I. Основные положения
Статья 1. Задачи водного законодательства Туркменистана Задачами водного законодательства Туркменистана являются регулирование водных отношений в целях обеспечения научно-обоснованного, рационального использования вод для нужд населения, отраслей экономики и окружающей природной среды, охраны вод от загрязнения, засорения и истощения, улучшение состояния водных объектов, предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод, а также охрана прав юридических и физических лиц, укрепление законности в области водных отношений в стране.
Статья 2. Водное законодательство Туркменистана Водные отношения в Туркменистане основывается на Конституции Туркменистана, регулируется настоящим Кодексом Туркменистана «О воде», законами Туркменистана и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Туркменистана.
Статья 3. Государственный водный фонд Совокупность всех водных объектов, занятых ими земель, в том числе, отведенных под водоохранные зоны и полосы составляет Государственный водный фонд Туркменистана. Государственный водный фонд Туркменистана включает: - реки, водохранилища, озера, межхозяйственные каналы и дренажные коллектора, а так же другие поверхностные водоемы и водотоки; - подземные воды; - Каспийское море в пределах государственной границы Туркменистана.
Статья 4. Государственная собственность на воды Государственный водный фонд Туркменистана является исключительно собственностью государства. Государственная собственность на межгосударственные (трансграничные) воды определяется соглашениями между государствами расположенными в данном бассейне. Действия, в прямой или скрытой форме, нарушающие право государственной собственности на воды запрещаются. Водохозяйственные сооружения, искусственно созданные в порядке установленном законодательством для использования и охраны вод могут являться собственностью юридических или физических лиц Туркменистана.
Глава II. Государственное управление и контроль в области использования и охраны вод
Статья 5. Государственное управление в области использования и охраны вод Государственное управление в области использования и охраны вод в Туркменистане осуществляется Кабинетом Министров Туркменистана, а также специально уполномоченными на то государственными органами по регулированию использования вод и государственными органами по охране вод и иными государственными органами в соответствии с законодательством Туркменистана. Специально уполномоченными государственными органами по регулированию использования и охраны вод являются соответственно Министерство водного хозяйства Туркменистана и Министерство охраны природы Туркменистана, а также их органы на местах.
Статья 6. Компетенция Кабинета Министров Туркменистана в области управления, использования и охраны вод Права владения и распоряжения водами на территории Туркменистана осуществляются Кабинетом Министров Туркменистана, делегирующий часть своих прав специально на то уполномоченным органам. Кабинет Министров Туркменистана в области управления водами: - утверждает основные направления рационального использования и охраны вод, развития водного хозяйства; - утверждает бассейновые схемы комплексного использования и охраны вод и водохозяйственные балансы; - обеспечивает выполнение государственных программ по сохранению и восстановлению водных источников; - определяет порядок передачи управления водными объектами в ведение специально уполномоченных органов; - объявляет водные объекты или их части зонами чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия; - определяет порядок ведения государственного учета вод и их использования, а также Государственного водного кадастра; - устанавливает порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной вод; - устанавливает порядок и условия использования и охраны вод; - определяет порядок сотрудничества с сопредельными государствами по регулированию водных отношений; - утверждает ежегодно каждому велаяту и этрапу лимиты водопотребления в целом, в том числе по основным водоисточникам и отраслям экономики; - принимает решения по вопросам предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод; - обеспечивает решение других вопросов в области использования и охраны вод.
Статья 7. Компетенция специально уполномоченных Государственных органов в области водных отношений Специально уполномоченные государственные органы в области водных отношений осуществляют: - утверждение внутрихозяйственных, системных, этрапских, велаятских и в целом по стране планов водопользования; - организацию и регулирование использования и охраны вод; - разработку и утверждение схем комплексного использования и охраны вод; - государственный контроль за использованием и охраной вод; - организацию мониторинга вод; - ведение водного кадастра и водохозяйственных балансов; - ведение государственного учета вод и их использование; - метрологическое обеспечение контроля и учета вод; - предъявление претензий и исков о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушений водного законодательства; - проведение проектных, изыскательских, научно-исследовательских и конструкторских работ, связанных с использованием и охраной вод; - разработку комплекса мероприятий по мелиорации орошаемых земель; - государственную экологическую экспертизу проектов строительства и реконструкции сооружений и устройств; - согласование и выдачу разрешений на специальное водопользование; - международное сотрудничество в области водных отношений. Разграничение функций специально уполномоченных государственных органов осуществляется на основе положений об их органах, утверждаемых Кабинетом Министров Туркменистана. Указания специально уполномоченных государственных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, являются обязательными для всех юридических и физических лиц и могут быть обжалованы в судебном порядке.
Статья 8. Компетенция органов местной исполнительной власти в области регулирования водных отношений К ведению органов местной исполнительной власти в части использования и охраны вод в пределах административных границ относятся: - утверждение проектов зоны санитарной охраны водопроводов и источников централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных мест; - организация работ по улучшению водообеспечения населения и отраслей экономики, сохранению и восстановлению водных ресурсов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод, а также загрязнения вод в результате аварий и стихийных бедствий; - защита прав водопользователей и разрешение спорных вопросов по водопользованию в пределах своих компетенций;
Статья 9. Государственный контроль за использованием и охраной вод Задачей государственного контроля за использованием и охраной вод является обеспечение соблюдения всеми юридическими и физическими лицами установленного порядка пользования водами, выполнение обязанностей по охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия, правил ведения учета вод, а также иных правил, установленных водным законодательством. Государственный контроль за использованием и охраной вод осуществляют государственные органы по регулированию использования и охраны вод, органы местной исполнительной власти, а также иные, специально уполномоченные на то органы Туркменистана в пределах их компетенции.
Глава III. Государственные, межгосударственные и региональные программы в области использования и охраны вод
Статья 10. Государственные, межгосударственные и региональные программы использования и охраны вод Государственные, межгосударственные и региональные программы использования и охраны вод разрабатываются в целях осуществления целенаправленной и эффективной деятельности по удовлетворению нужд населения и отраслей экономики в воде, сохранению, рациональному использованию и охране вод, предотвращению их вредного воздействия. Государственные, межгосударственные и региональные программы использования и охраны вод и т.п., разрабатываются на основе данных государственного учета вод, водного кадастра, схем использования и охраны вод, гигиенических нормативов и других государственных актов, регулирующих водные отношения. Разработка и реализация этих программ осуществляется за счет Государственного бюджета Туркменистана и местных бюджетов, средств юридических лиц, внебюджетных фондов, добровольных взносов организаций и граждан, иных средств.
Глава IV. Участие общественных объединений и граждан в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране вод
Статья 11. Порядок и формы участия общественных объединений и граждан в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране вод Общественные объединения, в соответствии с их уставами (положениями), а также граждане, оказывают содействие, принимают непосредственное участие в проведении работ по обеспечению государственными органами мероприятий по рациональному использованию и охране вод в соответствии с законодательством Туркменистана.
Глава V. Порядок производства работ на водных объектах, в водоохранных зонах и прибрежных полосах
Статья 12. Условия размещения, проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию, предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние вод, должно обеспечиваться рациональное использование вод с соблюдением требований экологии, охраны здоровья населения при условии первоочередного удовлетворения его питьевых и бытовых нужд. При этом предусматриваются мероприятия, обеспечивающие учет забираемой из водных объектов и сбрасываемой в них воды, охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение вредного воздействия вод, а также сохранение благоприятных природных условий и ландшафтов, а на рыбохозяйственных водоемах, кроме того, должны быть своевременно осуществлены мероприятия, обеспечивающие охрану рыбы, водных животных и растений и условия для их воспроизводства. При проектировании строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод, учитываются возможности пользования водными объектами для отдыха и спорта.
Статья 13. Согласование проектов и мест строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод Места строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод, а также их проекты согласовываются с органами по регулированию использования и охраны вод, органами местной исполнительной власти, а также другими органами в соответствии с законодательством Туркменистана.
Статья 14. Условия запрещения ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод Запрещается ввод в эксплуатацию: - новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие, а также приборами учета потребления воды и сброса стоков; - промышленных предприятий с проточной системой водоснабжения, за исключением предприятий, которые по технологии производства не могут быть переведены на оборотное водоснабжение; - оросительных и обводнительных систем, водохранилищ до проведения предусмотренных проектами мероприятий, предотвращающих затопление, подтопление, заболачивание, засоление и эрозию почв, а также обеспечивающих пропуск паводковых вод; - дренажных систем до готовности водоприемников и других сооружений в соответствии проектами; - водозаборных сооружений без рыбозащитных устройств в соответствии проектами; - гидротехнических сооружений до готовности устройств для пропуска паводковых вод и рыбы в соответствии проектами; - буровых скважин на воду без оборудования их водорегулирующими и водомерными устройствами и установления в соответствующих случаях зон санитарной охраны. - водозаборных и водоочистных сооружений без организаций зон санитарной охраны. Запрещается наполнение водохранилищ до осуществления предусмотренных проектами мероприятий по подготовке ложа.
Статья 15. Порядок производства работ на водоохранных зонах, прибрежных водоохранных полосах и землях водного фонда Земли водного фонда изымаются из оборота, передаются государственным органам по регулированию использования вод и должны использоваться по целевому назначению. Основным видом деятельности на землях водного фонда является эксплуатация водных объектов. Границы водоохранных зон и прибрежных водоохранных полос, режим хозяйственной деятельности и состав почвозащитных и водоохранных мероприятий в их пределах определяются проектом водоохранной зоны. Границы прибрежных водоохранных полос устанавливаются в натуре Государственными органами по управлению земельными ресурсами в соответствии с земельным законодательством Туркменистана. Проекты водоохранных зон особо крупных и важных водных объектов утверждаются Кабинетом Министров Туркменистана по представлению специально уполномоченных органов по регулированию использования и охране вод. Установление водоохранных зон не исключает необходимости отвода земель водного фонда, зон санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, санитарных зон для рыбохозяйственных водоемов, а также округов санитарной охраны курортов, границы и режим использования которых устанавливается в соответствии с законодательством Туркменистана. Земли в пределах водоохранных зон не изымаются из хозяйственного использования, но устанавливаются специальные ограничения хозяйственной деятельности. Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении в пользование земель водного фонда, а также порядок изъятия определяется в соответствии с земельным законодательством Туркменистана. Строительные, дноуглубительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых, водных растений, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, размещение складов для хранения ядохимикатов и минеральных удобрений, животноводческих ферм, мест захоронения, свалок мусора, отходов производства, рубка леса, буровые, сельскохозяйственные и другие работы на водных объектах, в водоохранных зонах и прибрежных полосах, влияющих на состояние вод, производятся по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по регулированию использования охране вод, органами местной исполнительной власти в соответствии с законодательством Туркменистана.
Глава VI. Водопользователи и виды водопользования
Статья 16. Водопользователи Водопользователями в Туркменистане могут быть юридические и физические лица Туркменистана. В случаях, предусмотренных законодательством Туркменистана водами, пользуются также иные организации и лица. В пользование предоставляются водные объекты, перечисленные в статье 3 настоящего Кодекса.
Статья 17. Виды водопользования Различаются следующие виды водопользования: - общее и специальное; - совместное и обособленное; - первичное и вторичное. Водные объекты предоставляются в пользование лицам, указанным в статье 16 настоящего Кодекса, при соблюдении предусмотренных законодательством Туркменистана требований и условий для удовлетворения питьевых, бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и иных нужд населения, сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных, оборонных и иных государственных и общественных надобностей. Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей.
Статья 18. Общее и специальное водопользование К общему водопользованию относится пользование водными объектами без применения сооружений и технических устройств, влияющих на состояние вод (купание, плавание на лодках, любительское и спортивное рыболовство, водопой животных и т.п.). К специальному водопользованию относится пользование водными объектами или их частью с применением сооружений или технических устройств для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей в воде сельского и рыбного хозяйства, промышленности, энергетики, а также для сброса сточных вод. К специальному водопользованию в отдельных случаях может быть также отнесено пользование водными объектами без применения сооружений или технических устройств, но оказывающее влияние на состояние вод. Водопользование не является специальным, если оно связано с пропуском воды через гидроузлы, судоходством, подачей (перекачкой) воды водопользователям в маловодные регионы, устранением вредного воздействия вод (подтопления, засоления, заболачивания и т.п.), использованием подземных вод для изъятия полезных компонентов, изъятием воды из недр вместе с добычей полезных ископаемых, выполнением строительных, дноуглубительных и взрывных работ, добычей полезных ископаемых и водных растений, прокладкой трубопроводов и кабелей, также буровыми, геологоразведочными и другими работами на водных объектах, которые выполняются без забора воды и сброса сточных вод. Перечень видов специального водопользования устанавливается Министерством водного хозяйства Туркменистана и Министерством охраны природы Туркменистана.
Статья 19. Совместное и обособленное водопользование Водные объекты могут состоять в совместном пользовании различных юридических и физических лиц или в обособленном пользовании, когда водным объектом или его частью пользуется один водопользователь.
Статья 20. Первичное и вторичное водопользование Юридические и физические лица, осуществляющие забор и транспортирование воды по каналам и трубопроводам признаются первичными водопользователями, а водопользователи, получающие от них воду - вторичными. Вторичное водопользование осуществляется по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод, а также первичным водопользователем. В разрешениях на вторичное водопользование указывается цель, для которой предоставляются водные объекты и основные условия пользования ими. В необходимых случаях взаимные права и обязанности сторон оформляются договором между первичным и вторичным водопользователями.
Глава VII. Порядок и условия предоставления водных объектов в пользование
Статья 21. Первоочередное предоставление водных объектов для питьевых и бытовых нужд населения Водные объекты предоставляются в пользование, прежде всего для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения. При предоставлении водного объекта нескольким водопользователям учитываются интересы тех, кто расположен в низовьях рек и каналов. Для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения используются воды, качественные характеристики которых отвечают установленным государственным стандартам, нормативам экологической безопасности водопользования и санитарным нормам. Водопользователи имеют право требовать от собственника вод (водопоставщика) сведения о качестве питьевой воды. В случае несоответствия качественных характеристик этих вод установленным стандартам, нормативам экологической безопасности водопользования и санитарным нормам их использование прекращается по решению государственных органов санитарного надзора.
Статья 22. Осуществление общего водопользования Общее водопользование осуществляется на основании решений органов местной исполнительной власти. Осуществление права общего водопользования может быть ограничено или запрещено в целях экологической, технической и санитарной безопасности, а также на водных объектах, состоящих в обособленном пользовании. При общем водопользовании обязательно соблюдение санитарных норм и правил, охраны рыбных запасов и судоходства, а также правил охраны жизни людей на воде, рационального использования и охраны вод. В этих целях органы местной исполнительной власти вправе устанавливать места, где запрещено купание, катание на лодках, забор воды для питьевых и бытовых нужд, водопой скота, а также определять другие условия общего водопользования на водных объектах, находящихся на территории соответствующего велаята, этрапа, города, поселка и села. Органы местной исполнительной власти обязаны уведомлять население через средства массовой информации об установленных им условиях общего водопользования.
Статья 23. Предоставление водных объектов для специального водопользования Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами по регулированию использования вод. Специальное водопользование на водных объектах, предоставленных в обособленное пользование юридическим лицам - первичным водопользователям, разрешается по согласованию с этими юридическими лицами. Перечень видов, порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование устанавливается Кабинетом Министров Туркменистана.
Статья 24. Разрешение на специальное водопользование, выдаваемое органами по регулированию использованию вод из местных водоисточников Разрешения на пользование подземными водами путем устройства на территории сельских населенных пунктов, поселков, городов, землях государственного запаса и государственного лесного фонда, копаных шахтных колодцев, забивных фильтровых колодцев, работающих без принудительного понижения уровня воды, а также на замкнутых (непроточных) водоемах, не имеющих рыбохозяйственного значения, каптажей источников выдают органы по регулированию использованию вод по согласованию с органами местной исполнительной власти.
Статья 25. Предоставление водных объектов в совместное или обособленное пользование В обособленное пользование водные объекты предоставляются полностью или частично решением Кабинета Министров Туркменистана по предоставлению органов по регулированию использования и охране вод. Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении водных объектов в обособленное пользование устанавливается Кабинетом Министров Туркменистана. В совместном пользовании могут состоять водные объекты, не предоставленные в обособленное пользование.
Статья 26. Общее водопользование на водных объектах, предоставленных в обособленное пользование На водных объектах, предоставленных в обособленное пользование, общее водопользование допускается на условиях, установленных первичным водопользователем по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод. Первичный водопользователь обязан объявить об условиях или запрете общего водопользования на водном объекте, предоставленного ему в обособленное пользование.
Статья 27. Лимитированное водопользование Водопользование осуществляется на основе ежегодно устанавливаемых лимитов. Лимиты водопользования по велаятам и этрапам устанавливаются Кабинетом Министров Туркменистана по представлению Министерства водного хозяйства Туркменистана в зависимости от ожидаемой водности основных водоисточников. Лимиты водопользования по конкретным водопользователямустанавливаются Министерством водного хозяйства Туркменистана. Эти лимиты являются обязательными к исполнению всеми водопользователями независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. При установлении лимитов водопользования по конкретным водопользователям должны быть соблюдены условия уравненной водообеспеченности всех водопользователей в соответствии с утвержденными планами водопользования. Лимиты водопользования могут быть скорректированы в ходе уточнения прогнозных данных по водности источников.
Статья 28. Сроки пользования водными объектами Водные объекты предоставляются в постоянное или временное пользование. Постоянным признается водопользование без установленного срока. Временное пользование может быть краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - от трех до двадцати пяти лет. При необходимости сроки водопользования могут быть продлены на период, не превышающий соответственно сроки краткосрочного или долгосрочного временного пользования. Сроки временного пользования водными объектами могут быть по ходатайству заинтересованных водопользователей продлены государственными органами, принявшими решение о предоставлении водного объекта в обособленное пользование или выдавшими разрешение на специальное водопользование.
Водопользование в Туркменистане является бесплатным, за исключением случаев платного специального водопользования, предусмотренных законодательством Туркменистана. Порядок взимания платы за воду устанавливается Кабинетом Министров Туркменистана.
Статья 30. Частичное или полное запрещение использования водных объектов Использование водных объектов, имеющих государственное значение либо особую научную или культурную ценность, может частично или полностью запрещено в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Туркменистана.
Глава VIII. Права и обязанности водопользователей
Статья 31. Права водопользователей Водопользователи имеют право: - пользоваться водными объектами только в тех целях, для которых они предоставлены; - возводить водохозяйственные сооружения и устройства для водопользования, а также осуществлять их реконструкцию только по разрешению соответствующих водохозяйственных организаций; - проверять количество и качество предоставляемой воды; - требовать компенсацию недополученной по договору воды и последующего экономического ущерба, за исключением случаев, предусмотренных статьей 30 настоящего Кодекса; - осуществлять и другие действия по пользованию водными объектами, не запрещенные законодательством Туркменистана. Права водопользователей охраняются законом. Нарушенные права водопользователей подлежат восстановлению в порядке, установленным законодательством Туркменистана.
Статья 32. Ограничение прав водопользователей В случаях маловодья, угрозы возникновения санитарно-эпидемилогического и эпизоотологического неблагополучия и в других случаях предусмотренных законодательством Туркменистана, права водопользователей могут быть ограничены в целях охраны здоровья населения и иных государственных интересах, а также в интересах других водопользователей. При этом не должны ухудшаться условия пользования водными объектами для питьевых и бытовых нужд населения. Права водопользователей ограничиваются также во время аварий или в условиях, которые могут привести или привели к загрязнению вод, при осуществлении неотложных мер по предотвращению стихийного бедствия, вызванного вредным воздействием вод и ликвидацией его последствий. Права водопользователей на обособленное водопользование могут быть ограничены органом, предоставившим данный водный объект в обособленное водопользование, а на специальное и вторичное водопользование могут быть ограничены органами, выдавшими эти разрешения в порядке, установленном законодательством Туркменистана.
Статья 33. Обязанности водопользователей Водопользователи обязаны: - рационально использовать водные ресурсы, заботиться об экономном расходовании воды, восстановлении и улучшении качества воды; - принимать меры к сокращению расхода воды и сброса сточных вод путем совершенствования технологии производства и схем водоснабжения (применение безводных технологических процессов, воздушного охлаждения, оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и других технологических приемов); - пользоваться водными объектами в соответствии с целями и условиями их предоставления; - соблюдать установленные нормативы предельно допустимого сброса загрязняющих веществ и установленных лимитов забора воды, а также санитарные и иные требования; - использовать эффективные современные технические средства и технологии для содержания своей территории в надлежащем состоянии, а также осуществлять меры по предотвращению загрязнения водных объектов сточными (дождевыми, снеговыми) водами, которые отводятся с нее; - содержать в надлежащем состоянии зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, прибрежные защитные полосы, полосы отвода, береговые полосы водных путей, очистные и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства; - осуществлять учет забора и использования вод, вести контроль за качеством и количеством сброшенных в водные объекты возвратных вод и загрязняющих веществ, а также предоставлять соответствующим органам отчеты в порядке, определенном настоящим Кодексом и иными законодательными актами; - осуществлять согласованные в установленном порядке технологические, лесомелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия по охране вод от истощения, улучшению их состояния, а также прекращению сброса загрязненных сточных вод; - осуществлять специальное водопользование лишь при наличии разрешения; - принимать меры к сокращению потерь воды на фильтрацию и испарение; - соблюдать правила эксплуатации гидротехнических сооружений на внутрихозяйственной и межхозяйственной сети; - принимать меры к недопущению попадания рыбы в системы из рыбохозяйственных водоемов; - своевременно вносить платежи за пользование водными ресурсами; - соблюдать правила прогона скота, проезда тракторов, сельскохозяйственных машин и других транспортных средств через водные объекты; - соблюдать правила водопоя и купания скота на водных объектах; - беспрепятственно допускать на свои объекты государственных инспекторов специально уполномоченных государственных органов в области использования и охраны вод, а также общественных инспекторов по охране окружающей среды, которые осуществляют проверку соблюдения требований водного законодательства, и предоставлять им бесплатно необходимую информацию; - своевременно информировать местные органы исполнительной власти, государственные органы охраны окружающей среды и санитарного надзора о возникновении аварийных загрязнений; - осуществлять неотложные работы, связанные с ликвидацией последствий аварий, которые могут привести к ухудшению качества воды, и предоставлять необходимые технические средства для ликвидации аварий на объектах других водопользователей в порядке, установленном законодательством; - не допускать нарушения прав, предоставленных другим водопользователям, а также нанесения ущерба хозяйственным и природным объектам (землям, лесам, животному миру, полезным ископаемым и другим); - исполнять другие обязанности по использованию и охране вод согласно законодательству Туркменистана.
Статья 34. Поощрение водопользователей, осуществляющих мероприятия по рациональному использованию и охране вод Меры поощрения водопользователей, стимулирующие осуществление общеполезных мероприятий по рациональному использованию и охране вод, устанавливаются Кабинетом Министров Туркменистана.
Глава IX. Прекращение права водопользования
Статья 35. Основания прекращения права водопользования Право юридических и физических лиц на водопользование прекращается в случаях: 1) минования надобности в водопользовании или отказа от него; 2) истечения срока водопользования; 3) ликвидации юридических лиц; 4) передачи водохозяйственных сооружений другим водопользователям; 5) возникновения необходимости изъятия водных объектов из обособленного пользования; 6) нарушения правил пользования водами и их охраны; 7) использования водного объекта не в соответствии с той целью, для которой он предоставлен; 8) признания водного объекта, имеющего особое государственное значение, научную, культурную или лечебную ценность; 9) возникновения необходимости первоочередного удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд населения. Законодательством Туркменистана могут быть предусмотрены и другие основания прекращения права водопользования юридических и физических лиц.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |