|
|
|
Проект Государственной программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан
Содержание 1. Паспорт Программы 2. Введение 3. Анализ текущей ситуации 4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы 5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры 6. Этапы реализации Программы 7. Необходимые ресурсы
См.также: Приказ И.о. Министра внутренних дел Республики Казахстан от 8 января 2013 года № 11 «Об утверждении состава Рабочей группы Министерства внутренних дел Республики Казахстан по разработке проекта Программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы»
1. Паспорт Программы
2. Введение
С момента обретения независимости Казахстан столкнулся с фундаментальной задачей построения современного государства, проведения адекватной современным требованиям внутренней и внешней политики и обеспечения безопасности государства. Основной упор в достижении суверенного и независимого Казахстана помимо построения внутренней и внешней политики, в первую очередь был направлен на создание крепкой правоохранительной системы, поскольку правоохранительная деятельность является важной функцией государства. Благодаря этой деятельности обеспечивается законность и правопорядок, защита прав и свобод граждан, государственных и общественных интересов, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Для того, чтобы все эти цели были достигнуты, необходимо иметь четкую структуру правоохранительных органов. Глава государства неоднократно, на протяжении трех последних лет в Посланиях народу Казахстана подчеркивает важность и необходимость проведения серьезных реформ в правоохранительной системе, ее модернизации. На первоначальном этапе изменения в сфере правопорядка проводились в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 17 августа 2010 года № 1039 «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан», в котором ключевыми вопросами реформы стали: гуманизация уголовного законодательства, оптимизация системы расследования уголовных дел, повышение эффективности правоохранительной деятельности, четкое разграничение компетенций и освобождение правоохранительных органов от несвойственных функций, установлены единые стандарты прохождения службы в правоохранительных органах. На следующем этапе по поручению Главы государства проведена внеочередная аттестация всего личного состава правоохранительных органов. Теперь перед обновленным составом стоят конкретные задачи, обозначенные Президентом страны Назарбаевым Н.А. в Послании народу Казахстана «Стратегия Казахстана - 2050: Новый политический курс состоявшегося государства» поставлены конкретные задачи проведения в 2013 году очередного этапа модернизации национальной правовой системы, построения правового государства, в котором правоохранительные органы выполняют важную миссию по защите и обеспечению прав и свобод граждан. Уже сейчас выработаны новые подходы к критериям оценки деятельности правоохранительных органов, исключающие такие устаревшие «советские» показатели как «снижение уровня преступности» и «повышение процента раскрываемости», которые стимулировали к укрытию преступлений от регистрации с целью создания «мнимого» благополучия. Для проведения следующих этапов реформирования правоохранительной системы требуется принятие Государственной программы дальнейшей её модернизации. Анализ современного состояния законности и правопорядка в республике позволил определить приоритетные стратегические направления и механизмы реализации Государственной программы по модернизации правоохранительной системы Казахстана, которая на ближайшие пять лет будет иметь общенациональный, межотраслевой характер, цели, задачи и ожидаемые результаты развития всей правоохранительной системы страны. В рамках Программы модернизации завершится разработка новых редакций Уголовно-процессуального, Уголовного, Уголовно-исполнительного и Кодекса об административных правонарушениях в соответствии с международными стандартами в области защиты прав и свобод человека, что позволит выстроить систему, отвечающую стандартам, успешно применяемым в странах с высоким уровнем правопорядка. Также, программа будет охватывать Концепцию кадровой политики правоохранительных органов, на базе Высшей аттестационной комиссии будет создана постоянно действующая структура для решения этих вопросов, сформирован Президентский резерв руководителей правоохранительных и специальных органов. В целом, реализация Программы будет способствовать динамичному развитию правоохранительной системы, ее качественному обновлению в интересах конституционных прав граждан, общества и государства.
3. Анализ текущей ситуации.
В системе органов прокуратуры. Одним из основных направлений реформы правоохранительных органов является разработка и внедрение современных систем оценки деятельности направленной на получение такого поведения сотрудников правоохранительных органов, в котором нуждается население. Должен быть увеличен уровень «доверия населения» к правоохранительным органам. Сегодня для оценки эффективности работы прокуроров в большинстве случаях используются статистические данные, выраженные в цифровых показателях. Вместе с тем, оценка работы любого органа должна предполагать такую систему, которая позволяет измерить результаты работы и уровень профессиональной компетентности сотрудников, а также их потенциал в разрезе стратегических задач соответствующего органа. В этой связи необходимо внедрение системы оценки качества работы по профессиональной компетентности сотрудников. Внедрение современных информационных технологий направлено на создание условий, позволяющих в максимально короткий промежуток времени принимать оптимальные управленческие решения, обеспечивать повышение прозрачности, эффективности и результативности проводимой работы. В настоящее время действует система информационного обмена правоохранительных и специальных органов, обеспечивающая возможность получения сотрудником необходимой информации, находясь на рабочем месте (например, номера уголовных дел, сведения о судимости лица, розыска лиц, регистрации оружия и т.д.). Внедрен проект «Бизнес тірегі - Опора бизнеса», основной задачей которого является оперативное реагирование на все факты вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, позволяющий уточнять на интернет-сайте КПСиСУ действительность регистрации и обоснованность назначения проверок предпринимателей. Данная система интегрирована с действующими мобильными группами по защите прав предпринимателей, созданными во всех территориальных органах прокуратуры. Использование «Бизнес тірегі - Опора бизнеса» в 2012 году позволило пресечь проведение около 26,5 тыс. незаконных проверок и защитить права 6766 предпринимателей. Назрела необходимость применения таких технологий по каждому отдельному направлению прокурорского надзора, т.е. создание информационного продукта - электронного документа, содержащего необходимые сведения для осуществления надзора в той или иной сфере. Совершенствование научно-образовательной сферы Научно-образовательная деятельность в правоохранительных органах развивается в условиях устаревшей методологической базы, структуры и содержания, которые недостаточны конченой цели - повышения эффективности прокурорского надзора. Современное состояние научных исследований свидетельствует о неполном охвате всех спектров правоприменительной практики, нерепрезентативности проводимых научных исследований, нехватки интеллектуального, кадрового, материально-технического потенциала и др. Сегодня во всех правоохранительных органах имеются научно-учебные организации, которые изучают и прогнозируют криминологическую ситуацию, разрабатывают меры противодействия негативным тенденциям, научно обеспечивают решение правовых, организационных, технических, информационных, оперативно-тактических и иных проблем правоохранительных органов, подготовку квалифицированных кадров, в том числе и ведомственной науки. Несмотря на значительное число проводимых и подготавливаемых научных документов, они слабо влияют на улучшение оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов. Тематика и содержание исследований отстают от стремительно меняющейся оперативной обстановки, недостаточно ориентированы на реальные потребности практики и учебного процесса. Прикладной характер проводимых исследований объективно ограничен рамками, обусловленными спецификой ведомственных задач. Не обеспечивается взаимосвязь науки и практической деятельности, а тематика исследований зачастую не ориентирована на решение насущных задач правоприменительной практики. Это свидетельствует о ненадлежащем уровне координации деятельности научных учреждений, ВУЗов, правоохранительных органов, имеющегося творческого потенциала. Современные задачи борьбы с преступностью все больше выходят за рамки узковедомственной проблемы. Необходим единый, слаженный подход и координация усилий в создании современной, дееспособной межведомственной модели правоохранительных ведомств, объединенных идеей единства образования, научных исследований и практики. Основой формирования новой модели развития правоохранительных органов должна стать научно обоснованная политика в данной области, включающая: 1) совершенствование роли подразделений практики в ведомственном образовании; 2) повышение качества совместных научных исследований направленных на конкретный научный результат, востребованный в практике; 3) совершенствование системы профессиональной межведомственной подготовки и повышения квалификации кадров для правоохранительной системы. В целях проведения в жизнь единой научной и образовательной правоохранительной политики необходимо создание Академии Генеральной прокуратуры как центрального и координирующего органа в обеспечении межведомственной научно-исследовательской деятельности и подготовки руководящих кадров правоохранительных органов государства. В сфере надзора за законностью в социально-экономической сфере. Органы прокуратуры продолжают активную работу по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, связанных с коррупцией в государственных органах, устранению их последствий и привлечению виновных лиц к ответственности. Активизирована работа по противодействию системной коррупции, выявлению и пресечению фактов хищения бюджетных средств, в том числе с максимальным использованием оперативно-розыскных возможностей правоохранительных органов. Казахстан, являясь полноправным членом мирового сообщества, активно участвует в многосторонних проектах. Объективно этот процесс сопровождает не только экономическое развитие той или иной отрасли, но и споры, в том числе арбитражные. В последнее время наметилась тенденция предъявления к нашему государству арбитражных исков, сумма которых исчисляется сотнями миллионов долларов США. Обеспечение защиты интересов государства в международных арбитражах и иностранных судах возложено на Министерство юстиции, функциональные полномочия которого являются недостаточными для эффективной координации деятельности всех уполномоченных и правоохранительных органов., о чем свидетельствует допущение государственными органами недостатков по всем арбитражным спорам с участием Казахстана. Сложившаяся ситуация требует принятия мер, направленных на усиление работы по координации действий уполномоченных и правоохранительных органов, связанных с международными арбитражами, не только Министерством юстиции, но и Генеральной прокуратурой, обладающей широким кругом полномочий. Относительно системы ювенальной юстиции. Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является обеспечение соблюдения прав ребенка, что непосредственно связано с их правовой защитой. От эффективности выполнения задач в данной сфере зависит общественно-политическая стабильность в Республике В период с 2009 года по 2011 год в стране реализовывалась Концепция развития системы ювенальной юстиции в Республике Казахстан. В системе органов внутренних дел действуют подразделения ювенальной полиции, в состав которых входят участковые и школьные инспекторы полиции, осуществляющие функции по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской беспризорности и безнадзорности. Кроме того, имеются сотрудники отдела криминальной полиции, ответственные за оперативно-розыскную деятельность в отношении несовершеннолетних, а также следователи, занимающиеся расследованием дел, совершенных несовершеннолетними. Однако данные сотрудники не входят в систему ювенальной полиции ОВД, что является одной из причин низкой эффективности работы по профилактике подростковой преступности, отсутствия четкого взаимодействия между подразделениями следствия и дознания, криминальной полицией, а также иными службами органов внутренних дел, осуществляющих борьбу с преступностью среди несовершеннолетних. Имеет место практика выполнения ими несвойственных функций - охрана общественного порядка, оцепление, розыск и др. Карательная практика в отношении несовершеннолетних характеризуется назначением наказания, не связанного с лишением свободы, которые не всегда оказывают должного влияния на их исправление. Возникает необходимость в более широком применении к подросткам, совершившим преступления, принудительных мер воспитательного воздействия, в том числе помещения несовершеннолетнего преступника в специальные организации образования с особым режимом содержания. Сегодня в республике функционирует только одна организация образования с особым режимом содержания - ГУ «Областная специализированная школа-интернат для несовершеннолетних, совершивших уголовно-наказуемые деяния, до достижения ими возраста, с которого наступает уголовная ответственность» (п. Белоусовка, Восточно-Казахстанская область - далее спецшкола), которая финансируется из местного бюджета. Здание спецшколы не отвечает предъявляемым требованиям, условия содержания не соответствуют санитарным и противопожарным нормам. В республике отсутствуют специальные организации образования с особым режимом содержания для девочек, что влечет за собой неисполнение вступивших в законную силу судебных актов в отношении несовершеннолетних девочек. Необходимо внести соответствующие дополнения в бюджетное законодательство. Требует своего разрешения вопрос организации мест содержания несовершеннолетних лиц, совершивших преступления и нуждающихся во временной изоляции от общества. Необходимо создание соответствующих помещений в изоляторах временного содержания, исключив какой-либо контакт с совершеннолетними обвиняемыми. Для обеспечения правовой и социальной защиты подростков во всех сферах общественной жизни и общественных отношений с их участием необходима модернизация структурных подразделений органов прокуратуры, внутренних дел. В сфере надзора за законностью следствия и дознания Несмотря на рост зарегистрированной преступности в 2012 году - на 39,1% (с 206 801 до 287 681) показателям законности и эффективности досудебного производства, связанным с нарушением конституционных прав граждан, присуще снижение. На 57,1% снижено число лиц, в отношении которых уголовные дела либо уголовное преследование было прекращено судами по реабилитирующим основаниям; на 23,3% в отношении которых необоснованно предъявлены обвинения; на 6,5% - избран арест. Стабильность показателей по числу лиц, дела либо уголовное преследование в отношении которых, были прекращены на досудебной стадии по реабилитирующим основаниям (+0,5%), обуславливается пересмотром правоохранительными органами в 2012 году критериев работы, их подготовкой к осуществлению деятельности в рамках нового уголовно-процессуального законодательства. Дальнейшее снижение нарушений конституционных прав граждан в уголовном производстве будет достигнуто с принятием нового Уголовно-процессуального кодекса, которым в исключительную компетенцию прокурора определяются полномочия по предъявлению обвинения, прекращению досудебного производства (из Концепции к проекту нового УПК). Обеспечению законности при избрании меры пресечения в виде ареста будет способствовать введение института следственного судьи, не связанного с вопросами перспективы дела. Системной проблемой в рассматриваемой отрасли высшего надзора продолжает оставаться нарушения конституционного права граждан на личную свободу, несмотря на снижение числа лиц, незаконно содержавшихся в служебных кабинетах и других помещениях органов уголовного преследования, освобожденных прокурорами (-19,3% или с 1 063 лиц до 857). В 2012 году органами прокуратуры были предприняты меры по противодействию этим грубейшим нарушениям конституционного права, путем совершенствования института «кабинетов дежурных прокуроров в органах внутренних дел», действующего на протяжении более 6 лет. Логическим развитием данного института явилось внедрение электронного учета посетителей органов внутренних дел, в рамках прорывного проекта Генеральной прокуратуры: «Дежурный прокурор в полиции - гарант прав граждан». Нормативной основной явился Совместный приказ Генерального Прокурора от 17.02.2012 года №13 и Министра внутренних дел от 17 февраля 2012 года №98. Учитывая положительные результаты проекта, с 1 января 2013 года Совместным приказом Генерального Прокурора от 25.12.2012 года №156 и Министра внутренних дел от 25.12.2012 года №697 такой учет внедрен в органах внутренних дел областных центров и крупных городов. Этим же актом утверждена Инструкция «О порядке электронного учета посетителей в органах внутренних дел областных центров и крупных городов». В целях повышения доверия граждан к правоохранительной системе, правовой культуры и правосознания сотрудников органов уголовно преследования, профилактики с их стороны нарушений конституционных прав граждан, необходимо внедрение видео и электронного учета посетителей во всех территориальных подразделениях органов внутренних дел. Эффективному достижению этих целей будет служить и установка видеокамер в изоляторах временного содержания, а также видеофиксация всех следственных действий в служебных кабинетах органов уголовного преследования. В сфере надзора за законностью судебных актов по гражданским делам. Дальнейшее реформирование судебной системы должно основываться на обеспечении доступности, простоты и быстрого разрешения споров, что будет способствовать повышению степени доверия общества к судебной системе и эффективности функционирования судов. За последние пять лет количество гражданских дел увеличилось на 30%. Судами ежегодно разрешается по существу около 300 тысяч споров. Тем самым, внедрение альтернативных механизмов разрешения споров (конфликтов), которым предполагалось снизить нагрузку на судей, не вполне оправдывается. В этой связи, необходимо продолжить совершенствование институтов внесудебного урегулирования споров (конфликтов), с выработкой новых подходов по их развитию, с учётом положительного опыта зарубежных стран, акцентировав внимание на примирительные процедуры и медиацию. Одновременно с дальнейшим развитием внесудебных способов разрешения споров предлагаем расширить возможности примирения в гражданском процессе. В целях обеспечения доступа граждан к правосудию предлагается закрепить право суда на проведение судебных заседаний с использованием коммуникационных технологий (видеоконференцсвязь). Анализ статистических данных за 2009-2012 годы свидетельствует о существенном увеличении дел (52%), рассматриваемых с обязательным участием прокуроров (2009 - 56.413, 2010 - 56.483, 2011 - 70.889, 2012 - 85.698). В настоящее время назрела необходимость сокращения перечня дел, рассматриваемых с обязательным участием прокурора судами всех инстанций. Для этого предлагается принять комплекс мер законодательного и организационного характера. В сфере надзора за законностью судебных актов по административным делам. В настоящее время разрабатывается проект новой редакции Уголовного кодекса, в который предполагается внесение ряда существенных изменений и дополнений. Это связано с введением в Уголовный кодекс понятия «уголовный проступок», который предлагается определить как совершенное виновно противоправное деяние (действие или бездействие) физического лица, не представляющее большой общественной опасности, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания в виде ареста либо иного соразмерного с ним (штраф, исправительные работы, привлечение к общественным работам) наказания. Вопрос реализации данного института предполагается решить путем криминализации некоторых административных правонарушений. Принятая Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 годы дает поддержку на дальнейшее продолжение курса совершенствования административного законодательства. Поэтому, продолжая работу по данной Концепции, предстоит решить серьезные проблемы и недостатки, которые имеют место в действующем законодательстве. Законодательство об административных правонарушениях должно быть максимально направлено на восстановление нарушенных прав, предупреждение правовых конфликтов в обществе административно-правовыми мерами. В свете приближающихся изменений актуальными являются вопросы более четкого определения круга правоотношений, охраняемых административно - деликтным законодательством и соответственно более четкого разграничения между административно-правовыми и уголовно-правовыми санкциями. Необходимо продолжить работу по развитию административно-процессуального законодательства, при этом, следует четко определиться с предметом регулирования административно-процессуального законодательства. Динамично развивающие процессы в политической, социально-экономической, духовной и правовой сферах государства со всей необходимостью требуют создания гарантийдля граждан и юридических лиц, которые заключаются в реальной защите их прав и свобод. В сфере надзора за законностью исполнительного производства. Восстановление нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций происходит на стадии исполнительного производства. При этом, злостное неисполнение, игнорирование или иное уклонение от исполнения судебного акта направлено против правосудия, судопроизводства и общества в целом. Статьей 362 УК РК предусмотрена ответственность за неисполнение приговора, решения суда и другого судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению. Однако сегодня отсутствие эффективного механизма обеспечения ответственности за такие преступления сводит на нет всю работу судебного исполнителя и судьи, вынесшего решение. Анализ практики показывает на низкую эффективность действующего механизма привлечения к уголовной ответственности лиц, злостно неисполняющих, а равно воспрепятствующих исполнению судебных актов. Так, по сведениям органов юстиции, за истекший период 2011 года, в масштабах республики в органы уголовного преследования направлено 2 150 материалов, по которым возбуждено всего 86 уголовных дел,что составляет 4%. По остальным материалам отказано в возбуждении уголовного дела. Аналогичная ситуация и за 2010 год, где из 1 514 направленных материалов возбуждено только 103 уголовных дела, или 6,8%. По 1 411 (93,2%) материалам отказано в возбуждении уголовного дела. В целом, такая картина наблюдается с 2001 года, то есть с момента передачи функций дознания по уголовным делам о преступлениях, связанных с неисполнением приговора суда, решений суда или иного судебного акта (ст. 362 УК) органам внутренних дел. Органы внутренних дел, осуществляющие уголовное преследование по указанным делам не заинтересованы в их расследовании, поскольку последние не влияют на общую картину раскрываемости. Поэтому и процент отказных материалов остается высоким. Подразделения внутренних дел ввиду большого количества общеуголовных преступлений объективно не в состоянии качественно расследовать преступления данной категории и обеспечить адекватную реакцию государства на такие правонарушения. Незнание тонкостей и специфики исполнительного производства также негативно отражается на работе органов внутренних дел. С созданием в органах исполнительного производства служб расследований, появятся новые рычаги воздействия на должников, в том числе по установлению и выявлению скрытого имущества, с проведением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством соответствующих мероприятий. Вышеизложенное также соответствует требованиям Концепции правовой политики Республики Казахстан, согласно которой необходимо добиваться неукоснительного исполнения судебных актов, в том числе путем усиления ответственности за уклонение от исполнения решения суда, дальнейшего расширения применения ограничительных мер в отношении должников, усиления процессуального судебного контроля за исполнительным производством. В связи с этим, полагаем, что передача полномочий по расследованию уголовных дел указанной категории в ведение органов юстиции, а именно Комитета по исполнению судебных актов, позволит более полно и эффективно реализовать нормы Конституции Республики Казахстан об обязательности судебных актов. (27.02.13). В сфере надзора за законностью судебных актов по уголовным делам. Поддержание государственного обвинения в суде является одной из важных функций органов прокуратуры и правоохранительной системы в целом, поскольку гособвинитель участвует в уголовном судопроизводстве как представитель государства, что накладывает на него особые обязанности по содействию всестороннему и объективному расследованию и разрешению уголовного дела. По уголовным делам в судах в 2012 году прокуроры поддержали государственное обвинение по 36 тысячам уголовных дел. В результате их рассмотрения осуждено 22 тысячи лиц. Это на 11% меньше, чем в 2011 году. Расширена сфера применения наказаний, альтернативных лишению свободы. До 2010 года гособвинители ориентировали суды на назначение виновным, в основном, лишения свободы и почти каждому второму назначалось это наказание. Теперь лишение свободы применяется только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение его целей - исправления виновного и восстановления социальной справедливости. В результате количество осужденных к лишению свободы сократилось почти вдвое. Вместе с тем, за примирением сторон в 2012 году судами прекращено 17 тысяч уголовных дел или 40% от их общего количества, хотя производство по ним могло быть завершено на досудебной стадии. Предлагается повысить эффективность деятельности институтов внесудебного урегулирования споров, исходя из принципа - если по делу не состоялось примирение, то оно направляется в суд. Для этого предлагается развить незадействованный потенциал института медиации, по которому закон уже принят, но не нашел широкого распространения. Медиатор должен иметь постоянное место дислокации - в здании органов внутренних дел. Следует установить процессуальный срок для проведения медиации - до 5 дней. Население должно знать о возможности примирения сторон. Примирение возможно не только при содействии медиатора, но и по взаимному соглашению сторон, поэтому орган уголовного преследования обязан письменно разъяснить это право с составлением процессуального документа по соответствующим категориям дел (небольшой, средней тяжести). Не совершенствованными остаются механизмы защиты прав и интересов потерпевших, чьи исковые требования в уголовном процессе остаются без рассмотрения. Только в 2011-2012 годах физическим и юридическим лицам ущерб не возмещен на сумму 194 миллиарда тенге. В этой связи, нужно внедрить новые механизмы защиты прав и интересов потерпевших, с установлением возможности возмещения потерпевшему ущерба за счет конфискованного у осужденного имущества. Также необходимо расширить штатную численность государственных обвинителей, нагрузка на которых, с принятием новой редакции Уголовного кодекса, значительно возрастет. В связи с введением новых составов преступлений, а также 62 уголовных проступков, являющихся сейчас административными правонарушениями, количество разбирательств в судах по уголовным делам возрастет до 200 тысяч (на сегодняшний день 658 гособвинителей поддерживают гособвинение по 36 тысячам дел). Поэтому потребуется выделение 563 единиц сотрудников по линии уголовно-судебного надзора.
В системе органов финансовой полиции. История органов финансовой полиции начинается с 6 июня 1994 года. В этот день постановлением Правительства Республики Казахстан в составе налоговой службы Министерства финансов Республики Казахстан образовано Управление налоговой полиции. 24 апреля 1995 года Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» статус и структура органов налоговой полиции получили дальнейшую правовую основу. 22 апреля 1997 года Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан» на базе Главного управления налоговой полиции комитета Министерства финансов образован Департамент налоговой полиции Министерства финансов. 8 декабря 1997 года в соответствии с Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан» налоговая полиция приобрела статус специального правоохранительного органа по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений, осуществлению уголовного преследования в пределах, установленных законодательством. 22 января 2001 года Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан» образовано Агентство финансовой полиции Республики Казахстан, на которое возложено выполнение задач по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности. 4 июля 2002 года принят Закон Республики Казахстан «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан». 23 декабря 2003 года Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан» Агентство финансовой полиции Республики Казахстан преобразовано в Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция). 25 февраля 2005 года подписан Указ Президента Республики Казахстан о преобразовании Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) в государственный орган, непосредственного подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан». 17 августа 2010 года подписан Указ Президента Республики Казахстан, которым к исключительной подследственности органов финансовой полиции отнесены расследования уголовных дел о преступлениях в сфере экономической деятельности и коррупционных преступлениях. На сегодняшний день органы финансовой полиции являются специальными государственными органами, осуществляющими правоохранительную деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение коррупции, раскрытие и расследование преступных и иных противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической и финансовой деятельности. Органами финансовой полиции в 2012 году зарегистрировано 9 584 (8318) преступления, из них 2 629 (27%) тяжких и особо тяжких категорий преступлений. Две трети уголовных деяний данной категории (6 202 или 65%) выявлено в экономической сфере с ущербом 103,9 млрд. тенге (возмещено 30,1 млрд. или 29%), из которых около половины связаны с фальшивомонетничеством. Повысилась эффективность противодействия «теневой» экономике на 27% (с 4 482 до 5 696), в том числе нелегальному обороту алкогольной продукции (в 2,5 раза - с 70 до 276). Выявлено 1 828 коррупционных преступлений с ущербом 7,9 млрд. тенге, из которых возмещено 90%. Повысилась качественная составляющая выявляемых коррупционных преступлений. В числе привлекаемых к ответственности коррупционеров все чаще встречаются представители руководящего звена органов государственной власти. Усилена работа по противодействию финансированию религиозного экстремизма и терроризма. Возбуждено 42 уголовных дела в отношении 33 лиц, являющихся приверженцами экстремистских религиозных течений различного толка. 31 марта 2011 года постановлением Правительства № 308 утверждена Отраслевая программа по противодействию коррупции в Республике Казахстан на 2011-2015 годы. В целях стимулирования антикоррупционного поведения граждан принято постановление Правительства от 23 августа 2012 года №1077 «Об утверждении Правил поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в борьбе с коррупцией». В Агентстве Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) создан Ситуационный центр. Внедрена информационно-телекоммуникационная система, интегрированная с государственными органами и предприятиями с долей государственного участия.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |