|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
19.03.2013 В Казахстане планируется ввести профессиональные взносы в размере 5 процентов, которые будут взиматься в порядке пенсионных отчислений
Такую меру собираются принять в рамках модернизации пенсионной накопительной системы. Об этом на днях сообщил министр труда и социальной защиты Серик Абденов в мажилисе, передает Liter.kz. В правительстве предложили к обязательным отчислениям в пенсионный фонд ввести дополнительные «профессиональные взносы» в размере 5 процентов от Фонда оплаты труда. Как пояснил на днях Серик Абденов, мера касается тех казахстанцев, кто занят на вредных и неблагоприятных производствах. - При этом работодатели, - сообщил министр труда и социальной защиты в мажилисе, - будут отчислять обязательные пенсионные профессиональные взносы работникам только по видам производств, отнесенных к вредным, и лицам, занятым в них. По словам Абденова, список профессий и вредных производств, которые попадут под действие нормы, будет утверждаться правительством. Важно и то, что работодатель не почувствует нагрузку в результате введения 5-процентной нормы, так как отчисляемая сумма в профессиональную пенсионную систему будет отнесена на вычеты при осуществлении налоговых платежей. Можно допустить, что предложение может сказаться на наполнении бюджета. Однако если верить экономистам, она не пошатнет финансовую стабильность. С другой стороны, цены на сырье в мире остаются высокими, по сути, такими же, как и до глобального кризиса 2008 года. В этом случае отчисления 5 процентов на одного работника не скажутся на конкурентоспособности отрасли, где в основном задействованы недропользователи. С другой стороны, отчисления сохранят кадровый потенциал таких производств и станут одним из инструментов по мотивации труда, так как предусматривается компенсация людям за опасный, вредный для здоровья труд. Стоит отметить, что ранее с аналогичным предложением в правительстве выступил глава Нацбанка Григорий Марченко. Инициатива была связана с реформами пенсионной системы Казахстана. При этом он обратил внимание на то, что окончательное решение носит политический характер и не ограничивается экономической целесообразностью. Но что касается последней части, то он, как и Серик Абденов, - оптимист. - С экономической точки зрения мы в своих расчетах достаточно уверены, но понятно, что в этой теме много политических и социальных вопросов, поэтому правильно, чтобы окончательное решение принимали политические органы, правительство и Парламент, - отметил главный банкир страны. Пенсионная система, как известно, не отличается высокой доходностью по ряду причин, начиная с того, что не все граждане охвачены ею, и кончая тем, что казахстанская пенсионная модель сталкивается с нехваткой инструментов для инвестирования. Но есть и еще один нюанс. Проработавшие на вредных производствах казахстанцы должны иметь достойную своего труда пенсию. В то время как нынешняя накопительная модель плохо отражает разделение граждан по специфике их деятельности. Такой контраст обещает сгладить 5-процентная надбавка, которая к тому же позволит пополнить пенсионную систему. В этом смысле инициатива Нацбанка и правительства оправдывает себя. Тем более, согласно статданным, численность работников, занятых во вредных и неблагоприятных производствах, на 1 января 2012 года составляла 346,6 тыс. человек. Страхование труда Впрочем, вопрос можно поставить и шире. Главная проблема опасных отраслей - не растерять кадры, в том числе в результате утраты их трудоспособности. А она, так или иначе дает о себе знать на вредных производствах. Поэтому следует обращать внимание не только на цены на мировых рынках на металлы, энергоресурсы и отчисления за счет вычета при осуществлении налоговых платежей, но и на устойчивое развитие подобных отраслей. А оно, среди прочего, зависит от тех, кто на них трудится. Понятие конкурентоспособности тяжелой индустрии в условиях ограниченных трудовых ресурсов зависит от состояния граждан выполнять свою работу. И его следует поддерживать и восстанавливать. В бывшем СССР для этого использовался механизм оздоровительных санаториев, путевок. Это хороший опыт и для нашей республики, где тоже есть здравницы. И в данном случае предприятия могли бы загружать их своими заказами. Эффект обещает носить мультипликативный характер. Одним выстрелом убивается несколько зайцев: создается кластер по развитию местного «здорового туризма», с другой стороны - восстанавливается трудоспособность кадров. Данная проблема носит актуальный характер и будет давать о себе знать по мере старения общества и увеличения пенсионного возраста. Поскольку вопросы сохранения трудоспособности казахстанцев преклонного возраста станут сдерживать рост экономики, особенно там, где наблюдается разрыв между поколениями. В советское время охраной здоровья и поддержанием трудоспособности населения занимались профсоюзы, которые направляли работников в санатории. Сегодня с аналогичной задачей может справиться и специальный фонд, который будет отслеживать «состояние кадров» и финансовые потоки и способен будет сделать эту работу более профессионально. В данном случае стоит говорить не только о модернизации пенсионной системы, но и о механизме социального страхования. Он имеется не только в индустриальных странах, но даже в соседнем Китае. В Казахстане также действует Фонд социального страхования, из средств которого осуществляются выплаты гражданам, например, по случаю утраты ими работы. Как говорится на его веб-страничке в глобальной сети, «фонд производит сбор социальных отчислений и выплаты участникам системы обязательного социального страхования, в отношении которых наступил случай социального риска, включая членов семьи - иждивенцев в случае потери кормильца - участника системы обязательного социального страхования». Нельзя не отметить, что нынешний фонд, как и пенсионная система, не отражает специфики труда, а особенно риски, связанные с вредным и опасным производством. Следовательно, в данной области следует подумать о совершенствовании существующей модели. Кодекс чести Впрочем, это не единственный пробел. Любопытно, что Трудовой кодекс также не регулирует отношения на вредных и опасных для здоровья производствах. Так, в разделе «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» можно встретить госслужащих и даже депутатов Парламента и маслихатов. Закономерный вопрос: в чем состоит труд членов представительного органа и какой был смысл их отдельно вписывать в Трудовой кодекс РК, если там нам не удалось найти регулирование труда на опасных предприятиях страны? Похоже, законодатели не заметили слона и приняли документ на ура. Об опасном производстве в Трудовом кодексе говорится в разделе «Гарантии прав работников в области безопасности и охраны труда». Правда, здесь речь идет о том, что работодатель должен обеспечить за свой счет «проведение периодических медицинских осмотров и обследований работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, в порядке, установленном законодательством». При этом он не несет ответственности за поддержание трудоспособности своих работников. Медицинский осмотр - это хорошо, но как быть с теми, кто подорвал здоровье и оказался не в состоянии выполнять свои трудовые обязанности? Конечно, на работодателя возлагается обязанность обеспечить охрану труда и его безопасность. Но это не решение комплексной проблемы. Выходит, что у нас в Трудовом кодексе, по сути Конституции, существует пробел, который необходимо заполнить.
Марат МАМАЕВ
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |