Досье на проект Закона Республики Казахстан
«О ратификации Международной конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, заключенной в Женеве 12 сентября 1923 года, с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом, подписанным в Лейк Саксессе, Нью-Йорк,
12 ноября 1947 года»
1. Проект Закона РК
2. Пояснительная записка Мажилиса Парламента РК от 25 февраля 2013 года № 23/П-1426 к проекту Закона РК
3. Прогноз последствий принятия проекта Закона РК
4. Заключение научной правовой экспертизы Международной конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, заключенной в Женеве 12 сентября 1923 года, с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом, подписанным в Лейк Саксессе, Нью-Йорк, 12 ноября 1947 года
5. Заключение научной лингвистической экспертизы в части аутентичности текстов на казахском и русском языках Международной конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, заключенная в Женеве 12 сентября 1923 года, с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом, подписанным в Лекс Саксессе, Нью-Йорк, 12 ноября 1947 года
6. Заключение научной лингвистической экспертизы в части аутентичности текстов на казахском и русском языках Соглашения относительно пресечения обращения порнографических изданий между Великобританией, Австрией и Венгрией, Бельгией, Бразилией, Данией, Францией, Германией, Италией, Нидерландами, Португалией, Россией, Испанией, Швейцарией и Соединенными Штатами, подписанное в Париже 4 мая 1910 года
7. Закон РК от 21 мая 2013 года № 96-V
Проект
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О ратификации Международной конвенции о пресечении обращения
порнографических изданий и торговли ими, заключенной в Женеве
12 сентября 1923 года, с поправками, внесенными в соответствии
с Протоколом, подписанным в Лейк Саксессе, Нью-Йорк,
12 ноября 1947 года
Внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК постановлением Правительства РК от 25 февраля 2013 года № 176
Ратифицировать Международную конвенцию о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, заключенную в Женеве 12 сентября 1923 года, с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом, подписанным в Лейк Саксессе, Нью-Йорк, 12 ноября 1947 года со следующей оговоркой: «Республика Казахстан берет на себя обязательства по исполнению статьи 5 настоящей Конвенции только в рамках действующего национального законодательства».
Президент Республики Казахстан | |
Пояснительная записка Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 25 февраля 2013 года № 23/П-1426 к проекту Закона Республики Казахстан «О ратификации Международной конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, заключенной в Женеве 12 сентября 1923 года, с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом, подписанным в Лейк Саксессе, Нью-Йорк, 12 ноября 1947 года»
12 сентября 1923 года в Женеве подписана Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (далее - Конвенция).
В настоящее время участниками Конвенции являются 60 государств, в том числе Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Индия, Италия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Норвегия, Россия, Турция.
Конвенцией предусматривается принятие государствами, присоединившимися к ней, обязательств по раскрытию, преследованию и наказанию за правонарушения в сфере порнографии, а также криминализируется оборот порнографической продукции.
В частности, криминализации подлежат такие действия, как изготовление или хранение материалов порнографического характера с целью их распространения или же публичного их выставления, ввоз, провоз, вывоз лично или через другое лицо материалов порнографического характера в указанных целях или пуск их в обращение, введение или участие в бизнесе, связанном с любым из порнографических материалов, рекламирование или оглашение в целях поощрения оборота или торговли порнографических материалов.
Ратификация Конвенции позволит Казахстану расширить международное сотрудничество в сфере борьбы с обращением порнографических изданий и материалов и торговлей ими, а также сформировать единую систематизируемую базу данных по вопросам борьбы с порнографией.
Предусматривается оговорка в отношении статьи 5 Конвенции, регулирующей обязательства государств-участников Конвенции, законодательство которых в настоящее время не достаточно охватывается целями Конвенции, предусмотреть положения для совершения обысков в местах, где можно было бы предположить, что изготавливаются или находятся порнографические материалы и предметы, а равным образом, наложения на них ареста, конфискации и уничтожения. Данная оговорка гласит, что статья 5 Конвенции будет применяться только в рамках действующего национального законодательства.
Учитывая вышеизложенное, Правительство Республики Казахстан в соответствии со статьями 11 и 13 Закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» вносит на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О ратификации Международной конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, заключенной в Женеве 12 сентября 1923 года, с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом, подписанным в Лейк Саксессе, Нью-Йорк, 12 ноября 1947 года».
При ратификации Конвенции ее реализация не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий, а также не потребует дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета.
Премьер-Министр Республики Казахстан | С. Ахметов |
Прогноз последствий принятия проекта Закона Республики Казахстан
«О ратификации Международной конвенции о пресечении обращения
порнографических изданий и торговли ими, заключенной в Женеве
12 сентября 1923 года, с поправками, внесенными в соответствии
с Протоколом, подписанным в Лейк Саксессе, Нью-Йорк,
12 ноября 1947 года»
Проект Закона Республики Казахстан «О ратификации Международной конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, заключенной в Женеве 12 сентября 1923 года, с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом, подписанным в Лейк Саксессе, Нью-Йорк, 12 ноября 1947 года» (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 1.12 Протокола 12-го заседания Межведомственной комиссии по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека от 14 марта 2012 года.
Принятие законопроекта позволит:
- расширить международное сотрудничество государств-участников Конвенции в сфере борьбы с обращением порнографических изданий и торговлей ими;
- создать единую согласованную политику в данной области;
- сформировать единую систематизированную нормативную правовую базу по вопросам борьбы с порнографией.
Законопроект не содержит норм, предусматривающих дополнительные обязательства, влекущие ограничение юрисдикции государства, Правительства или государственных органов Казахстана.
Принятие законопроекта не повлечет за собой отрицательные социально-экономические, правовые последствия и не предусматривает финансовых затрат из государственного бюджета.
Министр внутренних дел Республики Казахстан | К. Касымов |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
научной правовой экспертизы
Международной конвенции о пресечении обращения порнографических
изданий и торговли ими, заключенной в Женеве 12 сентября 1923 года,
с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом, подписанным в
Лейк Саксессе, Нью-Йорк, 12 ноября 1947 года
Организация, проводившая научную экспертизу, - товарищество с ограниченной ответственностью «Консалтинговая группа «Болашак».
Организатор экспертизы - Министерство внутренних дел Республики Казахстан.
Наименование международного договора - Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, заключенная в Женеве 12 сентября 1923 года, с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом, подписанным в Лейк Саксессе, Нью-Йорк, 12 ноября 1947 года (далее - Конвенция).
Отрасли науки, затрагиваемые проектом международного договора, - международное уголовное право, уголовное право, административное право Республики Казахстан.
Документы, представленные для проведения научной экспертизы
№ | Наименование документов | на государственном языке | на русском языке | на ином языке |
1. | Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, заключенная в Женеве 12 сентября 1923 года, с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом, подписанным в Лейк Саксессе, Нью-Йорк, 12 ноября 1947 года (далее - Конвенция) | + | + | + |
2 | Проект Закона Республики Казахстан «О ратификации Международной конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, заключенной в Женеве 12 сентября 1923 года, с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом, подписанным в Лейк Саксессе, Нью-Йорк, 12 ноября 1947 года» | + | + | - |
3 | Лист согласования к проекту Закона Республики Казахстан «О ратификации Международной конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, заключенной в Женеве 12 сентября 1923 года, с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом, подписанным в Лейк Саксессе, Нью-Йорк, 12 ноября 1947 года». | + | + | - |
4 | Лист согласования к проекту постановления Правительства Республики Казахстан «О проекте Закона Республики Казахстан «О ратификации Международной конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, заключенной в Женеве 12 сентября 1923 года, с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом, подписанным в Лейк Саксессе, Нью-Йорк, 12 ноября 1947 года». | + | - | - |
5 | Прогнозы возможных экономических, социальных, правовых, экологических последствий действия, принимаемого проекта закона. | - | + | - |
6 | Справочный лист к проекту Закона Республики Казахстан «О ратификации Международной конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, заключенной в Женеве 12 сентября 1923 года, с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом, подписанным в Лейк Саксессе, Нью-Йорк, 12 ноября 1947 года» | - | + | - |
Сроки проведения научной экспертизы
Дата поступления международного договора, проекта международного договора | 03.04.2012 |
Дата представления обновленного международного договора, проекта международного договора | |
Дата завершения (представления) научной правовой экспертизы | 10.04.2012 |
Дата завершения (представления) перевода на государственный или русский язык | 11.04.2012 |
Сведения об экспертах, проводивших научную экспертизу
№/№ | Ф. И. О. | Научная или иная степень | Отрасль специализации |
1. | Сарсембаев М.А. | доктор юридических наук | международное право |
2. | Тукиев А.С. | кандидат юридических наук | уголовно-процессуальное право, административное право |
3. | Назаркулова Л.Т. | кандидат юридических наук, | конституционное право |
1. Оценка качества, обоснованности, своевременности и правомерности участия в международном договоре
Оценка своевременности и обоснованности
Ориентация на рыночную экономику в определенной степени способствовала коммерциализации многих аспектов жизни людей, среди которых оказались и сексуальные отношения. Все чаще коммерческие цели и гарантированная прибыль оправдывают аморальные, а нередко и преступные действия в этой сфере жизнедеятельности. Наметилась устойчивая тенденция роста преступного «бизнеса», связанного с «сексуальным обслуживанием», а также преступлений, совершаемых на сексуальной почве. Кроме того, расширение информационного пространства и информационного обмена с другими государствами, появление спутникового телевидения, развитие компьютерных информационных систем сопровождаются не только ростом культурно-коммуникативных возможностей, но и распространением через эти средства массовой информации идей и явлений, которые негативно влияют на сознание людей, их нравственные и моральные принципы и в целом на общественную нравственность, а нередко и непосредственно способствуют совершению преступлений в этой сфере.
В Республике Казахстан количество совершенных преступлений по статье 273 УК РК, предусматривающей уголовную ответственность за незаконное распространение порнографических материалов и предметов, весьма незначительно по сравнению с другими преступлениями: в 2009 г. было зарегистрировано 53 преступления по статье 273 УК РК, в 2010 г. - 26, за пять месяцев 2011 г. - 6 преступлений (интернет-ресурс: http://service.pravstat.kz). Однако очевидно, что распространение порнографических материалов и предметов имеет место быть (для такого вывода достаточно даже посетить практически любое место массовой уличной торговли или специализированных киосков по продаже CD, DVD-дисков). Учитывая изложенное, а также то, что Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, заключенная в Женеве 12 сентября 1923 года, с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом, подписанным в Лейк Саксессе, Нью-Йорк, 12 ноября 1947 года (далее - Конвенция) носит явный превентивный и унификационный характер, эксперты полагают, что ее ратификация обоснована и своевременна для Казахстана, способна положительным образом повлиять на эффективность реализации стратегических программ государства и государственных органов в части противодействия обращения порнографических изданий и торговли.
Уровень обоснованности Договора: Н-ден (1) (+) - высокий.
В Республике Казахстан на государственном уровне делаются определенные шаги для стабилизации ситуации, которая сложилась в информационном пространстве Казахстана на сегодняшний день. Примером таких действий может служить Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации»; Закон Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года № 508-II «О рекламе»; Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года № 207-III ЗРК «О культуре». А также некоторые подзаконные нормативно-правовые акты: постановление Правительства Республики Казахстан» от 17 июля 2002 года № 798 «О перечне предметов, запрещенных к пересылке по почте»; приказ министра юстиции Республики Казахстан от 24 октября 2002 г. № 158 «Об утверждении Инструкции по производству судебных экспертиз и специализированных исследований в центре судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан» и других. Это не единственные документы касательно данного вопроса, что в свою очередь свидетельствуют о важности и перспективности разрабатываемого направления.
Ратификация Конвенции также соответствует стратегическим целям Казахстана. В Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 год предусмотрено, что «важным также является приведение уголовного закона в соответствие с международными договорами, ратифицированными Казахстаном. Речь, в частности, идет не только о декриминализации, но и об обратном процессе криминализации определенных, опасных видов правонарушений» (пункт 2.8).
Уровень своевременности Договора У-дең(1) (++) - высокий.
Оценка правомерности заключения международного договора
Несмотря на отдельные частные вопросы (обусловленные тем, что она (Конвенция) датируется началом ХХ века), соответствие рассматриваемой Конвенции Закону Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» продиктовано тем, что она (Конвенция) аутентична по форме и требованиям статьям 8, 10 и 11 Закона РК «О международных договорах Республики Казахстан» от 30 мая 2005 года № 54-III.
По мнению экспертов, Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими (Женева, 12 сентября 1923 г.) (с изменениями от 12 ноября 1947 г.) по юридической форме, структуре, содержанию не противоречит положениям Закона Республики Казахстан «О международных договорах Республики Казахстан» от 30 мая 2005 года.
Положения Конвенции не противоречат Конституции и иным законам Республики Казахстан, принципам международного права.
Сказанное позволяет сформулировать вывод о правомерности ратификации данной Конвенции.
Общая оценка качества
Эксперты изучили Международную конвенцию о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, заключенную в Женеве 12 сентября 1923 года, с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом, подписанным в Лейк Саксессе, Нью-Йорк, 12 ноября 1947 года в 16 статьях. Эксперты считают, что данная Конвенция может быть ратифицирована с учетом выполнения нижеследующих рекомендаций.
Общее количество замечаний и предложений не превышает 45% от количества пунктов международного договора и соответствует оценке Сапа (3) - среднее качество.
Рекомендации по улучшению договора.
Таблица № 1.
/№ | Действующая редакция статьи или нормы (пункта) международного договора | Мнение эксперта по содержанию статьи или пункта (нормы) международного договора | Предложение по улучшению международного договора, в том числе по внесению дополнительных положений в текст международного договора |
1 | В сноске 1 в таблице в качестве государств-участников приведены 25 государств. | С того времени произошли изменения в статусе ряда государств, произошел распад трех государств, подписавших тогда данную Конвенцию. | Эксперты предлагают внести изменения в названия государств, находящихся в списке в качестве государств-участников: вместо Чехословакии - Чехия и Словакия, вместо Союза Советских Социалистических Республик - Российская Федерация, вместо Южно-Африканского союза - Южно-Африканская Республика, вместо Югославии - новые балканские государства. |
2 | Статья 2 Конвенции: Лица, совершившие правонарушения, предусмотренные статьей 1, будут подсудны судам той Договаривающейся Стороны, на территории которой было совершено правонарушение, либо один из элементов, составляющих правонарушение. Если законодательство государства позволяет, они будут равным образом подсудны судам той Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, если они там установлены, даже если элементы, составляющие правонарушение, были совершены вне ее территории. | По мнению экспертов, в данной статье заложено определенное противоречие. С одной стороны, здесь говорится о территориальном принципе действия уголовного закона в пространстве, с другой стороны, здесь же говорится, что граждане государства могут быть подсудны этому государству, даже если они совершили преступление, предусмотренное данной Конвенцией, за пределами территории этого государства. Такое противоречие надо бы устранить. | Эксперты рекомендуют 2-е предложение 1-го абзаца статьи 2 Конвенции исключить или откорректировать. |
3 | Статья 7 Конвенции Настоящая Конвенция, французский и английский тексты которой являются аутентичными, будет датирована настоящим числом и до 31 марта 1924 года будет открыта для подписания любым Государством, представленным на конференции, любым Членом Лиги Наций и любым Государством, которому Совет Лиги Наций с этой целью препроводит экземпляр настоящей Конвенции. | Лига Наций со своим Советом функционировала с 1919 по 1946 год, прекратила свое существование, уступив место Организации Объединенных Наций: в связи с этим возникает необходимость в некоторой коррекции статьи 7 Международной конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими. | Статью 7 Международной конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими целесообразно изложить в следующей редакции - (дополнения выделены курсивом): «Настоящая Конвенция... будет открыта для подписания любым Государством, представленным на конференции, любым Членом Лиги Наций (Организации Объединенных Наций) и любым Государством, которому Совет Лиги Наций (Генеральный секретарь ООН) с этой целью препроводит экземпляр настоящей Конвенции». Республика Казахстан может проинициировать такое дополнение в статью 7 Конвенции на любой из последующих конференций. |
4 | Статья 10: «Ратификация настоящей Конвенции, а равно присоединение к этой Конвенции, без отдельного уведомления повлечет за собой одновременное и полное присоединение к Соглашению от 4 мая 1910 года, которое вступит в силу того же числа, что и сама Конвенция, на всей территории ратифицирующего или присоединяющегося Государства или члена Организации Объединенных Наций». Статья 12: «Денонсация настоящей Конвенции не повлечет за собой тем самым одновременной денонсации Соглашения от 4 мая 1910 года, если только об этом отдельно не упомянуто в уведомлении». | Полное название упомянутого документа в статьях 10 и 12 Конвенции таково: «Соглашение относительно пресечения обращения порнографических изданий между Великобританией, Австрией и Венгрией, Бельгией, Бразилией, Данией, Францией, Германией, Италией, Нидерландами, Португалией, Россией, Испанией, Швейцарией и Соединенными Штатами» - оно было подписано в Париже 4 мая 1910 года. По мнению экспертов, между нормами статьи 10 и статьи 12 заложено противоречие. В статье 10, говорится, что ратификация Конвенции влечет автоматическую ратификацию (или присоединение) Соглашения от 4 мая 1910 года, а вот денонсация Конвенции к автоматической денонсации Соглашения от 4 мая 1912 года не ведет. Почему? В самой Конвенции ответа нет. | Поэтому 3-й абзац статьи 12 Конвенции эксперты рекомендовали бы изложить так: «Денонсация настоящей Конвенции повлечет за собой тем самым: одновременную денонсацию Соглашения от 4 мая 1910 года, если только об этом отдельно не будет упомянуто, что данное Государство желает сохранить свое присоединение к упомянутому Соглашению». |
5 | Статья 15: Любые разногласия, которые могут возникнуть между Договаривающимися Сторонами в связи с толкованием или применением настоящей Конвенции, если они не могут быть разрешены непосредственно переговорами, будут направляться для решения Международного Суда. Если Стороны, между которыми возникло разногласие, или одна из них, не подписали или не приняли Устав Международного Суда, то их разногласие будет передано, по соглашению Сторон, либо в Международный Суд, либо в арбитражный суд. | В первом предложении статьи 15 Конвенции нужно привести соответствующие международно-правовые способы разрешения споров. В связи с этим 2-е предложение в этой же статье 15 Конвенции эксперты рекомендовали бы исключить. | В свете приведенных соображений 1-е и единственное предложение статьи 15 Конвенции, по мнению экспертов, выглядело бы так: «Любые разногласия, которые могут возникнуть между Договаривающимися Сторонами в связи с толкованием или применением настоящей Конвенции, если они не могут быть разрешены непосредственно переговорами, а также посредничеством, обращением в межгосударственный арбитражный суд, будут направляться по согласованиюСторон для решения Международного Суда ООН». |
6 | Статья 16 Конвенции: Если пять из Сторон, подписавших или присоединившихся, потребуют пересмотра настоящей Конвенции, то Экономический и Социальный совет Организации Объединенных Наций должен будет созвать Конференцию для этой цели. Во всех случаях, по истечении каждого пятилетнего периода, Совет будет рассматривать целесообразность подобного созыва. | После присоединения к Международной конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, заключенной в Женеве 12 сентября 1923 года, с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом, подписанным в Лейк Саксессе, Нью-Йорк, 12 ноября 1947 года, Республика Казахстан могла бы входить в состав 5 государств, которые могли бы инициировать пересмотр некоторых положений данной Конвенции. | Используя положения статьи 16 данной международной Конвенции, Республика Казахстан могла бы инициировать включение отдельной статьи о праве государств-участников на оговорки, а также обратить внимание Экономического и Социального совета ООН на некоторые технические погрешности в тексте данной Конвенции. |
7 | Отсутствует | В тексте Конвенции отсутствует право государств-участников на оговорку. | Содержание международной Конвенции позволяет заключить, что в ней нет статей, запрещающих оговорки. Кроме того, в соответствии со статьей 10 предусмотрено уведомление о присоединении или неприсоединении к Соглашению относительно пресечения обращения порнографических изданий от 4 мая 1910 года при ратификации/присоединении к Конвенции. Желательно предусмотреть в тексте Конвенции право любого государства на оговорку. |
2. Соблюдение в международном договоре гарантированных Конституцией Республики Казахстан прав и свобод человека и гражданина
Согласно статье 20 Конституции Республики Казахстан, «свобода слова и творчества гарантируется. Цензура запрещается» (пункт 1); «Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом» (пункт 2). При этом в пункте 3 указанной статьи 20 установлено, что «не допускаются пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия».
Пункт 9 статьи 39 Конституции Республики Казахстан гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». Статья 273 УК РК, предусматривающая ответственность за распространение порнографических материалов или предметов, ст. 273-1, предусматривающая ответственность за изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних либо их привлечение для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, и ст. 274 УК РК, предусматривающая ответственность за распространение произведений, пропагандирующих культ жестокости и насилия, обеспечивают уголовно-правовую охрану общественной нравственности.1
__________________________
1Сайтбеков A.M. Борьба с распространением порнографических материалов или предметов и произведений, пропагандирующих культ жестокости и насилия: уголовно-правовые и криминологические аспекты. Дис. На соиск. учен. степ. к.ю.н.. Караганда, 2007 - С. 12.
Анализ содержания Конвенции позволяет экспертам сформировать вывод о том, что рассматриваемая Конвенция не ограничивает или каким-либо иным образом не изменяет объема и содержания прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией и законами Республики Казахстан.
3. Определение возможной эффективности международного договора
Присоединение к данной международной Конвенции носит как минимум два положительных аспекта. Первый - знаковый для нашего государства в целом как в части внутренней, так и внешней политики. Второй - правовой, позволяющий организовать сотрудничество хоть и по небольшому, но все же важному кругу дел, связанных с деятельностью международных организованных преступных групп, распространяющих соответствующую порнографическую продукцию.
Сказанное обусловливает несомненную эффективность ратификации рассматриваемой Международной конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, заключенной в Женеве 12 сентября 1923 года, с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом, подписанным в Лейк Саксессе, Нью-Йорк, 12 ноября 1947 года.
Ратификация Конвенции предоставит Республике Казахстан, Правительству или иным государственным органам страны следующие дополнительные права и правовые преимущества. Эти преимущества прямо перечислены в самом нормативно-правовом акте (статья III):
1) возможность непосредственного сношения судебных властей;
2) через дипломатического или консульского представителя страны, направляющей запрос, в стране, к которой делается запрос, данный представитель направляет судебное поручение непосредственно компетентным судебным органам или органу, уполномоченным Правительством страны, к которой обращаются с запросом, и получит непосредственно от этих органов документы, констатирующие выполнение судебного поручения. В каждом из вышеперечисленных случаев копия судебного поручения будет в обязательном порядке направлена в органы высшей инстанции страны, которой оно адресовано;
3) или по дипломатическим каналам.
Это и есть конечная польза и правовое преимущество, получаемое республикой, Правительством и государственными органами в рамках ратифицируемой Международной конвенции о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими, заключенной в Женеве 12 сентября 1923 года, с поправками, внесенными в соответствии с Протоколом, подписанным в Лейк Саксессе, Нью-Йорк, 12 ноября 1947 года
4. Выявление возможных отрицательных последствий заключения международного договора
Правовые ограничения для Республики Казахстан в виде отказа от суверенных прав в данном договоре не выявлены. Принятие дополнительных обязательств, влекущих ограничение юрисдикции республики, Правительства или государственных органов не обнаружено. Заключение Соглашения не повлечет за собой создания угроз национальной безопасности нашей страны.
5. Оценка соответствия законодательства Республики Казахстан международному договору
Выявление и указание разночтений между нормами международного договора и нормами законов Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов (указы, постановления, приказы и др.)
№/ № | Положение международного договора | Положение нормативного правового акта | Результаты анализа экспертов |
1 | Пункт 2 статьи 1 Конвенции: (2) Ввоз, провоз, вывоз лично или через другое лицо в вышеуказанных целях всех перечисленных выше порнографических материалов или предметов, или их выпуск в обращение тем или иным путем; | Пункт статьи 344 Кодекса Республики Казахстан от 30 января 2001 года № 155 «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП): 1. Изготовление, хранение, ввоз, перевозка на территории Республики Казахстан продукции средств массовой информации, содержащей сведения и материалы, направленные на пропаганду или агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, культа жестокости, насилия и порнографии, - Пункт 1 статьи 273-1 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК) 1. Изготовление, хранение или перемещение через Государственную границу Республики Казахстан в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних - | Международная Конвенция устанавливает перечень действий, за которые страны, ратифицировавшие ее, обязаны установить юридическую ответственность. К числу таковых Конвенция среди прочего относит и вывоз. В совокупности с ввозом данное действие образует перемещение через Государственную границу Республики Казахстан, что закреплено лишь в УК РК и лишь в отношении предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. В то время как Конвенция предусматривает ответственность по всем таким материалам (предметам), вне зависимости совершеннолетнее или несовершеннолетнее лицо на них изображено. Более того, КоАП не предусматривает вывоз такой продукции, как действие образующее деликтность. Для устранения выявленного разночтения действующего отраслевого законодательства, по мнению экспертов, законодателю следует предусмотреть в статье 273 УК РК «перемещение» как самостоятельный альтернативный признак, образующий состав преступления. Или предусмотреть вывоз в части 1 статьи 344 КоАП. Первое предпочтительнее, по мнению экспертов. |
2 | Пункт 2 статьи 1 Конвенции среди которых: (2) Ввоз, провоз, вывоз лично или через другое лицо в вышеуказанных целях всех перечисленных выше порнографических материалов или предметов, или их выпуск в обращение тем или иным путем; | Статья 344 КоАП Указанный выделением признак отсутствует. Статьи 273 и 273-1 УК РК указанный выделением признак отсутствует. | Для устранения выявленного разночтения действующего отраслевого законодательства, по мнению экспертов, законодателю следует внести изменения в ст. 344 КоАП, закрепив административную ответственность за «выпуск в обращение тем или иным путем» указанной продукции. Что призвано устранить пробел и разночтение в праве. |
3 | Пункт 3 статьи 1 Конвенции: (3) Ведение или участие в бизнесе, общественном или частном, связанном с любым из перечисленных порнографических материалов или предметов, или совершение с ними всякого рода операций какого бы то ни было вида, их распространение, публичное выставление или ведение бизнеса с целью проката; | Статья 344 КоАП Указанный выделением признак отсутствует. Ст. 273-1 УК РК 1. Изготовление, хранение или перемещение через Государственную границу Республики Казахстан в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних -<...>. | Конвенция устанавливает перечень действий, за которые страны, ратифицировавшие ее, обязаны установить юридическую ответственность. К числу таковых Конвенция среди прочего относит и такие действия, как публичное выставление или ведение бизнеса (с целью проката). В то время как действующее отраслевое законодательство (КоАП и УК) не предусматривает его в качестве самостоятельного деликтного действия (признака). Согласно статье 273-1 УК публичная демонстрация образует состав преступления лишь в отношении предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. В то время как Конвенция предусматривает криминализацию такого действия и в отношении предметов с изображениями порнографического характера совершеннолетних. Для устранения выявленного разночтения отраслевого законодательства, по мнению экспертов, законодателю следует предусмотреть такую ответственность относительно публичного выставления изображений как несовершеннолетних, так и совершеннолетних, продублировав этот признак и в статье 273 УК РК. |
4 | Пункт 3 статьи 1 Конвенции: (3) Ведение или участие в бизнесе, общественном или частном, связанном с любым из перечисленных порнографических материалов или предметов, или совершение с ними всякого рода операций какого бы то ни было вида, их распространение, публичное выставление или ведение бизнеса с целью проката; | Статья 344 КоАП Указанный выделением признак отсутствует. Статьи 273 и 273-1 УК РК Указанный выделением признак отсутствует. | Для устранения выявленного разночтения действующего отраслевого законодательства, по мнению экспертов, законодателю следует внести изменения в ст. 273 УК РК, закрепив уголовную ответственность за «введение или участие в бизнесе» указанной продукции. Что призвано устранить пробел и разночтение в праве, так как действующая редакция, согласно толкового словаря, не поглощает данные действия и не относит их к криминальным. |
5 | | Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации»; Закон Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года № 508-II «О рекламе»; Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года № 207-III ЗРК «О культуре». Данные отраслевые нормативно-правовые акты регулируют правовое обращение отношений вокруг предмета исследования. Здесь также имеются определенные трудности. В настоящее время в нашем законодательстве отсутствует дефиниция порнографии. А понятие эротики было сформулировано в статье 1 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации», который уже утратил силу. Причем определение даже там дано довольно расплывчато: печатное издание или теле-, радиопрограмма, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу. Не совсем понятно, что такое «эксплуатация интереса к сексу». Закон также не определяет ситуации, когда не эротические издания систематически помещают материалы на грани порнографии. В связи с этим довольно часто возникают казусы. Например, еженедельник, имеющий статус «научно-популярного издания - СпидИнфо», а, по сути, является изданием, «систематически эксплуатирующим интерес к сексу» и насилию, при этом под видом «науки» в еженедельнике публикуются статьи, содержащие описания различных сексуальных извращений, что не просто эксплуатирует интерес к сексу, а, скорее растляет общество с моральной точки зрения. Кроме того, формальный «научно-популярный статус» позволяет этой газете продаваться не в «специальной упаковке и не в специальных местах», как это закреплено в статье 14 Закона Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации»: розничная продажа периодических печатных изданий, публикующих материалы эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально отведенных стационарных помещениях, предназначенных для этого, расположение которых и правила продажи в них определяются местными исполнительными органами. Вопрос о регулировании презентации в СМИ откровенно сексуальных материалов является дискутируемым. Часто можно встретить утверждения, что любое жесткое ограничение создает риск ликвидации гражданских свобод, а цензура может отрицательно сказаться на свободе слова. Однако непристойные, неприличные материалы, определяющиеся как порнография, во многих развитых странах запрещены либо ограничены в обороте под угрозой уголовного наказания. Действующее отраслевое казахстанское законодательство это упорно игнорирует. Коррелирующими к данной проблеме являются также законы РК «О рекламе» и «О культуре». В Законе «О культуре»2 указаний на дефиницию «порнография» также нет. Кроме того, он полностью очищен от таких проблем. Ранее, в старом (утратившем силу) Законе Республики Казахстан от 24 декабря 1996 г. «О культуре»3 хотя бы был запрет на «такого рода продукцию». Аналогичное положение и с Законом «О рекламе», который в части 6 статьи 6 гласит так: «Реклама не должна использоваться для пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, культа жестокости и насилия, порнографии, а также распространения сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны».4 А Закон «О средствах массовой информации» (часть 3 статьи 2) гласит так: «Не допускаются разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, пропаганда и оправдание экстремизма или терроризма, распространение информации, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также культа жестокости, насилия и порнографии».5 | По нашему мнению, определение порнографии должно быть сформулировано как можно более четко, поскольку неопределенность и слишком свободная его трактовка не способствует, а даже, наоборот, препятствует эффективности применения статей 273 и 273-1 УК РК, статьи 344 КоАП, а также ряду положений отраслевого законодательства. Это в свою очередь дает такие негативные последствия, как, с одной стороны, возможности избежать юридической ответственности за соответствующие деликты, а с другой, создает вероятность привлечения лица к ответственности при отсутствии состава деликта в его действиях. Такое четкое определение должно быть закреплено либо непосредственно в законе, предусматривающем ответственность за действия с порнографическими предметами, либо в постановлениях Верховного суда Республики Казахстан, но обязательно с учетом тех требований, что предъявляются к понятийному аппарату, а именно: 1) официальный характер; 2) четкость; 3) вразумительность; 4) единство терминологии; 5) сжатость. |