|
|
|
23.04.2013 Аналогично лишению свободы
А. Манахова, судья Карагандинского областного суда
Актуальность рассмотрения гражданских дел, связанных с направлением несовершеннолетних детей в специальные организации образования, обусловлена необходимостью решения проблемных вопросов действующего законодательства и судебной практики. Помещение ребенка в специальное учебно-воспитательное учреждение сходно по своему содержанию с лишением свободы. Последовательное внедрение ювенальной юстиции в целях совершенствования судопроизводства с учетом требований международно-правовых стандартов, наряду с государственной политикой по защите прав детей, проводится в республике на протяжении нескольких лет. В каждой области созданы постоянно действующие специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних, уполномоченные рассматривать в соответствии с законодательными актами РК уголовные дела, дела об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних и гражданские дела, затрагивающие их интересы. Правовые, экономические и социальные основы деятельности госорганов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности определяет Закон РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» от 9 июля 2004 года № 591-II (далее - Закон). Согласно ст.ст. 13, 14 Закона специальные организации образования и организации образования с особым режимом содержания (далее - спецучреждения) являются учебно-воспитательными или лечебно-воспитательными учреждениями и создаются в целях обеспечения социальной реабилитации несовершеннолетних. В республике функционируют 10 спецучреждений, из них: восемь - специальные организации образования, два - специальные организации образования с особым режимом содержания. В различных странах существует множество видов подобных учреждений, отличающихся как наименованием, так и режимом содержания. Законодательство Армении, Беларуси, Молдовы использует для наименования данных учреждений термины «учебно-воспитательное» или «лечебно-воспитательное учреждение», Болгарии - «воспитательное училище-интернат», России - «специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа». В Эстонии различают помещение несовершеннолетних в воспитательный дом для молодежи, школу-интернат и школу для учащихся, нуждающихся в особых условиях воспитания. В специальные учреждения подлежат направлению несовершеннолетние, которые нуждаются в особых условиях воспитания, обучения и требуют специального педагогического подхода. Исчерпывающий перечень оснований направления детей в спецучреждения перечислен в п. 1 ст. 13 и п. 2 ст. 14 Закона. Несовершеннолетние, систематически совершающие правонарушения, влекущие меры административного воздействия, самовольные уходы из семьи и детских учебно-воспитательных организаций, иные антиобщественные действия, злостно уклоняющиеся от получения начального, основного среднего и общего среднего образования, подлежат направлению в специальные учреждения образования (п. 1 ст. 13 Закона). Таким образом, существующий порядок направления детей в спецшколы позволяет применять такие меры воспитательного воздействия даже в отношении тех из них, которые не совершали ни уголовных преступлений, ни административных правонарушений. В организации образования с особым режимом содержания помещаются несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода, в случаях, если они: 1) после вынесения в отношении них постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, вновь совершили общественно опасное деяние; 2) осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от уголовной ответственности и наказания в порядке, предусмотренном ст. 81 Уголовного кодекса РК (п. 2 ст. 14 Закона). Ранее вопрос о целесообразности направления несовершеннолетних в специальные организации образования разрешался только в порядке, предусмотренном названным Законом. Решение о направлении ребенка в спецшколу принималось судом по представлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в организации образования с особым режимом содержания - по представлению органа внутренних дел. В связи с отсутствием четкого процессуального порядка рассмотрения таких дел Законом РК от 23 ноября 2010 года Гражданский процессуальный кодекс дополнен главой 33-1, регламентирующей производство по делам о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или организации с особым режимом содержания. В соответствии с положениями вновь введенной главы ГПК соответствующее заявление теперь подается не комиссией по делам несовершеннолетних, а органом опеки и попечительства либо органами внутренних дел в специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних по месту жительства (нахождения) ребенка. Суды при рассмотрении дел указанной категории руководствуются положениями вышеназванной главы ГПК РК и Законом «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности». В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308-3 ГПК РК, рассмотрев заявление о помещении несовершеннолетнего в спецорганизацию образования или организацию с особым режимом содержания, по существу, судья выносит решение, которым отклоняет либо удовлетворяет заявление. Согласно требованиям законодательства соответствующее заявление подается органом опеки и попечительства либо органами внутренних дел в ювенальный суд по месту жительства (нахождения) ребенка. В ч. 2 ст. 308-1 ГПК в числе документов, подтверждающих наличие предусмотренных законом оснований для направления в спецучреждения, предусмотрено обязательное документальное подтверждение отсутствия у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в указанных организациях образования. Согласно п. 10 ст. 13 Закона в специальные организации образования не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в них. Перечень таких заболеваний утверждается Правительством республики. Постановлением Правительства РК от 13 июня 2005 года № 592 утвержден перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных организациях образования и организациях образования с особым режимом содержания.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |