|
|
|
30.04.2013 Сауле Айтпаева: Манипуляции с отчетностью недопустимы
- Сауле Муханбедиановна, соавтором моего первого вопроса к вам я с полным правом могу назвать предпринимателя из Тараза Бехруза Хасанова, который, благодаря интернет - обращению на сайт Комитета без нервотрепки и проволочек восстановил справедливость. Помог ему проект «Бизнес тірегі». Судя по названию, он имеет прямое отношение к предпринимателям. Расскажите о нем подробнее. - Приоритетный сектор развития экономики нашей страны - малый и средний бизнес. И потому защите прав предпринимателей мы уделяем особое внимание. Чаще всего они жалуются на незаконное вмешательство в их деятельность. А в законности той или иной проверки убедиться легко. На нашем сайте есть специальный раздел «Информационный сервис», где действует портал, позволяющий предпринимателю в считанные минуты проверить законность намеченной проверки. Вводишь номер акта о назначении проверки и получаешь все исходные данные: кто должен проверять, когда, на каком основании. Обнаружил несоответствие? Тут же сообщаешь в мобильную группу (они есть при каждой прокуратуре), которая оперативно приезжает и принимает меры. - А каковы данные о нарушении прав предпринимателей? - Около 70 % их обращений о нарушениях подтверждаются. Кстати сказать, примеры быстрого реагирования на обращения предпринимателей есть не только в Жамбыле. Примеры подобного рода есть в Южно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской и других областях. - Как я поняла, у предпринимателей защита надежная, а что можно сказать об обычных казахстанцах? Ведь, судя по данным Комитета, ежегодно в государственные органы обращаются до 20 миллионов человек… - Начнем с того, что работа с обращениями казахстанцев - важнейшая форма взаимодействия власти с населением. Обращаясь в тот или иной госорган, каждый из нас надеется на законное и своевременное реагирование на наши проблемы. Для общественного контроля за процессом рассмотрения обращений физических и юридических лиц разработан проект «Айкын»- прозрачность. Это практически такой же портал, как и «Бизнес тірегі». Он позволяет отслеживать по Интернету рассмотрение обращений в госорганы в режиме реального времени, включая не только продвижение документа, этапы принятие решения, но и нарушение сроков рассмотрения. - А как это осуществляется практически? -Для этого достаточно на нашем сайте зайти в специальное окно в разделе «Информационный сервис» ввести номер своего талона, который с индивидуальным номером выдается канцеляриями государственных органов в обмен на поданное обращение. Кроме того, цель проекта - постоянный социальный контроль и надзор органов прокуратуры в режиме реального времени за деятельностью государственных органов по рассмотрению обращений физических и юридических лиц. В прошлом году проект внедрен в центральных государственных органах. А с первого апреля нынешнего года он действует во всех областных акиматах. Кроме того, здесь же в информационном сервисе в окне «Контроль заявлений о преступлениях» можно с помощью номера отрывного талона узнать о ходе рассмотрения заявления, поданного в органы уголовного преследования, выяснить фамилию следователя, ознакомиться с принятым процессуальным решением. Такая наглядность и оперативность появились благодаря внедрению в органах уголовного преследования единой электронной регистрации всех заявлений и сообщений о преступлениях КУЗИ. - Получается, благодаря таким проектам механизм обратной связи государства с обществом работает все эффективнее? - Те проекты, о которых мы уже говорили, созданы под эгидой правозащитной и координирующей роли Генеральной прокуратуры и как раз направлены на создание такого механизма взаимодействия. С января прошлого года мы сделали удобную для органов уголовного преследования единую книгу учета заявлений, информаций - (КУЗИ). В ней отражается вся поступающая к нам информация и распределяется по направлениям: криминальные сообщения, по которым видны все принимаемые процессуальные решения, возбужденные административные производства, не подтвердившиеся и списанные в наряд. - Такая открытость данных налагает на исполнителей и неизмеримо большую ответственность. - Объединенная электронная КУЗИ повысила прозрачность и ответственность сотрудников органов уголовного преследования. В свою очередь это обусловило быстрое и всестороннее рассмотрение заявлений, снижение волокиты, минимизировало не процессуальный контакт сотрудников полиции с казахстанцами. Многие потерпевшие все еще стараются избегать обращения в полицию, опасаясь волокиты и отказа в приеме. Теперь есть возможность, не выходя из дома или офиса, через Интернет с помощью своей цифровой подписи оформить заявление в окне «Подача заявлений о преступлениях». Здесь расписаны все пошаговые действия. Проблемы его оформить не возникнет. - И что происходит с заявлением дальше? - Заявление автоматически попадает в единую электронную базу данных и его невозможно удалить. А это значит, что меры будут приняты гарантировано. Важным нововведением стало и то, что сейчас уголовным делам автоматически присваиваются номера. Результат? Сокращение рабочего времени, высвобождение трудовых ресурсов, повышение эффективности работы. А самое главное, есть доступ к делу в любое время суток. Не являются помехой ни выходные, ни праздники. Кстати сказать, к разряду востребованных проектов относится и проект, с условным названием «Шектеу» - создаваемый единый банк данных должников. Его полноценная реализация позволит обеспечить неотвратимость наказаний для уклоняющихся от уплаты штрафов, повысит культуру выплат долговых обязательств. - С помощью единого электронного окна теперь любой прокурор, или руководитель правоохранительного ведомства в режиме реального времени видит картину преступности. Реагируют быстро? - Меры по устранению нарушений законности принимаются без проволочек. А чтобы громоздкий процесс расследования стал более оперативным, сейчас в экспериментальном варианте по договоренности с министерствами юстиции и здравоохранения эксперты заносят результаты экспертизы в базу данных сразу же как только они бывают готовы. Эксперимент в прошлом году прошел в столице, сейчас апробируется в экспертных учреждениях Южно-Казахстанской области. Так что, следователю теперь не удастся прикрыть свои огрехи ссылкой на отсутствие данных экспертизы. Не выходя из кабинета, за 2-3 минуты следователь также может получить и сведения о судимости. Кроме того, талон о приеме заявления о преступлении стал электронным. И его, как бумажный, под сукно не положишь и не спрячешь. Нам удалось избавиться от такой негативной практики, как «управляемая» статистика преступности, характерной для всех стран постсоветского пространства. Благодаря принятым мерам и внедрению инновационных проектов, мы добились прозрачности рассмотрения заявлений. А повседневный он-лайн надзор и ведомственный контроль позволяют видеть реальную картину преступности по всей республике достоверно и в полном объеме. -- А как насчет жалоб казахстанцев? Их поток уменьшился? - Существенно! Особенно на действия и решения должностных лиц. А обоснованные жалобы снизились на 20%. И это не может не радовать, ведь сердцевина нашей работы - прокурорский надзор за неукоснительным обеспечением конституционных прав граждан. - Казахстанцы, которые вплотную дружат с Интернетом, по достоинству оценили такую новацию Комитета, как «Карта преступности». Наглядно и познавательно. - Новшество, действительно, познавательное. Каждое зарегистрированное преступление в течение 2-3 минут теперь отображается на «карте преступности». Мы подключили базу данных о преступлениях к географической карте Казахстана. Без проблем можно увидеть картину преступности, как в целом по стране, так и в крупных городах. Причем, нетрудно проследить и то, где и когда совершено преступление: дом, улица, время. Прибавило это работы правоохранительным и местным исполнительным органам, которые озаботились более действенными мерами предупреждения преступности. Они более продумано расставляют наряды полиции, устанавливают камеры видеонаблюдения. -От вашего сайта «Информационный сервис», действительно, не оторвешься… - Информация на нем постоянно обновляется. Скоро сервис будет расширен, и каждый казахстанец сможет с помощью SMS получать данные о зарегистрированных преступлениях в заданном радиусе. К примеру, в пределах своего квартала. Помимо этого нами сейчас разрабатывается другой геоинформационный проект - Карта ДТП. С 2011 года Комитет определен уполномоченным органом по формированию статистики о ДТП по республике и пострадавших в них. Имея эти данные, мы стали отражать их на карте страны, причем как по городам, где ДТП детализированы по месту совершения, так и по всем дорогам и трассам. Сразу же, как новшество будет готово, доступ к нему получат пользователи нашего сайта. - Преимущества новаций очевидны. А на взгляд, как профессионала, в чем их самое главное преимущество? - Самое главное-оперативность. К примеру, обработка запроса по установлению личности задержанного либо подозреваемого по дактилоскопической картотеке занимает 3-4 часа, на обработку этого же запроса в нашей системе понадобится 5-10 минут. Она эффективна и в опознании подозреваемого при частичном отсутствии пальцев рук. Могу привести конкретный пример. В Алтайском крае РФ был обнаружен неопознанный труп мужчины, у которого отсутствовало четыре пальца. Для проверки по автоматизированной системе были представлены оттиски 6 имеющихся пальцев. В итоге выяснилось, что отпечатки принадлежат уроженцу Семипалатинской области. Были установлены его имя, фамилия, возраст. - А единые банки данных создаются? - Для выяснения таких проблем, как исполнение административных штрафов, розыск пропавших, незаконная миграция, аффилированность лиц, создаются единые банки данных и система информационного обмена правоохранительных и специальных органов. Проще говоря, через защищенный шлюз мы открываем для правоохранительных органов единое информационное «окно», в котором сконцентрированы все сведения о гражданине (где родился, живет, его социальное и семейное положение, судимости…). К примеру, сотрудник дорожной полиции или участковый инспектор сможет оперативно получать сведения о неоплаченных штрафах, налоге, алиментах или нахождении в розыске того, или иного человека. А прямые следствие такой информированности - повышение правовой дисциплины казахстанцев, их ответственности перед государством. - Получается, интеграция различных баз данных открывает новые возможности для правоохранной деятельности? - Большое удобство в том, что прокурор, не выходя из кабинета, может получить все данные остается, то есть вести, так называемый, электронный прокурорский надзор. И это очень важно, ведь и у него, и у следователей высвобождается время для решения других, более важных и неотложных задач. А самое главное не надо корпеть над оформлением документов и подолгу ждать нужных сведений. Теперь, используя наши возможности, можно вплотную заняться расследованием дел. -В Комитете в автоматизированном режиме аккумулируются не только сведения о преступности, но и об отправлении правосудия, прокурорском надзоре, защите предпринимательства, законности рассмотрения обращений граждан государственными органами. Что дает такая концентрация информационных потоков? - Это оправдано стратегически, так как отпадает необходимость создавать в самих органах подобные системы. Им удобнее воспользоваться данными Комитета, у которого есть мощное серверное и программное обеспечение. Наличие прокурорских полномочий позволяет Комитету наряду со сбором и обработкой информации, проводить надзорные проверки и вносить акты реагирования, чем обеспечивается их достоверность и полнота. По сути, органы правовой статистики - уникальный симбиоз высоких IT-технологий, аналитического мышления и прокурорского надзора. - Оперативность, полнота, достоверность и объективность правовых статистических данных, естественно, повышают имиджевую статусность Комитета. В чем залог эффективности? - Эффективность работы единой системы государственно-правовой статистики и учетов достигается за счет рационального применения и использования контрольных функций и полномочий прокуратуры. Правовая статистика и специальные учеты сосредоточенны в главным надзорным органе. А это позволяет вырабатывать единые принципы и методы их формирования всеми государственными, правоохранительными и судебными инстанциями. Помогает осуществлять полную проверку физических и юридических лиц на предмет совершения ими противоправных деяний. Благодаря этому шагу удалось в кратчайшие сроки и с минимальными организационными издержками создать надежную динамично развивающуюся систему обеспечения государственных институтов и общества максимально полной и достоверной информацией. Данные о состоянии преступности в обществе, количественно-качественных показателях процессуальной деятельности органов уголовного преследования и суда, работе государственных органов по защите и поддержке предпринимательства надежны и доступны. Интересно было бы узнать, в каких структурах информация Комитета наиболее востребована? - Статистическими и информационно-аналитическими материалами о - результатах борьбы с преступностью, коррупцией, наркоманией, соблюдением законности КПСиСУ обеспечивает Администрацию Президента, Совет Безопасности, Правительство, правоохранительные, судебные и другие государственные органы. Совокупность правовой статистической информации крайне необходима как при прокурорском надзоре, так и для принятия важных государственных решений. - Большой плюс подобной информации в том, что она ориентирована не на избранных, а на широкий круг потребителей: будь то школьник, студент, ученый, пенсионер… - Действительно, сегодня КПСиСУ - надежный поставщик информации для большого числа пользователей, включая граждан и организации негосударственного сектора. Статистическая информация разного профиля регулярно публикуется на ведомственном сайте Комитета http://pravstat.prokuror.kz/ и доступна каждому. - Результаты работы Комитета - наглядное свидетельство того, что органы правовой статистики - важнейшее звено в системе государственного управления. - Сколько существует Комитет, столько предпринималось попыток отделить его от прокуратуры, передав полномочия то статистическому агентству, то в Министерство юстиции. Но как только возникала потребность в обеспечении достоверности правовых данных, выяснялось, что без прокурорских полномочий не обойтись. Речь здесь идет и о проведении проверок, и о истребовании уголовных материалов, и о доступе к данным. Сама жизнь выбила у оппонентов их аргументы: результаты правовой статистики лежат в основе стратегических и тактических управленческих решений по правоохранному блоку. Они используются при разработке комплексных программ по борьбе с преступностью и профилактике правонарушений. Если 16 лет назад перед нами ставились весьма ограниченные задачи по накоплению правовой информации, то сейчас она позволяет нам углубленно заниматься предметной аналитической и надзорной работой. Обеспечен единый учет данных, начиная со стадии регистрации преступления и заканчивая результатами рассмотрения дела в суде. Данные о преступности мы можем дать буквально по каждому дню. - Вектор работы Комитета вырисовывается очень четко. Какие в связи с этим возникают неотложные задачи? - Основной вектор нашей работы остается неизменным, меняются лишь инструменты достижения результатов. А что касается задач Комитета, то основных я бы выделила три. Это повышение эффективности надзора, укрепление кадрового потенциала и дальнейшее внедрение инновационных проектов. Не стоит забывать и о том, что прокуроры осуществляют связь с органами всех ветвей власти и институтами гражданского общества. Прокурор первым может оценить состояние нормативного регулирования и его недостатки. И мы стремимся не только увидеть, оценить, но и помочь их устранить. - Сауле Муханбедиановна, на недавнем брифинге в Комитете по итогам работы за первый квартал журналистам удалось пообщаться с делегацией Генеральной прокуратуры и министерства внутренних дел Монголии, которая очень заинтересована опытом КПСиСУ и намерена внедрять его у себя. Логично в связи с этим напрашивается вопрос о международном сотрудничестве… - Этот приезд делегации Монголии стал вторым. В феврале с официальным визитом в нашу страну приезжал генеральный прокурор Монголии. Цель его приезда была конкретной: наши монгольские коллеги хотят создать у себя ведомство, подобное нашему Комитету и внедрить систему КУЗИ. Кстати, этот проект оказался настолько востребованным, что им заинтересовались многие коллеги из СНГ. В России, Беларуси, Украине также планируют внедрять казахстанский опыт. Только на днях с этой же целью приехала делегация из соседнего Кыргыстана. И нам есть, что рассказать и показать. У нас общие проблемы в борьбе с преступностью, схожие системы, одинаковые проблемы укрытия преступлений, но мы рады тому, что Казахстан в решении этих проблем продвинулся дальше всех и может служить примером. А залог успешности наших начинаний - поддержка Администрации Президента, Совета Безопасности и Генерального прокурора. Достигнутое-результат работы всего коллектива органов правовой статистики и специальных учетов, всех семисот сотрудников 18 территориальных органов.
Беседовала Валентина ФИРОНОВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |