|
|
|
30.04.2013 У игромании в плену
Пребывая большую часть суток в виртуальном мире в облике киборга, ребенок сам становится психическим мутантом. Увы, компьютерные игры нового поколения не только не безопасны для здоровья детей, но и становятся психотропным оружием, поражающим детскую психику. Об этом наш разговор с председателем Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Раисой ШЕР. Трехлетка с айпадом в руках вместо куклы сегодня, похоже, никого уже не шокирует. Уговорить подростка посмотреть детский художественный фильм вместо многочасового шатания в виртуальном лабиринте с автоматом наперевес, кажется, так же нереально, как заставить человечество отказаться от всех благ цивилизации и взять в руки дубинку первобытного пращура. Понятно, что в век информационных технологий без компьютера, айфонов, айпадов и прочей электронно-цифровой братии обойтись трудно, но ведь в наших силах не впадать в полное им подчинение. И тем более не «подсаживать» на эту зависимость детей и подростков, которые порой просто теряют ощущение реальности. - Раиса Петровна, кому-то, возможно, ситуация с компьютерной игроманией покажется преувеличенной. Вы можете, что называется, цифирью доказать ее опасность? - Хорошие компьютерные игры помогают изучать иностранные языки и осуществлять научные проекты, развивать логическое мышление. А теперь давайте представим себе другую картину: полутемные комнаты, безликие стены, десятки скорченных детских фигурок, уставив пустые глаза в мерцающий монитор, напряженно следят за сумасшедшим мельканием «волшебных» картинок. Это типичный облик большинства компьютерных клубов, в которых подростки просиживают часами. В стране работает около 700 компьютерных клубов. Анализ показал, что ежедневно около полутора тысяч детей и подростков посещают компьютерные заведения, расположенные рядом с домом, учебными заведениями, в торговых центрах. За экраном монитора несовершеннолетние просиживают за одно посещение в среднем от двух до четырех часов, тогда как согласно санитарным нормам ребенок младшего школьного возраста может проводить за компьютером не более 20 минут в день. Данные проведенных нами исследований показали, что 80% школьников 12-13 лет страдают компьютерной зависимостью. Дети сутками, без еды и отдыха, могут находиться в компьютерных клубах. Разве эта ситуация не вызывает тревогу? - Какой вред здоровью приносят увлечения «стрелялками», ролевыми играми? - Диагноз «игромания» уже поставлен Всемирной организацией здравоохранения в один ряд с наркоманией и алкоголизмом. И лечить эту не химическую, а информационную зависимость очень сложно. Чрезмерное увлечение приводит к гиподинамии и нехватке времени на активный отдых на свежем воздухе. Дети, сидя за компьютером в позднее и ночное время, недосыпают, нарушаются физиологические суточные биоритмы жизнедеятельности ребенка. Ролевые компьютерные игры повышают агрессивность, формируют зависимость, способствуют отстранению от общественной жизни и вызывают депрессию, особенно в период формирования детской психики. По данным Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии, дети с поведенческими нарушениями по причине компьютерной зависимости прибывают часто. Как правило, они пропускают занятия в школе, убегают из дома играть в клубы по ночам. Примерно 6% больных поступают с явными психическими отклонениями на почве игромании, в основном это нарушение сознания, потеря ориентировки, галлюцинации. Приведу пример: 13-летний мальчик трое суток провел в одном из компьютерных клубов Алматы. Когда родители с трудом нашли его, он совершенно не понимал, где находится. Вывести больного из состояния, в котором он представлял себя героем игры, сражающимся с видимым только ему противником, удалось только через несколько дней. Кроме того, анкетирование выявило целый ряд изменений в здоровье детей: головная боль отмечалась у 20% опрошенных, 33% жаловались на усталость глаз, 14% - на мерцание перед глазами и 5% - на плохой сон. Но и это еще не все. Практически во всех клубах нет буфетов, где ребенок мог бы перекусить полноценно, зато во всех салонах запросто можно приобрести газированные, тонизирующие напитки и малополезные продукты питания - чипсы, сухарики, шоколадные конфеты… Особую опасность для здоровья детей представляет значительная скученность детей в компьютерных клубах. Оставляет желать лучшего санитарно-гигиеническое состояние этих заведений. Как вы правильно заметили, подобное времяпрепровождение отрицательно влияет на образование детей, так как на это тратится время школьных уроков. Отсюда и нередкие конфликтные ситуации с учителями и родителями. - Не только в компьютерных клубах, но, увы, и дома чадо часами бродит в мировой паутине, «мочит» мнимого врага. С кого берут пример? С родителей, которые не только дома, но и в офисе возделывают виртуальные поля на ферме, вместо того чтобы завести настоящую дачу, или строят замки и воюют с неприятелем. Но если взрослый может сказать себе «стоп», то ребенку это сделать наверняка трудно? - Согласна с тем, что нередко родители вместо живого общения с ребенком сами отправляют его в клуб или сажают за домашний компьютер, их вполне устраивает, когда ребенок занят у них на глазах. Кого в итоге растят? Дети, предпочитающие жестокие игры, более агрессивны, крайне грубы, раздражительны, бесчувственны по отношению к близким, их внутренний мир сужается до размеров экрана монитора. На любые попытки родителей ограничить время пребывания за компьютером подростки часто отвечают угрозами суицида. По данным Комитета по правовой статистике и спецучетам Генеральной прокуратуры, в стране в 2012 году зарегистрировано 205 случаев суицида среди несовершеннолетних. Это на 20,2% ниже, чем в 2011 году. Конечно, эти факты нельзя связывать только с компьютерными играми, но их влияние, несомненно, есть. - Во время проведения операций «Подросток» и ей подобных игроманов выявляют, родителей штрафуют. Но, согласитесь, этого недостаточно. Что же делать? - В целях предотвращения негативных последствий развития компьютерной зависимости необходимо принять ряд мер. Нужно ввести лицензирование деятельности компьютерных клубов, принять ряд соответствующих нормативно-правовых актов с определением порядка их работы. Следует активизировать деятельность местных исполнительных органов по вопросам о режиме работы, ограничениях и закрытии компьютерных клубов в случае несоблюдения правил и условий, определяемых соответствующими нормативными актами. К контролю за их деятельностью, на наш взгляд, нужно привлечь общественные и неправительственные организации. Очень важно развернуть широкомасштабную информационно-разъяснительную кампанию в СМИ. Чтобы не изобретать велосипед, нужно присмотреться к международному опыту. В Германии, к примеру, создана специальная организация помощи людям, которые слишком много времени проводят в Интернете и страдают компьютерной зависимостью. В Украине в ряде городов упорядочена деятельность компьютерных клубов: в Чернигове дети могут пользоваться компьютерами лишь при наличии ученического билета, а в Киеве по решению городского совета запрещается посещать компьютерные клубы во время школьных занятий, кроме каникул и выходных, а также после 21.00. Кроме того, запрещается предоставлять несовершеннолетним доступ к интернет-ресурсам, пропагандирующим порнографию, насилие, жестокость и другие асоциальные явления. Если говорить о мерах, принимаемых в нашей стране, то неоднократно на заседаниях Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве РК обсуждались вопросы обеспечения информационной безопасности. И не раз мы высказывались за необходимость законодательно определить ответственность одного из государственных органов за обеспечение безопасности несовершеннолетних в информационной сфере, в том числе по вопросу деятельности компьютерных клубов. И сегодня, что очень радует нас, в Парламенте рассматривается законопроект «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». И в статье «Требования к распространению информационной продукции в компьютерных и иных электронных играх» к владельцам компьютерных клубов в том числе предъявляются требования по недопущению использования средств компьютерных игр, технически позволяющих создание сюжетов, провоцирующих детей на проявление жестокости, демонстрирующих убийства, изображающих действия сексуального характера и так далее. Уверена, что закон создаст эффективные механизмы по защите прав детей от информации, причиняющей вред их здоровью, полноценному нравственному и психическому развитию, а также усилит правовую ответственность тех, кто нарушает законы. Марина ПАРХОМЕНКО коллаж Павла ЦЕДИЛИНА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |