|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Г. Дорошева, Партнер по аудиту АК «ТрастФинАудит», аудитор РК, член правления ПАО «Коллегия аудиторов»
КАКИЕ ОСНОВАНИЯ МОГУТ БЫТЬ ДЛЯ ОТКАЗА В ВОЗВРАТЕ НДС ПО НУЛЕВОЙ СТАВКЕ ИЗ БЮДЖЕТА ПРИ ЧАСТИЧНОМ НЕ ПОДТВЕРЖДЕНИИ СУММ ПРЕДЪЯВЛЕННЫХ К ВОЗВРАТУ?
Предприятие плательщик НДС, в 1 квартале 2010 года производило реализацию нефтепродуктов на экспорт. В мае месяце 2010 года было подано заявление на возврат НДС в размере 41 565 457 тенге, со всеми документами необходимыми для возврата НДС. Была назначена налоговая проверка, в результате которой не получены несколько ответов на встречную проверку с поставщиками, в связи, с чем налоговое управление отказало нам в возврате НДС. 2.Во втором квартале 2010 года также была реализация на экспорт, заявление было подано в размере суммы НДС 6 078 498 тенге. Назначена проверка, в результате которой были проверены оба периода, т.е 1 и 2 квартал 2010 года. Не получены ответы по 9-ти поставщикам, где сумма НДС составила 9 294 573 тенге. Общая сумма, предъявленная к возврату составляет за два квартала (согласно акта проверки)-49 508 286 тенге. Налоговое Управление, однако выносит решение о не возврате подтвержденной суммы НДС. Правомерны ли действия НУ? Должны ли они вернуть нам НДС в подтвержденной части? Подскажите, пожалуйста, порядок расчета суммы НДС подлежащей возврату, желательно на конкретном примере? 3. Одно из предприятий-поставщиков во время встречной проверки не было обнаружено по юр.адресу и ответ на запрос НУ не пришел, но Решением Экономического суда сделка была признана законной, является ли это решение доказательством правильности отнесения НДС в зачет для предъявления данной суммы НДС к возврату? 4.В данный момент на лицевой счете в НУ по НДС образовалась сумма НДС в размере 44 187 459 тенге, ТМЗ отсутствуют. Имеем ли мы право подать заявление на возврат НДС в полном объеме, или хотя бы в подтвержденной части?
Нормативная база. Указали причину отказа налоговым органом возврата превышения НДС, то трудно комментировать или судить о законности такого решения. Согласно пункту 10 и пункту 11 «Правил возврата превышения НДС» (далее по тексту - Правил) не производится возврат превышения НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки: 1) не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок для подтверждения достоверности взаиморасчетов с поставщиком, удостоверенные электронной цифровой подписью, и (или) если поставщиком проверяемого налогоплательщика не устранены нарушения, выявленные при проведении встречных проверок по ранее направленным запросам; 2) не подтверждена достоверность сумм НДС по крупному налогоплательщику, подлежащему мониторингу, на основании полученных ответов органа налоговой службы по ранее направленным запросам. В акте налоговой проверки в обязательном порядке отражается информация о причинах не возврата. При наличии на дату завершения налоговой проверки не устраненных нарушений, установленных у поставщиков, налоговый орган прилагает к акту налоговой проверки реестр направленных в территориальные налоговые органы запросов на проведение встречных проверок и (или) письменных запросов на устранение выявленных нарушений по форме согласно приложению к настоящим Правилам. Положения НК. В соответствии со статьей 272 Налогового кодекса налогоплательщику возврату из бюджета подлежит: 1) превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, сложившееся по декларации нарастающим итогом на конец отчетного налогового периода (далее - превышение НДС), в порядке, установленном статьями 273 и 274 настоящего Налогового кодекса. По оборотам, облагаемым по нулевой ставке, превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, сложившееся по декларации нарастающим итогом на конец отчетного налогового периода, подлежит возврату, если одновременно выполняются следующие условия: 1) плательщиком НДС осуществляется постоянная реализация товаров, работ, услуг, облагаемых по нулевой ставке; 2) оборот по реализации, облагаемый по нулевой ставке, за налоговый период, в котором совершены обороты, облагаемые по нулевой ставке, и по которому в декларации указано требование о возврате превышения НДС, составлял не менее 70 % в общем облагаемом обороте по реализации. Правительство РК устанавливает критерии отнесения реализации товаров, работ, услуг, облагаемых по нулевой ставке, к постоянной реализации, и порядок определения суммы превышения НДС, подлежащей возврату: связанного с оборотами, облагаемыми по нулевой ставке, в случае невыполнения условий, установленных пунктом 3 настоящей статьи; предусмотренного частью второй настоящего подпункта. Комментарии. Таким образом, расчет сумм превышения НДС согласно статьям 273 и 274 Кодекса выполняется в зависимости от следующего: - соответствие положениям пункта 3 статьи 273 Кодекса - в общей сумме превышения; - при невыполнении пункта 3 статьи 273 Кодекса - в пределах суммы НДС по приобретенным товарам, реализованным на экспорт; - в упрощенном порядке - не более 70 % от суммы превышения НДС, сложившегося за отчетный налоговый период. По факту отсутствия предприятия-поставщика во время встречной проверки по юридическому адресу и, соответственно, отсутствие ответа на запрос налогового органа согласно Правил квалифицируется как не получение ответа на запрос на проведение встречных проверок для подтверждения достоверности взаиморасчетов с поставщиком и наличие Решения Экономического суда не может служить ответом на запрос налогового органа. Заключение согласно пункта 2 статьи 272 Налогового кодекса превышение НДС, не подлежащее возврату из бюджета в соответствии с решением налогового органа, зачитывается в счет предстоящих платежей по НДС. Считаем, что если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа, то он имеет право оспорить такое решение в вышестоящем налоговом органе или в суде.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |